Курс валют USD 0 EUR 0

Весенние краски в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия

Комментариев: 0
Просмотров: 41

Шефика АБДУРАМАНОВА

 

В первый день праздника Наврез, 22 марта, при поддержке Министерства культуры Республики Крым, в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия открылась выставка с соответствующим празднику настроением — «Весенние краски». Название выставки символизирует не только весеннее обновление и пробуждение природы – на выставке представлены работы уверенно заявивших о себе молодых крымскотатарских художников. Преемственность традиций в их творчестве сочетается с оригинальностью тематики отображения. Работы каждого художника отличает индивидуальность техники и стиля, эксперименты в поисках новых художественных миров.

 

Представленная на выставке графика художника из Карасубазара (Белогорск) Ризы Абдужемилева покоряет лаконичностью формы и глубиной философского содержания. Выполненные в монохромном изображении («Эски эв») или колористически ограниченной гамме (циклом «Омюр-хаял» («Призрачный мир»), они концентрируют внимание зрителя, направляя не только на созерцание, более того, на размышление над вопросом, переданным художником посредством рисунка.

Один из приемов художника – «наложение» одного рисунка на другой. Многомерность восприятия каждого уровня в отдельности и в сопоставлении раскрывают суть авторского замысла. Основная тема представленных работ – ретроспектива крымской старины в гармоническом единстве человека, природы и традиционных строений. Конкретный человек как творение именно вот этой земли. Сотворенный на другой земле, в иных природно-климатических условиях это был бы уже другой человек. Традиционная архитектура – это осмысление человеком окружающего его пространства. Органическое единство «природа-человек и его созидание» воздействуют не на конкретное восприятие графики Ризы Абдужемилева, а на ассоциативное мышление.

 

Зера Аблязисова начала свой творческий путь как художник-любитель, определив основным материалом манящее гладкой поверхностью и холодным отблеском стекло. За несколько лет творчества художница работает с одним материалом и в одной стилистике, совершенствуя  только тематику и живописное отображение работ. Также однозначна и техника росписи по типу ложного витража акриловыми красками. Только рисунок создается не как обычно, с «лицевой» стороны, когда материал перед глазами, а наоборот, «с изнанки», когда художник созидает вслепую и видит свое произведение только после его окончания, воспринимая каждый раз как свершившееся чудо.

Представленные четырнадцать работ мастерицы со стилизованным изображением жанровых и бытовых сцен передают цельное впечатление о традиционном укладе жизни и этнографии народа  («Гончар», «Медник», «Встреча»).

 

Живописные натюрморты и ландшафтные зарисовки художницы из Феодосии Заремы Неметлаевой,  не поддавшейся соблазну придать крымскому пейзажу некую экзотичность, почерпнуты ею из повседневной жизни и отображают окружающий ее мир, ограниченный пределами родного городка: «У пруда», «Восточный натюрморт», «Белый букет». Несмотря на то, что натурой для сюжетов стал «ближний мир» художницы, он в ее работах не задокументирован с точностью фотографии, а передано впечатление от увиденного.

Жизнерадостная гармония цветовой гаммы, красота повседневно окружающего нас мира — восприятие художницы — раскрывают прекрасное в обычном, передают зрителю оптимистический настрой.

 

Лемара Амзаева с детства любила рисовать. Со временем хобби, несмотря на оконченный ею экономический факультет, стало ее основным занятием. Источник ее вдохновения — традиционная архитектура и пейзажи Крыма («Осенний Салгир», «Гурзуф», «Домик у моря»).

Замечательные пейзажи художницы с точностью выверенным композиционным расположением рисунка не только передают вид натуры, но творчески их переосмысливают. Лирические пейзажи с тонко выделенными акцентами и отточенными деталями достигаются тщательной проработкой каждого миллиметра холста, когда краски наносятся многослойно, одна поверх другой, благодаря чему достигается богатая палитра игры цвета и света, создается эффект «ожившего» изображения, что особенно проявляется в передаче поверхности воды, ощущении прозрачности пространства «Гурзуф», «Кок-Козь».

 

Авторская обработка старинных черно-белых фотографий и открыток в исполнении Мадины Абдуллаевой органически расширяет и дополняет ракурс запечатленного на снимке изображения.  Переформатированное живописцем в цвет черно-белое пространство, интуитивно точное чувство визуальной реальности оставшегося за рамками продолжения ландшафта или интерьера раскрывают перед зрителем отстоящую на столетия крымскую действительность. Картины Мадины Абдуллаевой – своеобразные порталы путешествия во времени, благодаря которым зритель входит в ожившие картины прошлого. «География» путешествий во времени обширна – это различные уголки Крыма, мавританская Испания с шедевром архитектуры из красноватого мрамора замка Альгамбра (от арабского Эль Гамбр – красный) – все они передают таинственность и сказочную роскошь культуры Востока: «Старое поместье», «Натюрморт при свечах», «Альгамбра».

Выставка работ пяти молодых художников раскрывает одну из граней многообразного современного крымскотатарского искусства. Авторы представленных работ из разных городов Крыма – Феодосия, Белогорск, Симферополь. Каждый из них обладает индивидуальным и неповторимым стилем творчества, техникой и манерой исполнения. Разными оказались и их пути в живописи, кто-то из них имеет специальное образование, кто-то самостоятельно овладевал азами искусства живописи. Но всех их объединяет одно: творение по зову сердца, любовь к родной земле, ее природе и культуре.

Открытие выставки украсило исполнение народных песен молодой солисткой Крымскотатарского Академического музыкально-драматического театра  Шефикой Татарисовой.

Выставка, рассчитанная на широкую зрительскую аудиторию почитателей крымской культуры, продолжит работу до конца апреля.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65