Курс валют USD 0 EUR 0

Весенние краски в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия

Комментариев: 0
Просмотров: 421

Шефика АБДУРАМАНОВА

 

В первый день праздника Наврез, 22 марта, при поддержке Министерства культуры Республики Крым, в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия открылась выставка с соответствующим празднику настроением — «Весенние краски». Название выставки символизирует не только весеннее обновление и пробуждение природы – на выставке представлены работы уверенно заявивших о себе молодых крымскотатарских художников. Преемственность традиций в их творчестве сочетается с оригинальностью тематики отображения. Работы каждого художника отличает индивидуальность техники и стиля, эксперименты в поисках новых художественных миров.

 

Представленная на выставке графика художника из Карасубазара (Белогорск) Ризы Абдужемилева покоряет лаконичностью формы и глубиной философского содержания. Выполненные в монохромном изображении («Эски эв») или колористически ограниченной гамме (циклом «Омюр-хаял» («Призрачный мир»), они концентрируют внимание зрителя, направляя не только на созерцание, более того, на размышление над вопросом, переданным художником посредством рисунка.

Один из приемов художника – «наложение» одного рисунка на другой. Многомерность восприятия каждого уровня в отдельности и в сопоставлении раскрывают суть авторского замысла. Основная тема представленных работ – ретроспектива крымской старины в гармоническом единстве человека, природы и традиционных строений. Конкретный человек как творение именно вот этой земли. Сотворенный на другой земле, в иных природно-климатических условиях это был бы уже другой человек. Традиционная архитектура – это осмысление человеком окружающего его пространства. Органическое единство «природа-человек и его созидание» воздействуют не на конкретное восприятие графики Ризы Абдужемилева, а на ассоциативное мышление.

 

Зера Аблязисова начала свой творческий путь как художник-любитель, определив основным материалом манящее гладкой поверхностью и холодным отблеском стекло. За несколько лет творчества художница работает с одним материалом и в одной стилистике, совершенствуя  только тематику и живописное отображение работ. Также однозначна и техника росписи по типу ложного витража акриловыми красками. Только рисунок создается не как обычно, с «лицевой» стороны, когда материал перед глазами, а наоборот, «с изнанки», когда художник созидает вслепую и видит свое произведение только после его окончания, воспринимая каждый раз как свершившееся чудо.

Представленные четырнадцать работ мастерицы со стилизованным изображением жанровых и бытовых сцен передают цельное впечатление о традиционном укладе жизни и этнографии народа  («Гончар», «Медник», «Встреча»).

 

Живописные натюрморты и ландшафтные зарисовки художницы из Феодосии Заремы Неметлаевой,  не поддавшейся соблазну придать крымскому пейзажу некую экзотичность, почерпнуты ею из повседневной жизни и отображают окружающий ее мир, ограниченный пределами родного городка: «У пруда», «Восточный натюрморт», «Белый букет». Несмотря на то, что натурой для сюжетов стал «ближний мир» художницы, он в ее работах не задокументирован с точностью фотографии, а передано впечатление от увиденного.

Жизнерадостная гармония цветовой гаммы, красота повседневно окружающего нас мира — восприятие художницы — раскрывают прекрасное в обычном, передают зрителю оптимистический настрой.

 

Лемара Амзаева с детства любила рисовать. Со временем хобби, несмотря на оконченный ею экономический факультет, стало ее основным занятием. Источник ее вдохновения — традиционная архитектура и пейзажи Крыма («Осенний Салгир», «Гурзуф», «Домик у моря»).

Замечательные пейзажи художницы с точностью выверенным композиционным расположением рисунка не только передают вид натуры, но творчески их переосмысливают. Лирические пейзажи с тонко выделенными акцентами и отточенными деталями достигаются тщательной проработкой каждого миллиметра холста, когда краски наносятся многослойно, одна поверх другой, благодаря чему достигается богатая палитра игры цвета и света, создается эффект «ожившего» изображения, что особенно проявляется в передаче поверхности воды, ощущении прозрачности пространства «Гурзуф», «Кок-Козь».

 

Авторская обработка старинных черно-белых фотографий и открыток в исполнении Мадины Абдуллаевой органически расширяет и дополняет ракурс запечатленного на снимке изображения.  Переформатированное живописцем в цвет черно-белое пространство, интуитивно точное чувство визуальной реальности оставшегося за рамками продолжения ландшафта или интерьера раскрывают перед зрителем отстоящую на столетия крымскую действительность. Картины Мадины Абдуллаевой – своеобразные порталы путешествия во времени, благодаря которым зритель входит в ожившие картины прошлого. «География» путешествий во времени обширна – это различные уголки Крыма, мавританская Испания с шедевром архитектуры из красноватого мрамора замка Альгамбра (от арабского Эль Гамбр – красный) – все они передают таинственность и сказочную роскошь культуры Востока: «Старое поместье», «Натюрморт при свечах», «Альгамбра».

Выставка работ пяти молодых художников раскрывает одну из граней многообразного современного крымскотатарского искусства. Авторы представленных работ из разных городов Крыма – Феодосия, Белогорск, Симферополь. Каждый из них обладает индивидуальным и неповторимым стилем творчества, техникой и манерой исполнения. Разными оказались и их пути в живописи, кто-то из них имеет специальное образование, кто-то самостоятельно овладевал азами искусства живописи. Но всех их объединяет одно: творение по зову сердца, любовь к родной земле, ее природе и культуре.

Открытие выставки украсило исполнение народных песен молодой солисткой Крымскотатарского Академического музыкально-драматического театра  Шефикой Татарисовой.

Выставка, рассчитанная на широкую зрительскую аудиторию почитателей крымской культуры, продолжит работу до конца апреля.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог