Эмиль Сейдалиев в раскопках истории и подготовке новых кадров
Осеннее солнце дарит последние теплые дни бабьего лета перед наступающими холодами. Тем временем, ученые-археологи подводят итоги проделанной за минувшее лето работы, изучая находки и намечая планы на следующий сезон. В последние годы археологические раскопки активно идут во многих регионах полуострова. С утроенной энергией исследователи ищут в крымской земле следы, оставленные древними культурами и цивилизациями.
По просьбе «ГК», известный археолог, заведующий кафедрой истории Крымского инженерно-педагогического университета (КИПУ) Эмиль Сейдалиев рассказал о том, какие результаты принесли проводившиеся в этом году раскопки в Старом Крыму.
Этот небольшой город в Восточном Крыму является уникальным местом, где памятники седой древности соседствуют с современностью, где дворы местных жителей могут находиться бок о бок с развалинами средневековых мечетей или остатками старинного караван-сарая.
Сегодня эти памятники являются лишь бледными напоминаниями о былом расцвете города в XIII-XIV веках. В то время город, известный современникам как Солхат и Крым (слово Старый к названию добавилось, уже когда город потерял былой лоск), был центром Крымского Юрта Золотой Орды. То была эпоха великой империи, чьи пределы простирались от причерноморских степей до суровых лесов Сибири, через необозримые владения которой, выходя из портов Кафы и Судака, шли по Великому Шелковому пути вереницы караванов, связывавшие торговлей средневековые Европу и Китай.
Старокрымская земля и поныне ревностно хранит в себе артефакты давно ушедших времен. О том, как археологи понемногу, шаг за шагом, восстанавливают облик средневекового золотоордынского города, речь пойдет в рассказе Эмиля-бея.
Картина, фонтан и кладбище
— Как и в прошлые годы, мы со студентами КИПУ проводили совместную с Государственным Эрмитажем археологическую экспедицию в городе Старый Крым, на золотоордынском городище Солхат. Для работы в этом сезоне были выбраны три ключевых объекта.
Первый исследованный экспедицией участок находился на территории комплекса медресе и мечети хана Узбека в центре Старого Крыма. Мы стремились найти фонтан, изображенный на картине русского художника Михаила Иванова, побывавшего на полуострове в 80-е годы XVIII века, вскоре после присоединения Крымского ханства к Российской империи.
Ориентируясь по картине, нам было известно примерное местонахождение фонтана. Он являлся частью единого архитектурного комплекса, образуемого мечетью и медресе, а в нашей исторической археологической реконструкции нам необходимо максимально приблизиться к тому, как выглядела эта территория в прошлом. Понять, насколько соответствовала реальности картина Иванова.
К сожалению, в этом году фонтан найти мы не смогли. Зато, в ходе работ, обнаружили находившееся рядом с мечетью хана Узбека средневековое мусульманское кладбище. О том, что оно где-то неподалеку, нам было известно. Когда мы полностью обработаем найденные материалы, можно будет говорить о хронологических рамках его существования.
Могильных плит при этом не было найдено, они, видимо, были оттуда убраны, уничтожены в более позднее время. Интересно, что некоторые погребения совершены в небольших каменных склепах. Их стены выложены из плоского крупного камня. Кроме того, внутри, видимо, были какие-то деревянные конструкции, поскольку мы обнаружили под костяками и вокруг них остатки истлевшего дерева. Возможно, это были деревянные помосты, на которых лежали тела. Будем анализировать, в следующем году предполагается расширить участок исследований, и ситуация будет проясняться. Нужно будет продолжать и поиски фонтана.
Загадки средневековой бани
Что же касается второго участка, то мы продолжаем исследования 2011 года. Тогда мы, работая в составе экспедиции Института археологии Крыма, раскопали на окраине города средневековую баню. На ее остатки наткнулись прокладывавшие газопровод строители. Так как в округе бани нет современных строений, мы решили поискать объект, к которому она относилась.
В ходе новых раскопок в Старом Крыму
Вот уже второй год мы пытаемся нащупать следы каких-либо находившихся рядом строений. Пока удалось найти колодец, который, вероятно, был связан с баней (возможно, это был накопитель для воды в этом строении), и хозяйственные ямы с достаточно большим количеством различных находок, таких как, например, осколки керамических сосудов, много монет, металлических изделий. Например, на дне колодца мы обнаружили очень интересный кувшин кавказского производства из золотоордынского города Маджар (находился в районе современного города Буденновск Ставропольского края — «ГК»). В средневековье каждый предмет производился в определенных ремесленных мастерских, в определенных традициях, мы знаем, что у нас в Крыму такого вида кувшины не изготовлялись. Он был разбит на куски, мы достали его, реставратор из Эрмитажа склеил его, отреставрировал и полностью восстановил.
Одна из находок нас очень порадовала. Мы смогли обнаружить остатки какого-то хозяйственного сооружения, поскольку стен от него не осталось, сохранились только вырубленные в материковой глине углубления, по периметру напоминающие не очень ровный квадрат. Вероятно, это остатки хозяйственной постройки, поскольку вокруг нее также находились хозяйственные ямы, есть остатки ямок под столбовые конструкции. В одной из хозяйственных ям мы обнаружили фрагмент стены. То есть фрагмент каменной кладки, скрепленной раствором. Он куском лежал в яме, видно было, что он упал и так там и остался. Связан ли этот фрагмент с рядом расположенной баней или с каким-то другим сооружением — будем разбираться.
Обнаружение мавзолея
Новое открытие
Третий участок исследований находился за современной городской территорией, с южной стороны Старокрымского водохранилища. В ходе разведок мы выявили место, где могла располагаться некая постройка. На этом холме лежало большое количество средневековой плинфы — плоских квадратных кирпичей, из которых строили в тот период (XIV – XV вв.) в Старом Крыму. Забили там несколько шурфов, они подтвердили версию о наличии постройки.
Стали копать и поняли, что это остатки дюрбе (мавзолея), которое находилось за пределами или на тогдашней окраине города. Это дюрбе мы предварительно датируем XIV — XV вв. К сожалению, нам не хватило времени, и мы открыли лишь небольшой его участок. На этом этапе мы законсервировали объект, чтобы в будущем году открыть его полностью, по всей поверхности, и посмотреть, что же там на самом деле есть.
Дюрбе, к сожалению, сохранилось, по всей видимости, очень плохо. Стены только на уровне фундамента. Подземная его часть — склеп, где возможно захоронены умершие. Это нам предстоит выяснить.
Почему мы делаем вывод, что это дюрбе? Во-первых, там много плинфы, что уже характерно. Во-вторых, сама постройка относительно небольшая. И когда мы вышли на поверхность, видимо, пола дюрбе, то обнаружили выложенные из плитки небольшие прямоугольные стенки, которые, вероятно, ограждают место могилы. Плюс там очень много изразцовой плитки. Это специальная плитка, покрытая глазурью желтого и зеленого цветов. Как правило, так украшались интерьеры внутри дюрбе, как, например, дюрбе Инджибек-хатун и других.
В письменных источниках упоминаний о том, что находилось на этом месте, к сожалению, нет. Возможно, в ходе исследований мы обнаружим закладные камни с надписью, как правило, на дюрбе указывалось имя погребенного.
comments powered by HyperComments