Приближается очередная, 106-я годовщина со дня гибели национального лидера крымских татар Номана Челебиджихана. Общественность будет чтить имя героя, в мечетях пройдут молебны, будут организованы тематические передачи на телевидении, появятся новые статьи, в школах учителя расскажут о Челебиджихане детям – все это хорошая установившаяся традиция. Но с каждым разом перед крымскими татарами возникают трудности, им бросают вызовы, бывает даже не извне, а изнутри, поэтому историческое наследие, оставленное Челебиджиханом и его соратниками, должно тщательно изучаться, сохраняться и охраняться.
Многие исследователи национального движения крымских татар отмечают базовую установку его участников на знания. Деятельность Исмаила Гаспринского, Решида Медиева связана с просвещением, которое привело их на политическое поприще. Номан Челебиджихан и Джафер Сейдамет – юристы, для защиты национальных интересов смогли оформить законодательную базу.
Образованность имеет значение и поныне. Тот путь, который проделали крымские татары в 1917 году, поучителен и для нас, можем черпать идеи вековой давности и пытаться реализовать их сегодня. Например, проведение съезда крымскотатарских учителей, открытие специализированных учебных заведений и др. Изучая биографии наших лидеров, мы видим, что стремление к знаниям побуждает их оканчивать не один вуз, и даже в разных странах, их взоры обращены к различным наукам, там они находили ответы на поставленные вопросы. Поэтому, опережая время, они вели за собой народ к намеченным целям.
Всякая политическая сила следует своей идеологии. Получали распространение всевозможные теории, искавшие пути выхода из кризиса и обозначавшие механизмы преобразований. Реализация крымскотатарскими деятелями поставленных задач несла обновление всей общественной жизни, в которой, по их замыслу, предусматривалось участие и женщины наравне с мужчинами. Устаревшие устои должны были отойти, освободившиеся места старались заполнить передовыми общечеловеческими правилами, как принято сейчас называть, гражданского общества.
Особо следует отметить зафиксированный в печати, на страницах газеты «Голос татар», процесс самоидентификации народа, его движение от Мусульманского комитета до Курултая и Крымскотатарского национального правительства. Пройденный путь от конфессионального объединения к национальному, четкая фиксация своего самоназвания – крымские татары, легли в основу всей нашей жизни и борьбы до сегодняшнего дня. В настоящее время какой-то нелепостью выглядят утверждения, что «крымские татары» — это кличка, данная народу, окончательно навязанная нам советской властью. Безответственные заявления сторонников переименования, базирующиеся на домыслах, часто фальсификациях, ложных представлениях национальных перспектив, уводят народ от насущных проблем. Важен современный бренд, а не историческая память — доходит и до такого. Остается только во время переписи части соотечественников самоидентифицироваться под другим именем.
В начале XX века, понимая пагубность отдельных таких проявлений, Курултай четко закрепил в принятых Основных законах наше самоназвание — крымские татары, и выступал только от их имени. Великое наследие предков достойно уважения и бережной сохранности.
Великое наследие предков достойно уважения и бережной сохранности
Комментариев: 0
Просмотров: 85