Илья Репин
Великий художник Илья Репин был и великим тружеником. Многие картины свои он переписывал все, без остатка, по 10-12 раз. То не устраивал его поворот головы кого-то из персонажей, то жест, то выражение глаз. И если в картине было, скажем, восемь фигур, то на самом деле их было написано им в десятки раз больше. А бывало, что и уничтожал картину, создававшуюся им несколько лет, с тем, чтобы назавтра приступить к ней снова. Во время работы Репин после каждого мазка отходил от картины довольно далеко посмотреть, что получилось, ведь расчитаны они были на дальнего зрителя, потом возвращался, снова отходил. И так за рабочий день вышагивал перед холстом по несколько миль.
Современниками было замечено, что люди, чьи портреты создавал Репин, а считался он популярным портретистом, тотчас оставляли этот мир. Написал Мусоргского – тот умер, Пирогова – последовал примеру Мусоргского, умерли Писемский, пианистка Мерси де Аржанто, только собрался изобразить Тютчева, он заболел и вскоре скончался. «Илья Ефимович! – обратился как-то в шутку к художнику литератор Ольдор – напишите, пожалуйста, Столыпина» (это сегодня Столыпина возводят на пьедестал, в те годы сограждане его не жаловали). Тогда Репин отмолчался, но через несколько месяцев и в правду получил заказ от Саратовской думы писать премьер-министра. И едва закончил портрет, Столыпин был застрелен в Киеве.
Прежде чем приступить к картине на историческую тему, Репин тщательно изучал ту эпоху. Он считал невозможным допустить хотя бы одно искажение бытовой или исторической правды. Например, создавая «Запорожцев», он до такой степени проникся жизнью Украинской Сечи, что, по мнению профессора Д. Яворницкого – ведущего специалиста-историка в этой теме – приобрел знаний не меньше, чем у него самого.
(Из воспоминаний знаменитого детского писателя, автора «Доктора Айболита», «Тараканища», «Мойдодыра» Корнея Чуковского)
comments powered by HyperComments