Историческая память народов сохраняет победоносные и трагические страницы своей истории. В обоих случаях современники и потомки, проводя анализ событий, делают соответствующие выводы и предложения для закрепления побед или преодоления кризиса. Выход из последнего, даже поэтапный, с размером в мелкий шаг – вперед, есть маленькая, но победа, определяющая будущую перспективу. Как внутренняя составляющая каждого народа, так и внешние факторы, складывающиеся вокруг, умение обратить их в свою пользу, являются показателем искусства политики людей, претендующих на роль выразителя воли масс. Не каждый в мире народ – государствообразующий, не все могут считаться передовыми. Кого-то и сегодня может устраивать родоплеменной образ жизни, но судьба их будет часто зависеть, даже не от прямых посягательств и физического воздействия, а от искусственно созданных специфических условий экономического и социального характера. Народы, подвергшиеся колониальным захватам, сумевшие в этом мире уцелеть, трансформировав весь прошлый негатив в опыт выживания, и при этом вобрав лучшие качества недавних поработителей, обеспечили себе стабильное развитие и безбедное существование. Таких теперь немало, они уже в числе активно развивающихся государств.
Накануне 18 мая – дня трагической депортации, мыслями о прошлом и будущем народа задаются многие крымские татары. Судьбу коренных жителей Крыма исследуют различные ученые и представители всевозможных аналитических групп, дающих рекомендации своим заказчикам, заинтересованным, кто как, в прогрессе или регрессе народа. Ход в поступательном направлении обеспечивало национальное движение, определив для себя приоритеты текущего момента. Депортация, насильственное переселение из Крыма, лишение элементарных гражданских прав, изъятие движимого и недвижимого имущества — являли собой дорогу в ад, на гибель и забвение. В местах ссылки смерть преследовала повсюду. Численность и так малочисленного народа почти вдвое уменьшилась. Но наши деды сказали смерти «нет»! Стремление к жизни побуждало создавать семьи и рожать детей. Национальный организм, окрепнув, преодолел депопуляцию, доведя, к моменту массового возвращения, численность народа до превышающей число депортированных в 1944 году. То взрослое поколение непосредственно высланных, в большой своей массе будучи малограмотным, сказало образованию «да», создав в семьях культ техникумов, институтов и университетов. Оказавшись в Азии, в местах, где ставилась задача создать индустриально развитые регионы, наши соотечественники, веками занимавшиеся сельским хозяйством, скотоводством, кустарным производством, а с появлением туристов и сферой услуг, активно влились в промышленное производство, постепенно становясь высококвалифицированными специалистами, занимая руководящие должности. В высокоразвитых странах, где программы по преодолению последствий колониализма возведены в ранг государственной политики и выделяются огромные средства для поддержания жизнедеятельности определенной категории населения, в отдельных случаях никак не могут остановить процессы деградации народов, когда-то оказавшихся в ущемленном положении. Такие тепличные условия для крымских татар никогда не создавались. Враз утратив жилье и нажитое имущество, практически каждая семья в результате трудового подвига, в первую очередь перед потомками, обзавелась квартирами или построила дома, создав условия для собственного развития в отдельности и нации в целом. Здесь мы только заметим, что послевоенную политику советского государства крымские татары, находясь в ссылке, смогли адаптировать под себя, сумев стать в обществе полноценным игроком, а не объектом чьих-то интересов. При этом, подвергаясь совсем иной пропаганде, народ сохранил и развил собственную идею возвращения на Родину, которую осуществил спустя около 50 лет после депортации.
18 мая наступит 74-я годовщина той трагической даты. Народ в основной своей массе проживает в Крыму и ищет пути реализации своих интересов. Они разносторонние, ибо архитекторов концепций национального возрождения хоть отбавляй. Но кто выдержит испытание временем, чьи идеи пройдут общественную практику, показав свою жизнеспособность? В этой армии мнений есть официальные предложения, которые следует принять во внимание. Рассмотрим несколько из них.
— Создание новой экономики и современных стандартов жизни. В нашей ситуации более-менее полноценное участие в данном процессе первоначально обеспечит соответствующее образование, специализированное и ориентированное. Необходимо самим, на базе строящихся школ, открывать физико-математические лицеи и гимназии гуманитарного направления, а детей по возможности отдавать учиться в лучшие учебные заведения. В сегодняшних реалиях сложились несоответствия в оплате труда, скажем, у квалифицированных работников производства, ученых, учителей и других специалистов, на подготовку которых уходят многие годы, и работников сферы услуг (например, визажисты и другие), доходы у которых нынче значительно выше. Мечты о государственности должны подкрепляться соответствующей экономической базой и человеческим потенциалом, способным ее строить и развивать.
Приведу мысли одного из лидеров крымскотатарского национального движения начала XX века Джафера Сейдамета, оказавшегося в эмиграции, писавшего своим соратникам в 1920-е годы в тайном письме, изложенном в показаниях Амета Озенбашлы: «Крымские татары, как известно, в силу проводившейся царизмом политики, принуждены были до сих пор ограничиваться отсталым видом землепользования в деревнях и мелкой торговлей в городах, что, в конечном итоге, вело народ к экономическому обнищанию и физическому вырождению. Ныне же допущением его советской властью к строительству, значит и его представителя к власти, организуются широкие возможности для экономического и культурного поднятия благосостояния татарского народа, поэтому я советовал бы обращать особое внимание на эти моменты, т.е. на экономику и на культурно-просветительные стороны… Надлежит обратить особое внимание на то, чтобы татарское население в деревнях постепенно переводить из экстенсивного метода хозяйства на интенсивное, в городах же стараться отучать их от мелкого торгашества, что деморализует и превращает их в ограниченных мещан, а стараться переводить их на производство».
— Сбережение народа и поддержка семей. В этом плане накоплен колоссальный опыт, главное — сохранить традиции и обеспечить преемственность. Не сойти в сторону под влиянием, порой, диаметрально-противоположных пропаганд, идущих с Запада и Востока. Многодетность, образование, физическое здоровье детей, моральный климат в семье, их материальное благополучие обеспечат дальнейший демографический рост. Без семьи не будет возрождения нации!
— Обустройство территории. Крымским татарам к этому не привыкать. Не этим ли занимается каждая семья с момента возвращения в Крым? Еще в конце 1990-х приглашенный мной академик из Татарстана, увидев места компактного проживания крымских татар, был поражен эффективным использованием возможностей создания национальных анклавов. Весь тридцатилетний период можно назвать народной стройкой. Потомки непременно оценят трудовой подвиг своих предков, а новостройки со временем превратятся в элитные районы городов.
Список программных установок можно продолжить, в нем есть и такие пункты: стать лидерами; будем единым, сплоченным народом; формировать национальную повестку дня, чтобы стремление каждого к лучшей жизни было воплощено в совместной работе; опора на прочный фундамент культурных и духовных традиций народа, на нашу тысячелетнюю историю, на те ценности, которые всегда составляли нравственную основу нашей жизни, если каждый из нас будет жить по совести, с верой и любовью к Родине, к своим близким, заботиться о счастье своих детей и благополучии своих родителей и т.д. Разве есть в озвученном то, что нам не подходит? Человек живет в отведенном для него отрезке времени. Жизнь народа значительно дольше. Протекает она в зависимости от жизнедеятельности предыдущих поколений. Не зря народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь».
comments powered by HyperComments