Курс валют USD 0 EUR 0

Величие народа — в душе его

Комментариев: 0
Просмотров: 152

Шейде Юнусова-Абдуразакова

 

Лидия ДЖЕРБИНОВА,специально для «ГК»

Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал.

Конфуций.

Вымученная улыбка и борозды морщин на лице этой приятной женщины говорят о пережитых страданиях и совсем нелегкой судьбе, но при этом она сохранила широту души и искренность сердца. Я взяла эпиграфом к сегодняшнему рассказу об обычной крымскотатарской семье слова великого древнего мыслителя Китая Конфуция. Мне кажется, они олицетворяют судьбу крымскотатарского народа. На протяжении веков этот народ старались сбить с ног, а он не преклонил колен, падая — вставал, выпрямлялся и боролся. Боролся за жизнь, за семью, за Родину. Кто-то во время войны с оружием в руках отвоевывал пядь за пядью родную землю, кто-то в тылу, чем мог, помогал партизанам и подпольщикам, кто-то сам пополнял их ряды. За год до водружения знамени Победы над Рейхстагом основная масса населения, в основном старики, женщины, дети, были подвергнуты выселению из Крыма и вынуждены были выживать в нечеловеческих условиях  в пути следования, на чужбине. Народ, в чьих жилах течет кровь героических и свободолюбивых предков, закаленных в боях с врагами с давних времен, не мог оставаться в местах вынужденного пребывания — его тянуло к истокам, к своим корням.

Айдер Абдуразаков

 

Для этого он снова боролся. Боролся не с оружием в руках, а с умом.  Писали письма в руководящие органы страны, организовывали митинги, ездили в Москву. И со временем, а это были 1990-е годы, потянулись люди на Родину и стали восстанавливать свой статус: строить дома, работать, учиться, создавать семьи, одним словом — ЖИТЬ.

Сегодня я хочу рассказать о Шейде-апте Юнусовой, по мужу — Абдуразаковой. Она родилась в 1939 году в селе Бурлюк Бахчисарайского района, седьмым ребенком в семье Юнуса Юнусова и Салие Шерфе Сейдаметовой из Бахчисарая. Семья была со средним достатком, ни в чем не нуждалась. Младшая из семи детей, Шейде-апте о прошлом своей семьи знает по рассказам своей самой старшей сестры Момине, заменившей всем детям родителей в трудную годину депортации. Умерла она в 2020 году, в возрасте 103 года, на Родине, о которой мечтала все годы депортации, любовь к которой она привила всем младшим членам семьи. Сама Шейде-апте из прошлой жизни в Крыму помнит очень мало. Единственные воспоминания детства: на руках у мамы, в одной руке — она, маленькая девочка, плачущая от страха от разрывов бомб, в другой — кобете. Мама в ужасе бежит в окопные укрытия. Так начиналась ее жизнь. Но все по порядку.

До войны их семья жила своей размеренной жизнью в селе Бурлюк Бахчисарайского района. Их семья мало чем отличалась от других. Отец семейства Юнус Юнусов пас в селе стадо баранов и коз, где содержались также его пять баранов и козы. Он постоянно пополнял их счет. На зиму семья делала заготовки: жарили мясо, укладывали в специальную, довольно таки объемную глиняную посуду (бардакъ), похожую на чаны, заливали мясо растопленным бараньим жиром, и в таком виде оно очень долго хранилось. Какое-то время сохраняли и свежее мясо, которое в ведрах опускали в колодец. В хозяйстве были коровы, лошадь и телега. Утро обычно начиналось с приятного щебетания птиц, маминых хлопот в ашхане (на кухне) и парного молока, надоенного ее заботливыми руками. Отец, помимо ухода за живностью, работал  в саду. Радовал семью яблоками и грушами. Их тоже заготавливали на зиму — сушили. Момине, хоть и выучилась в Симферополе на агронома, работала в Бахчисарае завклубом и очень хорошо пела. Выйдя замуж, перед началом войны родила девочку Зерочку.

Шейде Юнусова (справа) с Зерой на сборе хлопка

 

Весь этот приятный уклад жизни в живописной деревне Бурлюк рухнул с приходом вражеских войск. Под натиском превосходящих сил противника 1 ноября 1941 года советские войска оставили Бахчисарай и отошли к станции Сюрень. В доме Юнусовых были расквартированы румынские солдаты. В начале войны муж Момине Бейтулла Бейтуллаев был призван на фронт. С поезда он прислал жене весточку, что будет на вокзале в определенное время, и просил принести шестимесячную доченьку. Это была их последняя встреча-прощание. Было еще письмо по пути следования на фронт, в котором он просил, чтобы она не выходила замуж, пока не получит похоронку. Так и не дождалась она ни мужа, ни вестей от него. По ее запросу из Узбекистана в военный архив пришел ответ, что он пропал без вести. Момине продолжала его ждать, сама вырастила дочь Зеру, подарившую ей пятерых внуков.

Зылха и Абдуразак Шерфединовы с внуком и невестками Шейде и Сусанной

 

Шейде-апте вспоминает: «Ночь 18 мая 1944 года. Никогда не забуду этот страшный стук в дверь. Отец спросил: «Кто там?». Последовал ответ: «Собирайтесь! Вас выселяют». Затем: «Берите теплые вещи. Вас повезут очень далеко». Скрипку брата Асана из машины выбросил солдат. Сестра Момине взяла ребенка и накрыла маму платком. А мама взяла Коран, завернув его в полотенце, да еще кое-какие драгоценности, продав которые выжили в изгнании в первые годы.

Затолкали людей битком в грязные вагоны, в которых раньше перевозили скот. Дышать нечем. Одному старику стало плохо от нехватки воздуха. Парень пробил в потолке отверстие, но старик все равно умер через некоторое время. Этот случай врезался в память навсегда. На протяжении многодневного пути люди умирали, и их тела забирали солдаты.

Высадили всех в Самарканде, древнейшем городе Узбекистана. С вокзала привезли к бане. Перед баней на дороге заставили раздеться, невзирая на пол и возраст. Стесняясь друг друга, да и работников бани, нагие люди прикрывались руками и закрывали глаза от стыда. Была команда войти в баню всем вместе. Только намылились, как сразу прекратилась подача воды. Было невыносимо терпеть это издевательство: жарко, мыло щиплет глаза, дети плачут навзрыд. Люди начали кричать, возмущаться, стучать в двери. Через некоторое время воду дали, все помылись. Снова вышли на улицу, где им вернули их грязную одежду».

 

Оттуда людей развозили на арбах по кишлакам областных районов. Семью Шейде-апте принял колхоз «Москва». Разместили в помещении, служившем ранее хлевом или конюшней. Спали прямо на земле, укрыться было нечем. Многие стали умирать от малярии и других болезней. Через месяц не стало и родителей. Вся ответственность легла на старшую сестру Момине. Ей было очень трудно, но она никого не отдала в детский дом. Шейде-апте на тот момент было всего пять лет, и она всю жизнь благодарна сестре, заменившей мать, за заботу. «Пусть ей откроются врата рая на том свете», — говорит она. Из этого хлева они перебрались в глинобитный дом местных жителей. Выбелили все, помазали земляной пол, и только начали жить, как хозяева заявили, что сын возвращается из армии. Пришлось освобождать. Нашли другую кибитку, и пошла цепная реакция: только приводили жилье в порядок, как: «Сын возвращается». Потихоньку преодолевались все трудности с жильем. Когда брат Асан построил дом, то забрал младшую сестренку Шейде к себе.

«Происходили всякие мистические случаи. Хотите верьте, хотите нет. Но наша Зера, дочь Момине, то и дело попадала во всякие истории», — вспоминает Шейде-апте. — В народе говорят: «По субботам не белите жилье и не шейте ничего». Не придавая значеия народным приметам, Момине дошила восьмилетней дочери Зере платье, сходила на Первомайский парад. По возвращении, когда проходили во дворе мимо казана, в котором варился урюк, подол платья девочки зацепился, и ребенок ошпарился по грудь этим варевом. Девочку мучила нестерпимая боль. Открылась рана. Знакомая узбечка организовала ей пашшахану (своего рода защита от мух и комаров из марли в виде подвесного шалаша с узлом наверху) и смазывала топленым сливочным маслом. Постепенно наступило выздоровление. Следующий случай с ней же. В Узбекистане было поверье, что на дерево джиды (ягоды «серебряного дерева», известно и как зизифус) в вечернее время нельзя влезать, иначе можно угодить к чертову застолью (джин софрасына). Девочка залезла на дерево и упала с него в воду под электростанцией. Спасли дежурившие на станции инженеры. Она очень испугалась и, еле-еле волоча ноги, поплелась домой. Для успокоения ее психики, повезли в Ташкент. Там старушка-узбечка, обеспечив ей покой, 40 дней ее отчитывала, и девочка своими ногами вернулась домой. Страха больше не было.

Далее Зера, работая маляром, перенесла перелом позвоночника, падая с четвертого этажа — чудом выжила. В Симферополе попала под машину — и тоже выжила. Видно, ангел-хранитель оберегал ее. Но коронавирусная инфекция оказалась коварнее, и она, вместе с сыном, в 2020 году умерла».

Сама Шейде-апте, не имея возможности продолжать учебу в школе, после пятого класса вынуждена была помогать брату по хозяйству. Когда ей исполнилось 17 лет, ее приняли на шелкоткацкую фабрику ватерщицей.

Шейде Юнусова на рабочем месте у ватерной машины. Самаркандская шелкоткацкая фабрика, 1956 г.

 

В 1957 году вышла замуж за Айдера Абдуразакова, с которым ее познакомила соседка Джевер – его двоюродная сестра. Через год родился сын Сейяр, и она уволилась после декретного отпуска с переходом в ведомственный детский садик, сначала нянечкой, потом шеф-поваром, где проработала еще 40 лет.

Абдуразак Шерфединов  (в центре) с детьми и родственниками, г.Самарканд

 

40 лет прожила с родителями мужа в мире и согласии, и у них была своя жизненная история. Отец мужа Абдуразак был шофером в Бахчисарае и продолжил свою трудовую деятельность в Узбекистане. Мать — Зылха Сейдаметова, родом из Дуванкоя, в 15 лет вышла за него замуж, родила пятерых детей… У самого Абдуразака было тяжелое детство. Детей в семье тоже было пятеро. Жили в Бахчисарае. Дом находился над почтой, и сейчас стоит. Было свое хозяйство, в котором насчитывалось 80 баранов. Где-то в тридцатых годах властям показалось, что это слишком много для одной семьи с пятью детьми, и пришли к решению, что стадо нужно конфисковать, а отца семейства Шерфедина выслать за Урал. Его жена Айше-ханум, перенося все тяготы того времени, смогла вырастить детей. Через определенное время Шерфедин-бей вернулся. Супруги умерли в Крыму до депортации.

Муж Шейде-апте, уже покойный Айдер-ага, тоже был шофером в геологоразведке. Возил продукты, трубы, балки и пр. Был очень добродушным и общительным человеком.

Сегодня Шейде-апте живет с семьей своего единственного сына Сейяра. Ему были посвящены все ее годы. Она рассказывает, что он учился в Самарканде. Окончил факультет промышленно-гражданского строительства Самаркандского государственного архитектурно-строительного института. После службы в инженерных войсках советской армии работал инженером в межколхозстрое Багишамальского района Самарканда. Со временем стал заместителем управляющего, была прикреплена служебная машина, а на день свадьбы в качестве подарка от треста ему выделили двухкомнатную квартиру.

Все это не могло удержать семью в местах принудительного проживания. Собрались и приехали на родину. У Шейде-апте своя отдельная комната на первом этаже большого дома. Сын Сейяр, его жена Нияра Шевкетовна – врач во второй поликлинике города Симферополя, внук Эмиль – юрист, его жена Ленифер. Они воспитывают двух сыновей. А внучка Шейде-апте, Тамила, специалист немецкого языка. Шейде-апте довольна их вниманием и заботой. После перелома ноги она с трудом передвигается, но не нарадуется, что живет в кругу близких на Родине в Крыму и желает всем благополучия.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог