Курс валют USD 0 EUR 0

Ваяние из дерева – романтика форм и красноречие орнаментов ФОТО

Комментариев: 0
Просмотров: 1 252

Деревянные резные изделия — предметы быта, сувениры, резные, инкрустированные, обрамленные крымскотатарскими национальными орнаментами, украсят жизнь и быт, придадут колорита и обрадуют ценителей искусства, ведь каждый из нас в душе обожает красоту и гармонию!

Неповторимые столики и стульчики, шкатулки и подставки для Корана — изюминка любого крымскотатарского интерьера и лучший подарок к любой дате, будь то свадьба, новоселье, традиционные или семейные даты. Деревянные изделия — мягки, теплы, по-домашнему уютны. Согретые огнем души талантливого мастера, они привносят в повседневную жизнь искру праздника, эмоций и восторга.

1017426_203049816556589_1616160380_n

Талантливый мастер по художественной деревообработке Эмин Таймазов рассказал о своем, довольно редкостном даже сегодня, виде творчества. Эмин всю свою сознательную жизнь посвятил ваянию из дерева: искусные руки мастера ваяют и мебельные конструкции, и малые архитектурные формы, и малую пластику. В копилке его творчества также резьба по камню и орнаментальная роспись.

Мы попросили его рассказать о своем творчестве, о своем художественном «диалоге» с деревом, уникальном, как он выразился, материале:

 

Учителя — отец и жизнь

— С дошкольного возраста мой отец Алим Таймаз целенаправленно способствовал (и по сей день продолжает) моим занятиям рисованием и всякого рода рукоделием.

Примером в мастерстве мне являлись родители.

Моя мама Мерьем (рахметли) замечательно рисовала, моделировала и шила различную одежду для всех членов семьи, и принимала заказы. Мне, мальчишке, всегда было к кому обратиться, если ставилась какая-либо творческая задача. В нашей семье жила гармония. Моя сестра Элита с детства занималась музыкой, любила и умела рисовать.

Проводили с отцом много времени, вырезали, выпиливали, выжигали по дереву, набирали мозаики и конструировали с различными материалами. Очень тесно общались с его друзьями: художниками и фотографами, мастерами различных специальностей, их всех объединяла любовь к природе. Так что учителем моим являлась сама жизнь.

Живя в Намангане, я учился в школе изобразительного искусства, затем в Наманганском училище искусств.

После переезда в Крым окончил КИПУ, учился по специальности «скульптура». Отдельно хочу выразить благодарность преподавателям профилирующих предметов:

Айдеру Энверовичу Алиеву, Валерию Бориславовичу Галынскому, Антону Ильичу Павлючику, Вячеславу Яковлевичу Дудченко и другим.

В Намангане я работал в родной школе №33 учителем рисования и черчения. Затем, уже в Крыму, — в одной из симферопольских фирм по производству мебели (резчик по дереву), учителем в бахчисарайской школе, сейчас продолжаю работать у себя в мастерской, дома.

Дерево — мой соратник в работе

— Дерево — это удивительный материал — природный полимер. Работая с деревом, как будто пашешь, сеешь и жнешь. И  конечно, насыщаешься плодами своего труда! Это гармоничный, живой материал. Дерево — партнер в работе — всегда есть место творческому выражению самого материала.

Оттого и сохраняется интрига — ждешь, как же будет выглядеть изделие по завершении работы. Ждешь, что же продемонстрирует на этот раз дерево — твой соратник по труду!

В работе я использую разные породы древесины, такие как сосна, липа, ольха, груша, клен, дуб, бук, ясень и, конечно, грецкий орех. Орех — это вообще отдельная история. Познакомил меня с этим благодатным материалом мой отец. В Намангане он отличался как мастер по изготовлению деревянных деталей для охотничьих ружей — приклады и цевья. Для данного ремесла использовалось именно ореховое дерево с хорошей выдержкой. Когда мы переехали в Крым, продолжили эту деятельность, находили и заготавливали древесину ореха. Затем я ближе познакомился с крымскотатарскими традиционными видами художественной обработки дерева, узнал, что крымскотатарские мастера, изготавливая большое разнообразие предметов быта, использовали в основе именно грецкий орех. Например, традиционный столик исламской культуры: «къона», стул — «курьсю», подставка для Корана — «Къуран ралеси», шкатулки — «къутучыкълар», «рафлар» — полки, «сандыкълар» — сундучки, «къаплар» — коробки, «бешиклер» — колыбельки, «налынлар» — обувь, шлепанцы, «агъач савутлар» — деревянная посуда, «мушараби» —  ширма и др.

Художественная деревообработка — целый пласт крымскотатарского традиционного народного творчества и его мало знают.

Множество архаических деревянных экспонатов вывезено за пределы Крыма, а то, что имеется в том же хансарае, весьма ограничено в своем разнообразии. Тем не менее эта тематика рассказала о себе достаточно, чтобы стать основным объектом моего творчества.

С 2006 года я занимаюсь изучением и изготовлением традиционных крымскотатарских предметов быта. В большей степени это столики — «къоналар». В работе пользуюсь традиционными столярными инструментами, специфическими резцами, электромеханизмами. Многое приходится изготавливать самому в силу специфики способов обработки древесины, от чего накапливаются и слесарные навыки.

1609826_203042343224003_1140619482_n  1526822_203043096557261_146264630_n  1005914_203960629798841_251067552_n

Романтика лаконичных форм и красноречивых орнаментов

— В искусстве художественной деревообработки больше романтики, чем практичности, увлеченности, веры в нужность данного искусства. Если хотите, патриотических побуждений, и еще красоты.

Я считаю, что искусство Ислама в Крымской его трактовке по-своему очень красиво, и что ценно, весьма самобытно.

Если еще учесть, что декорирование изделий выполняли своеобразными и красноречивыми орнаментами в разных техниках, уникальными по своей крымской идентичности, то мы увидим, что крымскотатарское декоративно-прикладное искусство — недооценено! Причины известны.

Осознание этого и есть двигатель моей работы! И хотя иногда приходится отвлекаться на ординарные вещи (не без этого), видишь, что наш народ все больше приходит к пониманию, что свои дома, интерьеры нужно украшать национальными предметами. Так что практичность в моем искусстве тоже есть.

Творить — с радостью, мечтою и с благодарностью Всевышнему

— Все, что делаю, делаю с радостью, но больше нравится комплексная работа, в целом по интерьеру. Нравится, когда можно сотрудничать с другими мастерами, советоваться с ними, идти к общей цели, работать в команде. Запомнилась работа в тандеме с товарищем и коллегой Олегом Алимовым — мы выполняли декор фасада здания орнаментальной росписью.

Хотелось бы продолжать подобную практику.

Чтобы сделать, например, столик («къона») средней сложности, уходит 10-15 дней — все зависит от выбора техники декорирования. Дольше — если в изображении орнаментов используешь резьбу либо инкрустацию — тогда процесс длится больше месяца. Другие техники менее трудоемки.

Выбор узоров я называю формотворчеством. Вначале выбираю, нахожу общую форму, согласовывая с видами древесины, заданными размерами, затем к найденным очертаниям и пропорциям прикладываю орнамент. Он дополняет форму, наполняет ее жизнью, но не должен перевешивать в композиции. Главное — форма и общее состояние, которое дает материал — дерево.

Старинные крымскотатарские и современные стилизованные орнаменты достаточно информативны. Есть откуда черпать вдохновение, новые идеи. Спасибо мастерам, теперь их немало, они сумели в своем творчестве возродить и показать людям красоту традиционных узоров.

Соблюдая основу трактовки крымскотатарских орнаментов, владея навыками рисования и освоив формы элементов: цветов, ветвей, плодов, различных стилизованных объектов и схем построения, можно создавать современные орнаментальные композиции. И применять их в конкретных видах декоративного искусства. Так и поступаю.

Когда работаю, думаю о том, что благословил меня Всевышний, дав мне жизнь, такую, какая она есть.

Мечтаю построить хорошую мастерскую. Это — решение многих задач — можно будет пригласить учеников. Мечтаю, чтобы в мастерской вырос и принял от меня мои знания и умения мой сын Мурат, продолжая трудиться на этой стезе после меня. Это самая главная моя мечта на сегодняшний день.

А всем соотечественникам я желаю процветания на родной земле!

 

Добавим, что заказать или приобрести готовое изделие можно, связавшись с Эмином Таймазовым по телефону: +7-978-068-59-39.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог