Известный крымский фотограф А. Шаметас отметил красоту работ Айдера и Эвелины Алиевых
ТАРИХЧИ
«Гармония света и формы» — под таким названием 29 февраля в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия открылась выставка работ известного крымскотатарского скульптора и художника Айдера Алиева и его дочери — фотохудожника Эвелины Алиевой.
Имя Айдера Алиева не нуждается в представлении читателям «ГК». Его произведения украшают улицы и площади целого ряда крымских сел и городов. В числе его работ памятники таким известным личностям, как Исмаил Гаспринский, Номан Челебиджихан, Амет-Хан Султан, Гирей Баиров. Но творчество мастера не ограничиваеться только созданием скульптурных изображений известных людей прошлого. Его рамки уходят гораздо дальше. А.Алиев — автор большого числа работ, интересных своими сложными композициями и глубоким философским содержанием.
В рамках выставки представлен целый ряд как новых, так и старых работ скульптора, которые органично дополняются художественной фотографией Эвелины Алиевой. Ее работы разнообразны по жанровой направленности — пейзаж, портрет, городская архитектура. Большое внимание фотохудожник уделяет миру детства.
«У фотографии и скульптуры есть что-то общее, во всяком случае в ее работах в центре внимания находится человек», — говорит А.Алиев.
Первая совместная выставка работ отца и дочери прошла еще в 2017 году. Айдер Алиев признается, что мечтал о том, чтобы дочь стала искусствоведом. Но судьбе было угодно распорядится по-своему. Эвелина Алиева по образованию филолог-тюрколог, сейчас живет и работает в Петербурге. После рождения дочери Инает, она увлеклась фотоискусством и постепенно стала добиваться на этом поприще интересных результатов. Ряд ее фотографий были выбраны редакторами интернет-издания VOGUE Italia, включивших их в свою базу.
Открывая выставку, директор Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Сафие Эминова отметила, что сотрудники музея стремятся познакомить как можно большее число людей с работами творческой династии Алиевых.
Поздравить семью Алиевых с открытием новой выставки пришли их коллеги по творческому цеху. Так, например, свои добрые пожелания творческой династии выразили известные крымские фотографы — Арвидас Шеметас и Александр Кадников.
«Мне очень посчастливилось побывать в мастерской Айдера Алиева в то время, когда он работал над памятником Амет-Хану Султану. Когда ты видишь уже почти готовое произведение, которое осталось отшлифовать — это потрясает. Я был переполнен тогда впечатлениями», — поделился своими воспоминаниями с участниками мероприятия Арвидас Шеметас. Известный фотограф также отметил, что следит и за творчеством Эвелины Алиевой, которому дал весьма высокую оценку. В частности, А.Шеметас отметил фотографию «Алые паруса».
В свою очередь, заслуженный художник Крыма Ирфан Нафиев вспомнил о тех временах, когда крымские татары только возвращались на родную землю. Художник тогда обосновался в одном из крымских сел и страстно мечтал о том, как завершив строительство на участке, сможет вернуться к творческой работе уже в новой мастерской. Приехав как-то навестить своих друзей — художника Рамазана Усеинова и Айдера Алиева, поселившихся рядом друг с другом на окраине Симферополя, он обнаружил, что те, несмотря на трудные бытовые условия, не оставляют творчества.
«Тогда еще не было дома, только фундамент. Но зато у Айдера во дворе уже стоял начатый башташ (надмогильный камень) И.Гаспринского, над которым он работал тогда. Смотрю в сторону Рамазана, а он натянул брезент, как тент, и сидит внизу, пишет. Настоящие творческие люди… Почему Айдер смог столько сделать? Он творит не покладая рук. Всего добился своим трудом», — отметил И.Нафиев.
Он также выразил благодарность Крымскотатарскому музею за возможность крымскотатарским художникам и скульпторам, которые не имеют сегодня своего выставочного зала, выставлять свои произведения.
Известный крымскотатарский художник-керамист Эльдар Гусенов отметил, что скульптурные работы А.Алиева, благодаря своему высокому художественному уровню, могли бы украсить любой музей. Чтобы понимать их, нужно хорошо знать мировое искусство.
В свою очередь, художник Александр Кропко отметил, что воспринять, понять и прочувствовать картину или рисунок гораздо легче, чем скульптуру. При этом он особо отметил, что А.Алиев не останавливается на реалистических скульптурах, требующих хорошего знания анатомии, но идет гораздо дальше, добиваясь больших успехов.
Свои добрые пожелания семье Алиевых также выразили художник Энвер Изетов и Нина Рожкова-Смерчинская — дочь известного крымского скульптора Леонида Смерчинского.
Украсили мероприятия выступления мастера художественного слова Ризы Юсуфова и солисток Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра — Сусанны Максутовой и Зейнеб Велуллаевой.