Р. Эмиров и Э. Сеитбекиров на территории бывшего села Буюк-Сонак. 2019 г.
Смена поколений — процесс естественный, но протекает болезненно не только для членов семьи, но и народа в целом, если касается личностей общественно-значимых. Человеческая жизнь – ценность в сокровищнице природы, если она созидательна в развитии. Шкала оценивания — без ГОСТов, но если память сохраняется, а общество чтит Гражданина, то прожитая жизнь была посвящена далеко не сугубо личным интересам.
В последние месяцы смерть вырвала из наших рядов людей, которых в народе помнят добрым словом. Валерий Возгрин, Эльдар Шабанов и другие — их уход из жизни болью отозвался в сердцах тысяч соотечественников. Эта боль будет нарастать, потому что поколение активных борцов за возвращение на родину перешагнуло за восемьдесят. Они достойны почитания при жизни и памяти после смерти.
Каждый день направляясь на работу, я прохожу мимо офиса, где в последние годы работал председатель общественной организации «Крым-Юрт» Рустем Эмиров. Еще несколько месяцев назад практически ежедневно мы сидели с ним за чашечкой кофе, обсуждая национальные проблемы, строили планы и реализовывали задуманные проекты. Его неожиданная смерть крайне болезненно была воспринята коллективом редакции газеты «Голоса Крыма new», постоянным автором которой он являлся. Иметь друзей не в застолье, а в работе крайне важно. Единство интересов выводит дружбу на новый уровень, скрепляя ее результатами труда.
С Рустемом Эмировым я познакомился в начале 1990-х годов. Начинающий предприниматель делал первые шаги в бизнесе, открывал торговые точки, наладил работу кафе, пытался запустить животноводческую ферму. Первичное накопление капитала было делом сложным, царил правовой беспредел, бесчинствовал рэкет, облагая данью трудовую деятельность предпринимателей и рыночников. Рустем-ага часто вспоминал, как к нему домой с угрозами наведывались крымскотатарские рэкетиры, постоянно требуя денег. Позже его кафе попало в поле зрения другой более мощной крымской ОПГ, которая настойчиво предлагала свои «услуги». Физическое противостояние между бандитами закончилось не в пользу «наших соотечественников», зато прекратились наезды домой с угрозами семье. Четко выполняемые условия такого «сотрудничества» обеспечили какую ни есть защиту, что обычно входит в функцию государства, но оно проявляло полное попустительство. Рассказать об этом эпизоде побуждает необходимость критического осмысления нашего прошлого и объективного подхода к настоящему. Такого принципа придерживался Рустем-ага с собеседниками.
Многие из нас, родившиеся и выросшие в благополучных семьях, формировавшие свое мировоззрение на примерах положительных исторических и литературных героев, во многом идеализировали свой родной народ. В основном оно так и было. В местах ссылки ощущалась постоянная взаимопомощь, совсем незнакомые люди, признав соотечественника, старались ему содействовать во всех вопросах. Возвращающиеся на родину в 1960 — 1970-х годах крымские татары и вовсе оказались спаяными в жизненных ситуациях. Но как оказалось, пороки далеко не чужды нам, как и другим народам. Получивший распространение в 1990-х разгул бандитизма в крымскотатарской среде, когда обложить данью соотечественника считалось достижением, а «включение счетчика» за долги – лихой удачей, напрочь стер представление об идеальности крымскотатарского общества. Поэтому нормы морали важны, но нормы права обязательны для поддержания человеческих взаимоотношений.
Тогда в 1990-х я обратил внимание на особенности характера Рустема-ага, его стремление оказывать содействие и помощь. В его доме останавливался, когда приезжал в Крым, один из организаторов крымскотатарского национального движения за возвращение на родину Мустафа Халилов. Он организовал бесплатное питание в кафе перспективному крымскотатарскому спортсмену, которому в день по режиму необходимо было потреблять определенное количество мяса. Рустем Эмиров курировал отдельных стариков, оказывая им материальную поддержку.
Ведя здоровый образ жизни, ежедневно практикуя утренние пробежки, Рустем-ага был сторонником спортивных увлечений и содействовал развитию шахмат в Крыму. Многих поразил организованный им на личные средства шахматный турнир между сборными Турции и крымских татар. То, что должны были делать государственные мужи, сделал он один, к тому моменту мелкий предприниматель. Сам Рустем-ага отмечал, что в последние годы в Турции шахматный спорт получил широкое развитие, открылась масса клубов в разных городах. «Их поражение тоже дало результаты», — шутил он.
Заходя в офис к Рустему-ага, нередко заставал его за чтением книг. Круг его интересов был широк и разнообразен: история, философия, политология, языкознание. Организацию курсов изучения крымскотатарского языка он практиковал многие годы.
Долгожителем оказался его проект «Алтын бешик» — клуб знакомств, реализацией которого в последние годы занимается Ава-Шерфе Мамедова. Контингент женщин и мужчин, мечтающих создать семью, находит здесь поддержку и понимание. Судьбы у людей складываются по-разному, кто-то остался один с детьми, другие вообще не были в браке, но желание иметь полноценную семью – мечта многих. Однако отрицательные тенденции, получившие распространение в народе, вызывали крайнее беспокойство у Рустема-ага. Прежде всего они были связаны с поведением молодежи, особенно ее мужской части, которая избегает взять на себя ответственность главы семьи, обзавестись детьми, растить их в достатке и обеспечить образованием. В этом он видел признаки деградации, способные сыграть роковую роль в судьбе крымскотатарского народа. Выходцы из крымской глубинки, приехавшие в Симферополь в поисках удачи, занимающиеся, например, строительством или перевозками людей, предпочитают иметь доступных женщин с квартирами, забывая, что как только закончится страсть, сразу станешь ненужным и окажешься на улице. Дети – вот основа семейного счастья. Так он рассуждал в наших беседах.
Будучи светским человеком, Рустем Эмиров был сторонником восприятия лучших достижений мировых цивилизаций и адаптации их в крымскотатарской среде. Никакие предрассудки не должны мешать развитию крымскотатарской нации, — считал он.
Воспринимая близко не только внутринациональные проблемы, но и глобальные, касающиеся всего человечества, Рустем Эмиров стал активистом Зеленого движения в Крыму. Постоянные тематические публикации, посадка новых насаждений входили в его компетенцию.
На завершающем этапе своего жизненного пути он осуществил идею, лелеянную многими активистами крымскотатарского национального движения, – выступил организатором установки памятника Номану Челебиджихану в с. Завет-Ленинский (Кучук-Алкалы) Джанкойского района. Забросив все свои дела, Рустем-ага вместе с командой, которая сформировалась под идеей «Памятник Челебиджихану», приступил к реализации проекта. Яркая акция, всенародный порыв позволили с успехом завершить дело.
Нахлынувшие воспоминания заставляют вспомнить отдельные эпизоды нашей совместной работы. Когда Рустемом Эмировым были получены разрешительные документы на установку памятника Н. Челебиджихану, он поинтересовался моим мнением: ничего, если он сам возглавит оргкомитет? Я выразил абсолютную поддержку. Позже пришлось настоятельно рекомендовать ему как председателю оргкомитета выступить первым на церемонии открытия памятника. Практика предоставления первого слова высокопоставленным лицам не должна принижать роль настоящих организаторов дела. Как не вспомнить здесь слова Эльдара Шабанова: не допускать «идолопоклонничества». За несколько дней до открытия памятника, я застал Рустема-ага в расстроенных чувствах. Оказывается, с ним грубо пообщался высокопоставленный молодой крымскотатарский чиновник, которого пригласили на мероприятие. Причиной послужило то, что с ним не посоветовались и не согласовали. Через некоторое время, со сменой правительства в Крыму, чиновника освободили от занимаемой должности, а памятник Челебиджихану стоит и радует, благодаря усилиям совершено других людей.
В октябре, незадолго до его смерти, мы с Рустемом Эмировым выехали в Белогорск (Карасубазар) на общественные слушания для рассмотрения вопроса установки памятника в центре города депутату II Государственной Думы Решиду Медиеву. В запасе оставался еще час времени, и мы, купив булочки и воду, сев на лавке в сквере, решили перекусить. Предстояла дискуссия, и мы обсуждали различные варианты дальнейших своих шагов в случае отказа. Члены Общественного совета не поддержали нашу просьбу, предложив искать другое место в городе. Этим собирались заняться в ближайшее время, но…
Рустем-ага часто сожалел об уходе старшего поколения активистов национального движения крымских татар. «Круг до того сузился, что и поговорить не с кем», — сетовал он. Теперь уже, с его уходом, компетентных и деятельных активистов стало еще меньше.
comments powered by HyperComments