Курс валют USD 0 EUR 0

Селиме Челебиева — непревзойденный мастер народных танцев

Комментариев: 0
Просмотров: 1 205

Ибраим ВОЕННЫЙ

 

От знаменитого крымскотатарского танца «Тым-тым» в ее исполнении у зрителей захватывало дух. Настолько утонченными и изящными были ее движения! Настолько глубоко она понимала и чувствовала крымскотатарскую музыку и танец!

18 августа – 95-летие со дня рождения известной крымскотатарской танцовщицы Селиме Челебиевой

Светящаяся звезда танцевального искусства, уникальная танцовщица и грациозный мастер своего дела, Селиме Абла кызы Челебиева родилась 18 августа 1921 года в Симеизе (Ялтинский район).

В воспоминаниях Селиме Челебиева так описывает свое вхождение в мир исскуства: «В детстве я осталась  без отца, росла и воспитывалась мамой и бабушкой. Жизнь наша была не из легких. Кусочек хлеба доставался очень тяжелым трудом. Но, даже живя в такой бедности, я ходила и принимала участие во всех свадьбах и мероприятиях, проводимых в нашем селе, где с удовольствием и от души танцевала.

Единственный танец, который я знала, был «Агъыр ава ве хайтарма».

В первые годы советской власти создавались  клубы и театры.

В это время показать и реализовать свой талант для своего народа стало возможным и мне».

После окончания школы Селиме принимают  в Ялтинский танцевальный ансамбль. Впоследствии, пройдя испытательный конкурс в 2-годичную Ялтинскую хореографическую студию, она учится танцевальному искусству.

Учебу оканчивает в 1938 году. Затем, приехав в Симферополь, молодая танцовщица работает в крымскотатарском ансамбле песни и пляски.

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, был создан ансамбль для выступления перед бойцами, в состав которого была включена и Селиме Челебиева.

Как вспоминал Ильяс Бахшиш, «Несколько раз на Перекопе и в Джанкое наш ансамбль попадал под бомбежку. Мы выступали в открытом поле, на импровизированных сценах и площадках. К счастью, никто не погиб».

Сотрудник газеты «Голос Крыма» Роза Аирчинская вспоминает, как Ильяс Бахшиш, касаясь этого эпизода, очень ярко и эмоционально описал еще один момент.

«Во время бомбежки, когда бойцы и артисты спрятались в укрытиях, вдруг на лужайку, как птица, выпархивает Селиме Челебиева в ярком, красочном цыганском наряде и начинает танцевать «Цыганочку». Все были ошарашены и удивлены смелостью молодой и красивой танцовщицы, и как очарованные смотрели на ее темпераментный и зажигательный танец. А вражеские самолеты, отбомбившись, дали на прощание несколько очередей из пулеметов и улетели, кроме одного. Немецкий летчик несколько раз сделал круги над танцующей Селиме, а затем, как бы помахав крыльями, улетел».

29 октября 1941 года ансамбль вернулся в Симферополь. А 2 ноября город был занят фашистами…

В декабре 1943 года большую часть труппы Крымскотатарского драмтеатра гитлеровцы в принудительном порядке вывезли из Крыма…

15 ноября 1944 года артисы татарского театра покинули Румынию, где оказались в силу военных причин. Во второй половине марта 1945 года они как «спецконтингент» прибыли в Таджикистан, на станцию Ленинабад.

Что касается Селиме Челебиевой, то она и ее семья, как и весь народ, были депортированы из Крыма 18 мая 1944 года. Ее семья попала в Свердловскую область, в 1948 году переехала  в Наманган и уже здесь Селиме в 1951 году начала работать танцовщицей в областном драматическом театре.

В 1957 году в Ташкенте Государственным постановлением при Узбекском государственном оркестре эстрады был организован ансамбль песни и пляски крымских татар, в дальнейшем преобразованный в ансамбль «Хайтарма».

А в состав театра были привлечены такие известные личности, как Ильяс Бахшиш, Сабрие Эреджепова, Энвер Шерфединов, Рефат Асанов, Аким Джемилев, Селиме Челебиева и многие другие. Так Челебиева в течение многих лет работает в  крымскотатарском ансамбле «Хайтарма».

Концерты ансамбля пользовались большим успехом. После 12 лет бесправия и комендантского режима появился хоть какой-то просвет.

Вдали от Родины, после долгих лет унижений и оскорблений, находясь принудительно в местах депортаций, крымские татары наконец-то со сцен театров услышали звуки родной музыки, танцев, песен. Концерты проходили с аншлагами, люди плакали, долго не расходились после концертов.

Залы театров всегда были заполнены, зрители видели на сцене своих любимых артистов, они словно заново попали в родной Крым.

Танцы в исполнении Селиме Челебиевой («Агъыр ава ве къайтарма», «Эмир-Джелял ве хайтарма», «Тым-тым», «Къокъла оюны») вошли в золотой фонд ансамбля «Хайтарма». Свой талант и уникальное мастерство она передавала молодым исполнителям.

От знаменитого крымскотатарского танца «Тым-тым» в ее исполнении у зрителей захватывало дух. Настолько утонченными и изящными были ее движения! Настолько глубоко она понимала и чувствовала крымскотатарскую музыку и танец!

В 1969 году в Ташкенте были выступления ансамбля «Хайтарма».  В исполнении знаменитых артистов — Акима Джемилева и Селиме Челебиевой — танец «Сен да меним назлы ярем» зрители встречали, аплодируя стоя.

Каждый танец Селиме Челебиевой  рождался из музыки, музыкальность была присуща ей органически. Она чутко следовала тончайшим нюансам звуков скрипки. Она как бы собирала музыку руками и передавала ее внутренний эмоциональный смысл в изумительном по выражению жесте. На глазах очарованного зрителя Челебиева лепила безупречной красоты движения, из которых и слагался танец-вдохновение.

Покинув сцену, Селиме Челебиева долгие годы работала костюмером в ансамбле «Ялла».

Великая звезда крымскотатарского танцевального искусства умерла в августе 1989 года и похоронена на Родине, в Крыму. Ее могила находится на кладбище в селе Доброе Симферопольского района, а  башташ (могильный памятник) ей установила группа «Ялла», как своей сотруднице в благодарность за ее незабываемое высокое мастерство в искусстве.

Вот как отзывались о Селиме Челебиевой знаменитые деятели искусства.

Сабрие Эреджепова в своей книге воспоминаний «Меним энишли-ёкъушлы ёлларым» посвящает ей следующие строки: «она работала со мной неразлучно 15 лет, показав себя в качестве уникальной танцовщицы, трудолюбивой, любящей свою профессию и постоянно работающей над тонкостями и красотой своих танцев. Она стала любимицей народа, как танцовщица она покоряет зрителей своей темпераментностью и зажигательным исполнением своих танцев.

Уникальное исполнение Селиме танца «Тым-тым», ее красивые и утонченные движения рук, словно крылья птицы, словно движения змеи, долго не могли забыть те, кто видел то, что она исполняла, и равных ей не было».

Ильяс Бахшиш, композитор: «Селиме Челебиева считается уникальной танцовщицей нашего ансамбля. Работая в нашем коллективе, она показала себя как талантливая танцовщица и хорошо знающая классические народные танцы артистка. Своим уникальным мастерством она делится с товарищами по профессии и обучает искусству молодежь».

Сафтер Нагаев, литературовед: «Мне не довелось много встречаться лично с Селиме-апте,  но когда я видел танец «Тым-тым» в ее исполнении, у меня перехватывало дух. Если бы у меня была возможность, то я установил бы памятник Селиме-апте только за уникальное  исполнение танца «Тым-тым».

Гани Мурат,  артист и режиссер: «Селиме Челебиева наряду с крымскотатарскими народными  танцами с огромным вдохновением и мастерством исполняла  русские, украинские, грузинские, азербайджанские народные танцы.

Она показала себя как  талантливая артистка драматического и комедийного жанра. Талантливо и мастерски исполняла роли и воплощала образы в комедии Шамхалова «Свекровь», Залевского и Невзорова «Где моя любовь», в драме Юсуфа Болата  «Арзы къыз» очень профессионально и ярко изобразила  образ Айше».

Энвер и Алие Биляловы, артисты: «27 декабря 1968 года начался набор в ансамбль «Хайтарма» и было принято на работу еще около 20 человек. В те времена не было балетмейстера, работающего с женским составом нашего коллектива. Доработка и постановка всех танцевальных композиций, обучение держать себя на сцене, ходить и двигаться, вырабатывать грациозные движения кистей рук в танце — все это было возложено на Селиме-апте. Всем законам  сцены Селиме-апте обучала молодежь. Сама она была очень ответственной и терпеливой. Мы никогда не забудем эту удивительную женщину».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог