У триптиха «Стена»
Юбилей с кистью в руках и с болью в сердце
Встреча с художником — это всегда праздник. Праздник искусства, красок, эмоций и чувств. Творчество мастера кисти и монументальных полотен Рустема Эминова в свете его 75-летнего юбилея предстает перед нами разными гранями. Возможно, у вас сложится свой портрет настоящего Мастера, в картинах которого кроется смысл бытия.
Есть люди, о которых говорят: он не просто художник, он — летописец души. Таким человеком для своего народа стал Рустем Эминов — мастер, чьи картины не просто изображают, отображают действительность, они трогают сердце, бередят душу, направляют и оттачивают мысль.
Трагическая тема депортации крымских татар пронзительно звучит с полотен Рустема Эминова. Серия его картин «Унутма» (или известная больше как «Депортация») широко используется в качестве иллюстраций в даты годовщин выселений не только нашего народа, но и других репрессированных братских народов.
Кязим Эминов
Родился Рустем Эминов 13 апреля 1950 года в творческой семье. Его отец Кязим Эминов – художник, член Союза художников СССР, Заслуженный деятель искусств УзССР. Мама Эсма Абибуллаева — мастер по художественной росписи ткани. Работала на ташкентской фабрике «Сувенир», где вручную расписывала платки из крепдешина, шелка.
С 1968 по 1973 годы Рустем Эминов учился на художественно-графическом факультете Ташкентского педагогического института имени Низами, после окончания которого работал на комбинате «Рассом» при Художественном фонде УзССР. Его творческая деятельность началась в 1974 году с участия в Первой Республиканской выставке молодых художников. С тех пор работы Рустема Эминова экспонировались на Всесоюзных и Республиканских выставках. Успешно сочетая творческую деятельность с педагогической, он работал преподавателем на кафедре рисунка и живописи, сначала в Ташкентском педагогическом институте и Художественном училище им. П.Бенькова, позднее — в дизайн-колледже имени А.Ходжаева, после возвращения на родину — на кафедре изобразительного и прикладного искусства Крымского инженерно-педагогического университета.
Усеин Боданинский
С 1988 года Р.Эминов — член Союза художников СССР, с 1992 года – Творческого союза художников при Академии художеств Республики Узбекистан, с 2005-го — Национального союза художников Украины. Его картины представлены в фондах Государственного музея искусств и дирекции художественных выставок и панорам Ташкента, Музея культурно-исторического наследия крымских татар в Симферополе, Дома-музея И. Гаспринского в Бахчисарае, в частных коллекциях в США, Израиле, Малайзии, Южной Корее, Австралии, Турции.
Рустем Эминов, как и тысячи других детей депортации, родился и вырос на чужбине, вдали от родных гор, от Черного моря, от родного Крыма. Но Крым с самого рождения живет в его сердце и проступает в каждом штрихе, в каждом мазке его картин.
Умер Ипчи
Его холсты — как молитва, произнесенная красками: в них — боль и крик матерей, из рук которых конвоиры вырывали бездыханное тело ребенка, умершего в пути в душном вагоне, заполненном несчастными, ни в чем не повинными людьми. В них молитва по развеянным ветром и растасканным шакалами останкам брошенных у железнодорожного полотна тел. В них — молчаливый взгляд старика, который так и не дожил до возвращения. В них — полная тревог и страданий дорога изгнания и преисполненный светлой надежды и веры путь домой.
В работах Рустема Эминова представлена всему миру крымскотатарская судьба. В них не только скорбь. В них и свет, и вера, и несгибаемость. Вот как художник сам отзывается о своих картинах в одном из интервью «ГК»:
Ильми Аметов
«Серия «Унутма» вся, можно сказать, выстраданная. За ней идут серии «Авдет» («Возвращение») и «Возрождение», отображающие этапы жизни моего народа. Портреты сами по себе сложны, в них, кроме сходства, должен быть глубинный смысл, характер, настроение, состояние души. Сложной для меня была работа над портретом Усеина Боданинского, который экспонируется в Хан-Сарае. Сложной — потому что недостаточно было хорошего и качественного фотоматериала. Мне интересно писать лица пожилых людей, каждая морщинка, складка у губ, взгляд, поворот головы, натруженные руки — в них все говорит за себя.
Долго и мучительно вынашивал «Автопортрет» с замком и ржавой цепью, хотелось передать в нем особый посыл. Мы стоим у закрытой двери, но в замке на металлических цепях, казалось бы, сковывающих наш дальнейший путь, висит связка ключей. Значит ключ решения многих наших проблем — в наших руках…».
Рустемом Эминовым создана галерея портретов выдающихся сынов и дочерей Крыма: Исмаила Гаспринского, Бекира Чобан-заде, Умера Ипчи, Амет-Хана Султана, Кязима Эминова, Айше Сеитмуратовой, Ильми Аметова, Решида Медиева, Амета Калафатова, Усеина Боданинского, Амди Гирайбая и других.
У самого Художника нелегкая судьба, он стоически переносит боль, череду утрат и невосполнимых потерь близких. Порой, когда краски стынут и кисти безмолвны, обретают глубокую мысль слова, которые выливаются в поэтические строки… В этих стихах Рустема Эминова — смысл его жизни:
Я люблю тебя, Крым…
Ты подарок нам всем от Аллаха!
Я люблю мой народ!
Без него мне реально – не жить…
С моих первых шагов по земле
И покуда не стану я прахом,
Буду вместе с Народом
И горе, и радость делить!
А когда это мир нереальный
Я реально покину,
Буду рад, очищаясь в аду
От своих нереальных грехов,
Если в Мире, в котором я жил,
Хоть одна сохранится картина
Из написанных мной,
И немного хороших стихов.
comments powered by HyperComments