Курс валют USD 0 EUR 0

Улу-Сала. Сохраненная через годы память

Комментариев: 0
Просмотров: 74

Малая Родина – это истоки рода моего, история семьи, частицы ментальнос­ти и безграничная­ любовь к родной земле. «Встречи односельчан – 2024» начались, и одна из них 26 мая прошла в деревне Улу-Сала (Синапное) Бахчисарайского района. Я поднял публикации прош­лых лет — они, как правило, сопровождались фотографиями, — и многих ­уже не было на нынешней встрече, старшее поколение ушло в мир иной, свои дела и любовь к малой родине передав молодежи.
Койдешлер корюшюви везде проводятся по-разному, односельчане собираются в открытом поле, на лесных полянах, возле мечетей, фонтанов, в кафе-ресторанах, условия и цели диктуют свои­ направления. Улусалынцы свою встречу в первую­ ­очередь отождествляют с трагедией, постигшей населенный пункт во время гитлеровской оккупации, когда деревня с десятками жителей была сожжена, а оставшиеся в живых и не сумевшие бежать были угнаны в лагерь.
Поселение Улу-Сала, согласно имеющимся сведениям, возникло в средневековый период, а в доступных турецких письменных источниках упоминается в XVII веке.
По результатам Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Улу-Сала числилось 149 дворов, население составляло 596 человек (287 мужчин и 309 женщин). В национальном отношении учтено: 526 татар, 41 русский, 27 греков, действовала татарская школа. Перепись 1939 года указывает на 394 жителя села, и почему произошло сокращение­, предстоит еще выяснить.
Веками существовавшее название села было изменено после депортации крымских татар, в 1945 году оно было переименовано в Зеленое, а в 1962-м — в Синапное.


На встрече беседую с Феми Рефат-оглу Ахтемовым, родившимся в 1949 году в местечке Алмазар Ташкентской области. Из рассказа следует, что его отец Рефат, 1919 г.р., — уроженец этого села. Дом их семьи находился недалеко от сох­ранившегося колодца. Впервые Феми-бей посетил Улу-Сала в 1983 году вместе со своим дядей Шукри. Отец и родственники, находясь в ссылке, постоянно вспоминали довоенную жизнь, восторгаясь красотой местности, зелеными горами, чистой вкусной водой. Жители села занимались садоводством, у всех были огороды, содержали скот. В степную часть Крыма везли яблоки, груши, откуда, после продажи или обмена, обратно возвращались груженные­ зерновыми культурами. Феми-бей отмечает, что с каждым годом ­уроженцев становилось все меньше и меньше, но в то же время молодежь, поддерживая­ традиции, приезжает на встречи. О трагедии­ во время войны, о сож­женных деревнях написано немало, но от зверств, ­учиненных гитлеровцами в Улу-Сала, содрогаются сердца по сей день.
Немало материалов об этой трагедии опубликовал корреспондент газеты «Голос Крыма», ­историк Эмир Аблязов. Так, в одной из публикаций он пишет: «23 декабря 1943 г. в сожженную деревню Улу-Сала вошла группа партизан и членов деревенской общины. К тому времени деревня практически полностью сгорела. Из 102 домов удалось потушить только 8. Ужасающая находка ожидала партизан в подвале дома Умера Ментаира, где было обнаружено 25 трупов.
Убитые были связаны карателями, облиты бензином и заживо сожжены вместе с домом. По горячим следам был составлен акт о зверствах фашистов, а погибшие были опоз­наны. Все они оказались местными жителями. В подавляющем большинстве это были старики, женщины и дети (в том числе и годовалый младенец). По национальности все ­они были крымскими татарами, за исключением 74-летнего грека Константина Шаши. Кроме того, в других домах села было обнаружено еще 11 трупов, однако их опознать не удалось».
На месте захоронения­ заживо сожженных, ­еще в начале 1990-х годов, на средства общественного деятеля Зии Халикова был ­установлен памятник. Как видим, проявилась инициатива народная. Факты крымскотатарских погромов давали веский аргумент в защиту от огульных обвинений в массовой измене крымских татар, а мученическая смерть ­улусалынцев служит ­укором тем, кто еще сегодня продолжает ­оправдывать депортацию коренного народа Крыма.
Мы не раз подчеркивали, что наша перспектива зависит от наших инициатив.
В свое время, развивая тему исторической памяти, «Крымский центр социального и культурного развития­ «Инициатива» под руководством Камиля ­Аметова выступил с предложением объявить 21 декабря в Крыму «Днем памяти сож­женных деревень» и приурочить ее к трагедии деревни Улу-Сала. Инициатива общественности не нашла ­официального решения­, а преждевременная смерть Камиля ­Аметова не дала довести дело до конца.
На обратном пути со встречи мы свернули с дороги влево, решив посетить христианскую церковь в бывшей деревне Лаки, тоже сожженную гитлеровцами. В глубине гор стоит белый храм. ­Ухоженная территория­ говорит о протекающей здесь жизни. Села нет, а церковь функцио­нирует, время от времени к ней подъезжали на машинах посетители. Недалеко стоит памятник жертвам фашистского террора, а высеченные имена погибших свидетельстуют о жертвах греческого населения в Крыму. Увиденное сразу наводит на мысль о необходимости расширения мемориала в Улу-Сала и установлении гранитных табличек с именами убиенных. Решение за улусалынцами…

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог