Курс валют USD 0 EUR 0

Семейная политика – вопрос политической значимости

Комментариев: 0
Просмотров: 442

 

«Пусть каждый крымскотатарский дом будет наполнен детским смехом», — такое пожелание я адресую молодоженам, открывая свадьбы соотечественников.

Иметь семью, растить детей, то есть заложить семена для продолжения рода – сущность человеческой природы. За редким исключением (врожденные болезни), такая возможность предоставляется каждому, и только внешнее влияние может помешать реализоваться этому естественному процессу. Сведение к минимуму рисков депопуляции – первостепенная задача стремящегося к развитию общества, а при решении демографических проблем, для государства в приоритете естественный прирост населения и только потом миграционные вливания. Для крымских татар, много раз перенесших национальную катастрофу, последние десятилетия обернулись демографическим ростом. Такая тенденция  требует всестороннего поддержания и проверки численности осенью этого года, во время Всероссийской переписи населения.

Тревожные цифры Росстата и прогнозы по сокращению населения России заставляют правительство искать новые механизмы, стимулирующие рождаемость, ученые, изучая вопрос, дают свои рекомендации. Крымские татары, будучи гражданами страны, естественные участники всех процессов, на которых сказывается влияние политики и идеологии, а законодательство регулирует их жизнедеятельность, диктуя изменения сложившихся устоев. Например, когда родители обращаются за материнским капиталом, компенсирующим затраты строительства жилья (при этом выполняя требования положения об оформлении завещания на отчий дом, делая всех детей его наследниками в равных долях), тогда явно нарушаются традиции наследования единственного недвижимого имущества младшим сыном, с кем отец и мать проводят свой остаток жизни. Поэтому очень важно в многонациональном государстве совпадение индивидуальных и общих интересов.

Соперничество цивилизаций оказывает влияние на народы и отдельных людей, вовлекая их в свою орбиту. Перед теми, кто оказался на стыке культур, возникают проблемы не только сохранения «устойчивого прошлого» и противодействия чуждому, но и  открываются возможности динамичной адаптации лучшего, как говорится, общечеловеческих ценностей.

Общества в процессе жизнедеятельности экспериментируют пути своего развития, методом разработки теорий и воплощения их на практике, приводящих одних к расцвету, других к упадку. Проблема демографии, как говорили совсем еще недавно, — совокупный результат экономического базиса и идеологической надстройки. Поэтому в современной России все чаще заявляют, что стимулирование рождаемости может включать как финансовые способы, так и социальные, важнейшим направлением из которых является система образования, получившая название «просемейное». Цель просемейного образования состоит в предотвращении семейного кризиса, работе с угрозами и рисками, которые возникают в современной семье. Человечество в поиске благ нередко заводит себя в тупик, из которого потом долго выбирается. Наверное, невозможно определить идеал семейных взаимоотношений, но сделать выбор в пользу той или иной человеческой практики  необходимо. У нашего народа этот принцип тоже сформировался, отдав предпочтение мононациональной разнополой супружеской паре, в подавляющем большинстве исключив многоженство.

Оценивая итоги сексуальной революции, через 50 лет на Западе забили тревогу по поводу ее пагубного влияния на общество.  Ее результатом явились: рост подростковых беременностей, снижение возраста вступления в половую жизнь, рост заболеваний, передающихся половым путем, увеличение случаев асоциального поведения.

Старшее и среднее поколение крымских татар, формировавшие нормы поведения на основе советских законов и морали, которые карали гомосексуализм, многоженство, тунеядство, регламентировали возраст вступления в брак и т.д., имеют существенное различие в мировоззрении с современной молодежью, чьи взгляды простираются от мусульманской богобоязненности до западной маргинальной идентичности. Оба направления стремятся расширить свое влияние в обществе, нередко вступая в противоречия с российским конституционным строем.

Следует заметить, что после национальной катастрофы 1944 года, демографический прирост у крымских татар начался еще в Азии, даже при определенном недружелюбии советской власти. Сегодня законодательство в области демографической политики  наделяет каждого гражданина правом, а предлагаемые меры социально-экономического характера особо не противоречат ничьим национальным интересам. Сложившийся светский тип крымского татарина с крепким национально-духовным стержнем позволяет ему вписываться в российское общество, поэтому предпринимаемые государством шаги по увеличению численности населения должны и ему сослужить службу.

На днях в своем послании к Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил, что темпы роста населения страны должны нарастать с каждым годом. «Судьба России зависит от того, сколько нас будет», — отметил он.

«Суммарный коэффициент рождаемости в 2019 году составил 1,5 — для нашей страны это мало», — заявил президент, добавив, что для сравнения, коэффициент 1,3 был в 1943 году во время Великой отечественной войны, а в 1990-е было еще хуже — 1,16.

«Семьи с двумя детьми тогда были редкостью, и существующие негативные прогнозы не могут нас не настораживать», — продолжил глава государства.

«В 2024 году коэффициент рождаемости должен быть 1,7. Сбережение и преумножение народа России — наша главная цель», — сказал В.Путин.

А преумножение крымских татар — разве не наша цель? Судьба крымских татар разве не зависит от того, сколько нас будет? Налицо совпадение установок. И для преодоления негативных тенденций действовать придется сообща.

В последние десятилетия в результате высокого уровня модернизации и информатизации распространилась тенденция деформации социальной реальности людей. Одним из самых тревожных симптомов этого процесса стал так называемый синдром хикикомори (в переводе с японского — тот, кто ушел в затвор). Это люди, добровольно отказывающиеся выходить из дома или даже из своей комнаты, избегая контактов с обществом. Хикикомори не работают и чаще всего полностью зависят от родителей либо живут на пособие, если оно способно обеспечить минимальный прожиточный минимум. Хикикомори поглощает молодежь, обрекая на «интернет-одиночество», формирует физическую недоразвитость и психические отклонения, деструктивно воздействуя на такой общественный институт, как брак и семья. Профилактикой подобных отклонений в социальном поведении занимается просемейное образование.

Вызывающие кризис у отдельных народов изменения в репродуктивном поведении у крымских татар не так обострены, хотя многие факты уже давно настораживают. Как отмечают ученые: «Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и потом остаются достаточно стабильными. Этим можно объяснить и сложность перехода от малодетности к многодетности, поскольку большинство детей следуют тем репродуктивным ориентирам, которые они получили в детстве, и им намного сложнее создать многодетную семью».

Для крымскотатарских молодоженов, стремящихся обзавестись детьми, вряд ли может служить эталоном положение женщины, допустим, конца XIX – начала XX века, рожавшей по 13-18 детей, из которых потом часть умирала. Находиться столь длительное время в состоянии беременности в век «планирования семьи» и «охраны материнства и детства», испытывать сильнейшую нагрузку на организм и переносить психологические стрессы — на это вряд ли сегодня пойдет крымскотатарская женщина. Но наличие одного ребенка в крымскотатарской семье – это не меньший дискомфорт для родителей. От трех и выше детей — будет правильной установка в просемейном крымскотатарском образовании. Распространенность частных домовладений в нашем народе — прямое содействие  процессу многодетности. Отсюда и поддержание семейных компетенций, когда старшие дети ухаживают за младшими, набирая опыт семейного быта.

Вызовы времени, разрушающие институт брака и семьи, заставляют внедрять просемейное образование во многих странах мира, и по признанию российских ученых, глубоким системным таким опытом обладают США, где несмотря на внешний либеральный курс этой страны в сфере семейной политики, часть общества чрезвычайно консервативна, а местные организации выработалисобственные альтернативные системы просемейного образования.

Есть опыт других стран, например, основателя и президента латиноамериканского объединения «За семью» Кристин Вольмер, которая в соавторстве с педагогом Л.Кёрк издала учебники по семейному образованию «Познавая мир», а в 2005 г., после апробации результатов первой части программы, вышла вторая серия учебников для подростков. По имеющимся сведениям, эти учебники используются в 14 странах Латинской Америки и трех европейских странах, также идет апробация программы в Великобритании. В общей сложности в нее включены около 90000 школьников по всему миру.

У крымских татар институт семьи и брака довольно крепок, удалось сохранить многие традиции, в том числе малой и большой семьи (многочисленной родни), но пагубные тенденции не дремлют и способны отрицательно воздействовать на наш народ.

Необходимо расширять круг лиц, занимающихся этой наиважнейшей проблемой, и в первую очередь ученых для изучения вопроса и выработки рекомендаций. Целесообразно появление общественных организаций, реализующих отдельные направления просемейного образования. Важно участие крымскотатарских представителей в выработке и реализации государственных программ, направленных на преодоление демографического кризиса.

Вопрос просемейного воспитания и вообще семейной политики обладает большой политической значимостью.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65