Крымские татары требуют восстановления своих прав, Москва, 1987 г.
На прошлой неделе СМИ распространили информацию о современных кумирах россиян. Согласно опросу, особо почитаемыми среди лидеров прошлого стали Петр I, Екатерина II и Иосиф Сталин. Худшими правителями оказались Борис Ельцин и Михаил Горбачев. Если верить социологическим исследованиям, получается, что россияне в своей основной массе предпочитают жесткое правление, активную внешнюю политику и расширение территории государства.
Мы не будем рассматривать все указанные исторические персонажи, остановимся лишь на Михаиле Сергеевиче, получившем самую низкую оценку.
Когда Горбачев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, я еще учился в школе. В нашей семье общественно-политические темы, как говорится, были в ходу, поэтому в словах старших сразу почувствовался оптимизм и надежда на изменение национальной политики.
До М. Горбачева в СССР длительное время правил Леонид Брежнев. Позже те времена охарактеризовали как застойные. Крымские татары продолжали свою борьбу за возвращение на родину, активисты подвергались преследованиям и тюремному заключению, но нация не простаивала, она трудилась, разрасталась, формируя и увеличивая свой капитал, который позволил семьям самостоятельно возвратиться и обустроиться в Крыму. Брежнев умер в ноябре 1982 года. В разгар хлопковой кампании, стоя на грядках, мы, школьники, задавались вопросом: «Что теперь будет, как мы будем без Брежнева жить?». Небеса, безусловно, не упали, и жизнь текла своим чередом, а два последующих генсека — Юрий Андропов и Константин Черненко — пробыли в должности совсем недолго: первый — 15 месяцев, второй — 1 год и 25 дней. После их смерти уже никто не задавался вопросом: «Что с нами будет?». Народ стал привыкать к сменяемости власти.
11 марта 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Встав во главе государства, Михаил Сергеевич предпринял масштабную попытку реформирования советской системы – «перестройку». Острием политики стали «гласность, демократия и новое политическое мышление». В нашу задачу не входит рассмотрение всех предпринятых политических и экономических шагов по реформированию СССР и их последствия, нас, крымских татар, в первую очередь интересует, что дало правление Горбачева для разрешения крымскотатарской проблемы.
Слушая заявления Горбачева, знакомясь с его интервью в СМИ, ведя «разговоры на кухне», крымские татары чувствовали начало перемен и в их судьбе. Система формирования национального самосознания, воспитания, самопожертвования работала исправно. Стремление вернуться в Крым проявляли не только старшее поколение, но и родившаяся в ссылке, «укоренившаяся на местах» молодежь. Национальное движение уловило исторический момент, всколыхнув народ.
Что же думала власть, самые ее верхи? Многое раскрывает книга Михаила Горбачева «Жизнь и реформы», изданная в 1995 году:
«Национальная проблема, заложенная еще в сталинский период, встала перед нами в середине 1987 года. В условиях гласности и демократизации организованные и решительные формы приняло движение крымских татар. Как известно, после освобождения Крыма в 1944 году все проживавшее там татарское население было насильственно перемещено в лагерные поселения на Урале, в Сибири, Средней Азии. Как и в других аналогичных случаях, делалось все крайне жестоко, погибли тысячи людей.
В 1955 году советские власти отменили лагерное содержание. С начала 60-х годов крымские татары стали организовывать демонстрации, требовать возвращения в Крым.
В те годы, да и в последующем, их публичные протесты встречали решительные меры отпора — политические, идеологические, административные.
В июле 1987 года три дня проводились непрерывные демонстрации у Кремлевской стены с требованием полного восстановления в правах и возвращения в Крым.
По поручению руководства с делегацией крымских татар встретились Громыко и министр внутренних дел. Громыко сообщил, что создана комиссия по этому вопросу во главе с ним. При всей остроте ситуации действия с обеих сторон носили политический характер. Это давало возможность искать приемлемое для всех решение. Хотя протесты и демонстрации продолжались.
В начале 1988 года комиссия, во взаимодействии с украинскими властями, сообщила о возможности возвращения части татар в места их прежнего проживания. Такое решение шло навстречу требованиям татар и вместе с тем исходило из того, что возрождение национальной автономии невозможно. Крым за это время был заселен прежде всего русскими и украинцами. Численность населения увеличилась в несколько раз по сравнению с довоенной. Люди прожили там не одно десятилетие, все созданное на полуострове за это время сделано их руками. Необходимо было смотреть на ситуацию с учетом исторических перемен.
Встречный уважительный шаг был сделан, но вожди национального движения стояли на своих максималистских требованиях. Они создали атмосферу психоза среди своих соотечественников, заставили многих, нашедших пристанище в Средней Азии и не помышлявших о новом переселении, продать дома и двинуться в Крым. Несколько тысяч человек собрались на территории Краснодарского края, бесконечные митинги вызывали протесты местного населения. Власти предприняли меры по поддержанию общественного порядка, не прибегая к арестам, насильственным действиям.
Тогда же Громыко заявил, что все крымские татары получат разрешение на возвращение в Крым. Но комиссия подтвердила отказ вернуть статус автономной республики крымских татар. Была ссылка и на то, что нынешнее административно-территориальное деление страны закреплено Конституцией. Позднее, летом 1989 года идея автономии возникла вновь, но в другом варианте. При обсуждении этого вопроса в Верховном Совете СССР многие депутаты предлагали проработать вопрос о создании Крымской автономной области (то есть не национальной).
Читатель знает о том, как развивались события: о спорах России и Украины по поводу Черноморского флота и статуса Севастополя, референдуме за создание республики Крым, избрании первым его президентом Юрия Мешкова, его программе преодоления экономического кризиса и решения политических проблем. Она включает и намерение идти навстречу законному стремлению крымских татар вернуться на историческую родину. И вместе с тем — отклоняет максималистские требования. Все жители этой прекрасной земли, все граждане молодой республики должны на равных участвовать в управлении ею. Что ж, это справедливо.
Проблемы реабилитации, восстановления прав репрессированных народов — тех же крымских татар, немцев Поволжья, балкарцев, чеченцев, калмыков, ингушей и других — требовали очень продуманного и взвешенного подхода. Было ясно, что без учета изменившейся демографической обстановки и выработки демократического согласия затрагиваемых сторон стабильно решить их не удастся. Историю нельзя вернуть назад. Нужно отправляться от сложившихся реальностей. Попытка действовать волевым нажимом, поспешность и односторонность могли посеять ветер, и пришлось бы пожинать бурю».
С отдельными выводами многие не согласятся, но учитывать изменение политического мышления просто необходимо: от насильственного заточения в условия спецпоселений и более 10-летнего комендантского режима до разрешения вернуться на родину и проживать в Крыму.
Советский народ тогда, в 1980-х, с энтузиазмом поддержал перестройку. Позднее часть аналитического сообщества заключала, что население, «столкнувшись с пустыми полками, прокляли в большинстве все ценности, не подкрепленные колбасой». На что М. Горбачев замечал: стоило ли уходить из Афганистана, обеспечить свободу религии, предоставить возможность выезда за рубеж, дать право выбора на выборах?
Мне тоже вспомнились те времена, но не припомню, чтобы кто-то умер от голода. Да, мяса в государственных магазинах по низким ценам в свободной продаже не было, но в нашем регионе его можно было купить по талонам, выданным на производстве. В то же время базар был забит мясной продукцией. Импорт в наш промышленный городок завозился регулярно: оригинальные джинсы от производителя «Wrangler», чешские, немецкие и финские мужские костюмы висели на вешалках в автолавках, приезжавших торговать из соседних кишлаков, даже японские куртки появлялись на прилавках. Плановая экономика в отдельных регионах предполагала свои «сюрпризы».
Не будь Горбачева с его перестройкой, состоялось бы массовое возвращение крымских татар на родину? Любой ответ — из области фантазий.
Готовя к публикации материал, ознакомился с отдельными мыслями Михаила Сергеевича. Вот, что пришлось по душе: «Я думаю, человек, покинувший Родину… да еще с семьей… – все. Никогда счастья, полного счастья не будет. Так и придется мучиться до конца жизни потому, что где-то там осталось все». Он говорил о тех, кто покинул Россию, а сказано это было накануне его 80-летия. Прямо в точку попал, озвучил чаяния крымских татар, требовавших от него не препятствовать возвращению народа к себе домой.
Со временем происходит осмысление прошлого, крупные государственные деятели имеют не только сторонников, но и оппонентов. Герои времени не вечны, так как и время не стоит на месте. Вчера им рукоплескали, сегодня порицают, наступит завтра — и снова время перемен…