Усеин Баккал с дочерьми
20 апреля исполнилось 120 лет со дня рождения известного хореографа
Дочь Усеина Баккала, продолжательница дела всей жизни своего отца, известный хореограф, 70 лет жизни отдавшая танцевальному искусству, Ремзие Баккал, с удовольствием поделилась с нами некоторыми воспоминаниями о своем отце.
«Родился Усеин Баккал в 1897 году в Симферополе, в семье владельца бакалейной лавки, в доме 32 по улице Токал-Джами мааллеси (за нынешним Центральным рынком).
Его мама — Алиме происходила из знатной семьи.
Усеин был самым младшим в семье. У него были старшие братья — Мамут, Асан, сестры — Зейнеб-Шерфе, Гульсум-Шерфе.
Усеин с малых лет любил музыку и с удовольствием танцевал, танцевали и два его старших брата, да так хорошо, что соседи, зажиточная караимская семья, не садились обедать, пока не полюбуются на танцы сыновей Баккал.
Юный Усеин Баккал танцевал на свадебных вечерах, на праздниках Дервиза, Наврез, Хыдырлез, видел мастерство известного танцора Хайри Эмир-Заде.
У крымских татар танцевальное искусство ценилось, мастера танца были в почете.
Когда в 1923 году в Симферополе был создан Крымскотатарский театр, Усеин Баккал начал там работать, ему в ту пору было 26 лет, он работал солистом танца, актером, давал сольные концерты.
В 1927 году Усеин Баккал принимал участие во Всемирном фестивале народного творчества во Франкфурте-на-Майне (Германия) (группу из СССР возглавлял А.Луначарский), был признан лучшим танцором. После возвращения из Германии был назначен главным хореографом Крымскотатарского театра.
Русский и татарский театры в ту пору работали в одном помещении, Усеин Баккал был и помощником режиссера.
В 1937 году был организован ансамбль песни и танца крымских татар (здесь работали Селиме Челебиева, Аким Джемилев, Рефат Асанов, Шевкет Мамутов и другие известные мастера искусств), Усеин Баккал стал главным балетмейстером ансамбля.
Активно готовились к Декаде крымскотатарской культуры, которая должна была состояться в Москве.
Яркую, плодотворную деятельность самобытного танцора и хореографа, его творческие планы прервала война…
«Отец был на редкость великодушным, скромным, интеллигентным человеком. Эта внутренняя интеллигентность, воспитанность были в крови, — вспоминает Ремзие Баккал. — Свою работу выполнял очень ответственно, досконально. Большое внимание он уделял молодым исполнителям, очень много времени посвящал им, обучая, наставляя их.
Нас, детей, в семье было четверо, все девочки: старшая Пакизе, я, Тамилла и Рушена. Отец нас очень любил, воспитывал совсем не строго, а нравственно-красиво!
Он приобщал нас к искусству, покупал грампластинки с крымскотатарской, испанской и другой музыкой.
Я в детстве ходила к преподавателю Валентине Харченко, брала уроки танцев, сестра Пакизе училась в музыкальном училище…
Папа стремился всем нам дать хорошее образование. Он всегда говорил: «Человек должен быть самостоятельным, сам должен выбрать свой жизненный и творческий путь».
Отец всему учил нас, хотя свободного времени у него не было — работал в театре, в ансамбле, был прекрасным танцором…
Наша мама — Зоре Измайлова, по профессии пианистка, она была красива, эрудированна, замечательно шила, прекрасно играла, всегда музицировала…
Она была с нами строга, ее слово было законом для нас.
Мы знали как себя вести, что говорить гостям — дом наш всегда был полон музыки и гостей, к нам приезжали артисты и певцы: Тамара-ханум, оперная певица из Украины Литвиненко и другие, приходили в гости артисты крымскотатарского театра: Сара Байкина, Билял Париков, Зоре Билялова, Сабрие Эреджепова… Они всегда рассказывали много интересного. В жизни они были простыми, веселыми, хорошими людьми, все были друзьями моего отца. К отцу окружающие тянулись всегда. У него никогда не было отрицательных эмоций, он словно разливал вокруг себя солнечное сияние.
Но с учениками своими он был требователен и строг. У него учились и Селиме Челебиева, и Анифе Чолакова, и другие…
В депортацию мы попали в Ленинабад, отец некоторое время работал главным балетмейстером в Музыкально-драматическом театре им.А.Лахути. Когда был организован ансамбль песни и танца крымских татар в Ташкенте, он поставил там несколько танцев… В городе Бекабаде он собрал крымскотатарский ансамбль, учил молодежь народным танцам… В доме культуры города Чкаловска организовал любительский театр с постановками «Аршин мал алан», «Арзы кыз» и другими…
Я вышла замуж в 1948 году. Мама наша умерла в 58 лет.
Отец после двух инфарктов умер в 1973 году, похоронен в г. Чкаловске (Таджикистан)», — рассказала Ремзие Баккал.
Усеин Баккал — основоположник крымскотатарской танцевальной школы.
Сегодня искусство крымскотатарского танца в Крыму расцветает на основе, заложенной талантливым хореографом.
Память о нем живет в старинных народных танцах, исполнял которые он чарующе красиво и с упоением…
А ученики его учеников продолжают растить новые таланты на ниве крымскотатарского народного танца…
comments powered by HyperComments