Комментированное сообщение И. Гаспринского, опубликованное в газете «Переводчик-Терджиман»
1883. — 8 мая, №4
Мы с удовольствием слышали, что в некоторых местностях Крыма мусульмане много говорят о необходимых преобразованиях своего духовного управления1, в каковом смысле подаются в надлежащие места докладные записки.
По существующему закону крымский муфтий2, кадий аскер3 и кадии4 выбираются пожизненно собранием дворян и духовных сословий при участии от остального [населения] только нескольких старшин.
Лица, выбираемые этой системой выборов, никогда не соответствовали своему назначению, что красноречиво свидетельствуется полувековой практикой: половина вакуфных5 богатств исчезла, десятая часть денежных сумм мечетей едва уцелела, городские вакуфы в полном разрушении, школы ни на что не похожи; ни в одной мечети нет порядочно написанной исторической книги; общественная нравственность понизилась; сутяжничество или за получение «духовных синекур» отдача чуть не в аренду мечетей невежами «духовными» ученым «не духовным» стали пословицами.
Чтобы положить конец этим безобразиям и дать основание нравственности и просвещению среди татар, созрела идея некоторых преобразований, в общем состоящих в следующем: по примеру иных местностей Россия позволит и крымцам избирать на духовные должности всякого ученого мусульманина, не стесняясь его сословием; кадий аскера и кадиев избирать не пожизненно, а на пятилетие, допустить участие на выборах их, кроме дворян, и духовных, и купцов 1 и 2 гильдии, и всех земских и городских гласных из мусульман.
В самом деле, так как всякие порядки должны соответствовать времени и так как с течением времени состав мусульманского населения много изменился и среди его «не духовных» и «не дворян» теперь есть много почтенных лиц, так как участие их [в] выборах, так и срочное избрание г[оспод] духовных управителей татар вывело бы их из апатии и, может, поставило бы на уровень с требованиями дела и времени. Бог даст, идеи населения удостоятся внимания правительства.
1 Таврическое магометанское духовное правление (ТМДП) — государственное учреждение, являющееся структурным подразделением Министерства внутренних дел Российской империи, призванное выполнять комплекс мер, касающихся мусульманского населения Таврической губернии.
2 Муфтий — глава мусульманского духовенства, наделенный правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Был председателем ТМДП.
3 Кади-аскер — высший духовный чин ТМДП, был заместителем и исполнял обязанности муфтия в случае его отсутствия.
4 Кадий — высший духовный чин ТМДП, назначался в должности губернатором с доведением до сведения МВД. В обязанности кадия входил надзор за приходским духовенством, а также судебные разбирательства гражданских дел.
5 Вакуфы — недвижимое имущество и иные материальные средства, предназначенные для благотворительности, содержания культовых сооружений и системы религиозного образования. ТМДП руководило сдачей вакуфных земель в аренду населению, а также контролировало их использование. Со времени присоединения Крыма к России правительством были учреждены 12 комиссий, занимавшихся вакуфными вопросами. К сожалению, работа этих комиссий не была успешной, а вакуфные земли стали постоянным источником проблем. Сдача земли за бесценок, отсутствие четкой законодательной базы, бесконтрольность и безответственное отношение со стороны ТМДП привели к тому, что количество вакуфных земель резко и неуклонно сокращалось.
comments powered by HyperComments