У Исмаила Гаспринского есть рассказ об образованной и бесстрашной Гульджемал, которая преподала урок решимости горожанам, собиравшимся было уже сдаться врагу, окружившему город и значительно превосходившему в численности и силе. Девушка своей волей изменила ход событий, обратившись к военному совету с пламенной речью: «Эй, мусульмане, не посчитайте постыдным то, что я без дозволения вошла на высший совет, быть может, мое место на кухне возле казана. Я же вошла на военный совет. Однако эти дни не такие простые, как другие, может, это наш судный день… Как я поняла, высший совет дает добро сдаться… Я не из тех, кто сдается!..» (Перевод на русский язык Т.Киримова).
Народ, восхищенный и воодушевленный отвагой девушки, назвал ее львицей – Арслан кыз. Ее пример и бесстрашие спасли народ от верной гибели, привели к победе и освобождению осажденного города от врага.
Такой была и Сабрие Сеутова – писательница, журналистка, активная участница национального движения крымских татар. В эти дни ей исполнилось бы 70 лет. Четверть века назад, 8 февраля, ей было всего 44 года, когда она умерла от опухоли головного мозга, последствия травмы, полученной во время очередного задержания «блюстителями правопорядка».
Родилась Сабрие в Казахстане, позже родители переехали в Узбекистан, в город Янгиюль. Еще будучи 12-летней школьницей, она публиковалась в газетах «Дружные ребята», «Ленин байрагъы», получила диплом 1 степени за участие в конкурсе детского журнала «Мурзилка». В 1977 году Сабрие Сеутову – выпускницу татлита Ташкентского пединститута приняли на работу в редакцию «Ленин байрагъы», спустя три года — в журнал «Йылдыз».
Она писала повести и рассказы «Мумкюн олсайды» (Если бы можно было…), «Кене келерим» (Еще вернусь), «Япракълар тёкюлелер» (Падают листья). В 1989 году в ташкентском издательстве им. Гафура Гуляма выходит ее сборник «Алем мас-мавы» («Этот голубой мир»), в который вошли ее лучшие повести и рассказы. В ее мир не вписывались несправедливость, жестокость и подлость. Сабрие Сеутова вступает в борьбу за права своего народа. Принимает участие в собраниях, митингах. Лето 1987 года для крымских татар оказалось горячим. Делегация от народа выехала в Москву, и в числе активнейших из них была Сабрие Сеутова. Она встречалась с журналистами и корреспондентами различных советских и зарубежных изданий и в своих интервью смело заявляла о праве народа жить на родной земле.
В этот период появляется сообщение ТАСС об учреждении комиссии по рассмотрению проблемы крымских татар, но при этом вновь сеющее ложь и дезинформацию.
Рукопись С. Сеутовой (отрывок рассказа)
Старшее поколение помнит, как по центральному и узбекскому телевидению 30 и 31 июля 1987 года показали фрагмент «тайной встречи» представителей крымских татар с американским дипломатом. Фотография сопровождалась обличительным подтекстом в шпионских связях крымских татар. Среди обведенных на снимках участников встречи диктор назвал Фуата Аблямитова, Сабрие Сеутову и Бекира Умерова. Участников июльских протестных акций грубо задержали с применением силы, доставили в аэропорт, а оттуда под конвоем в Ташкент. Теперь все они были под бдительнейшим надзором КГБ и подвергались прессингу и задержаниям под разными надуманными предлогами.
Но это не остановило Сабрие, и она вместе с Фуатом Аблямитовым в декабре выезжает в Москву на Международный семинар по вопросам защиты прав человека. На рейс из Ташкента в Москву их не допустили, но они нашли возможность и все же попали на заседание юридической сессии семинара и приняли участие в секции по защите национальных прав. Вскоре в Москве их задержали, без объяснения причин затолкали в спецмашину с решетками. Причем мужчина в штатском, то ли умышленно, то ли не рассчитав сил, толкнул Сабрие сзади так, что она ударилась головой о дверь и потеряла сознание.
В РОВД их продержали шесть часов, Сабрие рвало, ей вызвали скорую. Пару дней Сеутову продержали в женском спецприемнике.
Вернувшись домой, она почувствовала ухудшение, ее положили в ташкентскую больницу с диагнозом «сотрясение мозга», позже перевели в специализированную нейрохирургическую больницу. Но тут начались странности в постановках диагнозов и решении консилиума. Врач успела предупредить Сабрие, что ее переводят в психушку. О карательной психиатрии, применявшейся в советские годы, писали не понаслышке многие диссиденты и правозащитники. Когда на следующий день в 7 утра за Сеутовой приехал мужчина в штатском, она все поняла. Два крепких парня затолкали ее в машину с надписью «Медпомощь», но она закричала, что уже предупредила родственника, куда ее везут, и скоро весь народ об этом узнает. Сеутову доставили домой, а спустя полчаса двое в штатском привезли ее вещи, листок нетрудоспособности и справку с прочерками в графах «Диагноз» и «Рекомендации». Чтобы опорочить человека и народ, власти не чурались низких методов и способов.
Опасаясь растущих волнений среди народа, власти организовали травлю Сабрие. С их подачи в СМИ появилась статья на русском, крымскотатарском и узбекском языках «Ложь по закону», в которой, со ссылкой на заключения именитых врачей, Сабрие Сеутова обвинялась в симуляции болезни и истерии. Вряд ли кто после подобных угроз, преследований и травли мог оправиться и продолжить свою борьбу. А Сабрие нашла в себе силы. Уже в августе 1989-го она с Энвером Нагашевым поехала на празднование принятия 1100-летия Ислама по хиджре в Волжской Булгарии. Осенью того же года с Фуатом Аблямитовым встречала в Москве Айше Сеитмуратову из Нью-Йорка, и на поезде они прибыли в Крым.
Сборник из фондов РКБ им. И. Гаспринского
С 1991 года Сеутова с родителями начала обустройство на родине. Выезжала с Сеитмуратовой в США, выступала с лекциями перед студентами, рассказывая о положении соотечественников после 1944 года в депортации и после самостоятельного возвращения в Крыму спустя полвека. Ездила по Крыму, принимая участие в собраниях, пикетах и митингах.
Но болезнь ее прогрессировала. В 1996 году в Турции ей провели операцию, но спустя два года, 8 февраля, она скончалась от рака мозга на родине. Многие, кто знал Сабрие Сеутову, близко общался с ней, отмечают ее высокую работоспособность, прямолинейность и принципиальность.
Последние дни она доживала в сыром подвале недостроенного дома в массиве Фонтаны Симферополя… Об этом поведал ее отец, Сервер Сеутов, в прошлом учитель математики, в доме которого в 2002 году побывал корреспондент «ГК» Адиль Сеитбекиров. Тогда мама Сабрие – Йылдыз-апте, сокрушалась, что с мужем (ему уже было 80) не могут по состоянию здоровья посетить могилу дочери. На редакционном автомобиле фотокор Сервер Мустафаев и Адиль Сеитбекиров повезли родителей на кладбище, чтобы прочесть над могилой Сабрие молитву. Но среди заросшей травы и появившихся за годы новых захоронений оп-ределить, где покоится прах дочери, родители не могли. Помогла бутылочка с запиской с фамилией и годами жизни, предусмотрительно закопанная по просьбе Йылдыз-апте у изголовья могилы.
Йылдыз-апте, А. Сеитбекиров и мулла мечети мкрн. Фонтаны у могилы С. Сеутовой, г. Симферополь, 2002 г.
«Очистив траву и раскопав землю у покосившегося деревянного колышка, мы смогли убедиться, что Сабрие похоронена здесь, и прочли молитву за упокой ее души, — вспоминает Адиль Сеитбекиров. – … Йылдыз-апте со слезами на глазах просила помочь продать печатную машинку Сабрие, чтобы на вырученные деньги поставить памятник дочери. По состоянию могилы мужественной дочери Крыма будут судить о самом народе».
В тот же год при редакции «Голоса Крыма» был создан оргкомитет по сбору средств на установку надмогильного памятника Сабрие Сеутовой. Его возглавил ветеран национального движения Иззет Хаиров, в состав вошли: Идрис Асанин, Сеит-Яя Белялов, Фуат Аблямитов, Юсуф Джемалединов. Полистайте подшивку «ГК» за 2002 год, и вы, возможно, увидите в списке внесших свой вклад в это богоугодное дело свою фамилию, фамилии своих близких, друзей и знакомых. Спустя год Иззет Хаиров отчитался о собранных средствах, затратах на изготовление, установку памятника, его благоустройство. В июле 2003 года, к 50-летию со дня рождения Сабрие Сеутовой, у ее надмогильного памятника прошел молебен. Общественность Крыма пришла выразить свое почтение и благодарность славной и бесстрашной дочери своего народа.
Дань памяти народной, 2003 г.
В Республиканской крымскотатарской библиотеке имени И. Гаспринского есть сборник Сеутовой «Алем мас-мавы», печатные издания с ее публикациями и статьями о ней. Есть рукопись ее рассказа «Такъдири ойле…». Но судьба ее архива, печатной машинки нам неизвестна. Жизнь и творчество Сабрие Сеутовой — тема очередного исследования.
Отрывок из повести Сабрие Сеутовой «Умют нагъмелери»:
«Анна Ахматованынъ шиирлерини текрар ве текрар окъуйым. О гъает кучьлю ве ирадели къадын эди. Улу къадын эди. Онъын сатырлары манъа къувет берелер.
Омюрден кетмек… Вакъытсыз кетмек… Бу ахмакълыкъ, эбет. Сен, севимлим, сен, меним еканем, мени акълап олур эдинъми? Яшамакъ керек. Эр анги чаресизликке къаршы яшамакъ керек. Кучьлю, ирадели олмакъ керек. Анна Андреевнанынъ дёрт сатыры акъылымдан ич де кетмейлер:
«Бугунь меним япаджакъ ишлерим чокътыр,
Хатирени ольдермесем, чаре ёкътыр!
Гонълюм къатсын, таш олсун ки, мен яшайым,
Яшамагъа янъы баштан алышайым».
(Снова и снова перечитываю стихи Анны Ахматовой. Она была сильной и волевой женщиной. Великой женщиной. Ее строки придают мне силы.
Уйти из жизни… Безвременно уйти… Это глупость, конечно. Ты, мой любимый, ты, мой единственный, смог бы меня оправдать?
Надо жить. Вопреки всем невзгодам надо жить. Сильной быть, волевой.
Не выходит из головы четверостишие Анны Андреевны:
У меня сегодня много дел:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить).