Являясь полноценным и законопослушным участником дорожного движения, необходимо не только знать и соблюдать правила, но и содержать своего «железного коня» в исправном состоянии. Технический осмотр – та обязательная процедура, позволяющая диагностировать и вовремя устранять неполадки автомобиля, обеспечивая безопасность перемещений его владельца и других водителей.
В Крыму с 1 января 2015 года эта процедура стала обязательной. Как и где это сделать? Для начала ознакомимся с порядком проведения ТО по российскому законодательству.
Техосмотр, который в результате реформы должен был стать для автомобилистов безболезненным, еще больше запутал сферу отношений между водителями, страховщиками и ГАИ. Поправки должны сделать эти взаимоотношения проще. Автовладельцам не придется больше ломать голову, как поступить, чтобы и машину на учет поставить, и лишний раз техосмотр не проходить. Пожалуй, главное и самое важное, что меняется в требованиях к техосмотру по российскому законодательству, — отменяется срок действия талона, который был ограничен шестью месяцами. Именно это вызывало возмущение большинства автовладельцев. Напомним, что сейчас, пока поправки в закон не вступили в силу, полис ОСАГО можно купить, только предъявив талон о прохождении ТО. Но вам не продадут автогражданку, если до окончания срока действия талона остается менее полугода. Получалось, что некоторым автовладельцам, у которых истек срок действия полиса, приходилось досрочно проходить техосмотр, чтобы купить страховку. Гораздо хуже была ситуация у тех, кто только что приобрел машину с рук. На них уже не распространялась возможность за одно посещение ГАИ и снять машину с учета, и поставить на него. Заключив договор купли-продажи, новый собственник, чтобы поставить машину на учет, должен застраховать свою ответственность перед третьими лицами. Попросту говоря, купить полис ОСАГО. Однако, чтобы его купить, требовалось пройти техосмотр или иметь действующий талон ТО. А если у талона осталось пять месяцев действия? Страховщики не продадут полис. Для таких случаев в законе был предусмотрен десятидневный срок, когда автовладелец после вступления в собственность мог ездить без страховки. Но, с другой стороны, такой водитель был вечным поводом для головной боли у других автомобилистов. Если такой незастрахованный водитель врежется в их авто, получить компенсацию на ремонт можно будет только по суду. Ни одна страховая компания в данном случае ущерб не компенсирует. Был еще один способ обойти это неудобство (о нем мы писали в предыдущих номерах): при совершении сделки купли-продажи вписать в страховой полис покупателя. Но все это теперь не понадобится: шестимесячное ограничение действия талона техосмотра отменили. С момента вступления в силу поправок полис ОСАГО можно будет купить даже в последний день действия талона ТО. Талона ТО тоже больше не будет. Поправки в законодательство отменяют этот вид документа. Его будет заменять диагностическая карта. То есть на пункте техосмотра автовладелец получит на руки не талон с огромным количеством степеней защиты, а диагностическую карту, в которой указано, что проверялось и каков результат. Это и будет документом для страховщика, на основании которого он продаст вам полис. С помощью такого простого хода решается проблема, которая остро встала в начале года, — дефицит талонов ТО. Их не успели отгрузить в нужном количестве в некоторые регионы, в итоге люди не могли получить талон, купить полис ОСАГО и, соответственно, садиться за руль. В качестве исключения в этих регионах страховщики принимали диагностические карты. Теперь диагностическая карта становится основным документом. Кстати, диагностическая карта действует до той даты, которая в ней указана, независимо от того, менялся собственник у автомобиля или нет. При продаже машины ее можно передавать покупателю, и лишний ТО ему проходить не придется. Это должно удешевить и процедуру техосмотра. Но пока неизвестно, как поведут себя операторы. Довольно большое количество ранее закупленных талонов ТО пока еще не реализовано, а деньги на их закупку потрачены. Третья новация — дилерским сервисам дали возможность проводить процедуру техосмотра. Вы купили машину, регулярно проходите техническое обслуживание на дилерском сервисе. Логично, чтобы исправность машины подтверждал тот, кто ее постоянно обслуживает. До сих пор у дилеров такой возможности не было. Дело в том, что они, как правило, специализируются на обслуживании одной марки машин. Аккредитация на техосмотр не предусматривала таких исключений. Либо оператор обслуживает всех, либо никого. Конечно, дилерские сервисы оснащены всевозможным диагностическим оборудованием, которое на порядок точнее и качественнее, чем универсальное, но предназначено только для автомобилей определенной марки. А по закону оператор должен был оказывать услугу по техосмотру любому желающему, независимо от того, какая у него машина и нравится клиент или нет. Теперь исключение сделано. Но есть нюансы. Во-первых, не все сервисы, обслуживающие автомобили одной марки, смогут получить аккредитацию как операторы техосмотра, а только дилерские. Они обязаны предоставить в Российский союз автостраховщиков в пакете документов договор с производителем или импортером автомобилей той или иной марки. Сервисы, у которых нет такого договора, не смогут стать операторами техосмотра.
Владельцы новых машин, чей возраст «младше» 3-х лет, ТО проходить не должны. Те же автолюбители, чьим автомобилям от 3-х до 7-ми лет, обязаны проходить техосмотр каждые два года, а владельцы восьмилетних (и старше) машин – каждый год. Итак, когда проходить техосмотр, мы с вами разобрались, осталось выяснить, где это можно сделать. Отвечаем: в любом аккредитованном пункте техосмотра, не только по месту официальной регистрации. Список пунктов, имеющих право на проведение процедуры и выдачу необходимых документов, общедоступен – проходить ТО в сомнительном автосервисе крайне нежелательно. Как видно, для удобства каждая организация имеет свой номер в едином реестре. Осталось остановить свой выбор на подходящем именно вам пункте техосмотра.
В соответствии с принятым «документом» стоимость техосмотра для владельцев транспортных средств категории М1, используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, составит 510 рублей. Категории М2, используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн, – 918 рублей. Категории М3, используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн, – 1105 рублей, сообщила пресс-служба «Правительства РК». Что касается грузовых автомобилей, то для машин категорий N1-N3 граничная стоимость ТО составит от 544 до 1156 рублей, прицепов категории О1-О4 – от 425 до 748 рублей, мототранспортных средств категории L – 170 рублей, городского наземного электрического транспорта – 850 рублей. При этом стоимость проведения повторного техосмотра будет определяться объемом выполненных работ, но не может превышать предельного размера платы за проведение ТО.
Процедура прохождения ТО проста. Вы предварительно записываетесь на техосмотр. Уже на месте оплачиваете услугу и ждете, пока специалист центра проводит диагностику машины (примерно 30 минут). Получаете заполненную диагностическую карту. И, наконец, в страховой компании заключаете договор ОСАГО, предъявив карту.
Во-вторых, все ли дилерские сервисы захотят участвовать в этой программе? Технический осмотр автомобилей большого роста денежного оборота не даст, а головной боли добавит. Скорее всего, аккредитуются только крупные дилерские сервисы из соображений престижа и конкуренции: а мы, мол, еще и техосмотр проводим.
Также надо учесть, что дилерские сервисы получат право выбирать себе клиентов. Вряд ли к ним можно будет прийти со стороны и пройти ТО. Оказывать эту услугу они будут, скорее всего, только постоянным клиентам, которые с момента покупки автомобиля обслуживаются у них. Возможно, сделают исключения для тех, кто захочет у них обслуживаться в дальнейшем. Проблема прохождения ТО в Крыму состоит в том, что, согласно российскому законодательству, ТО могут проводить только аккредитованные операторы, а на сегодняшний день на полуострове их считанное количество.
comments powered by HyperComments