Курс валют USD 0 EUR 0

Вопрос знамени

Комментариев: 0
Просмотров: 1 259

Перевод с крымскотатарского языка Гульнары УСЕИНОВОЙ.

 

Осман АКЧОКРАКЛЫ

 

В связи с созданием татарских военных полков, батальонов, с одной стороны, и в связи с проведением национальных мероприятий, взятием власти в свои руки, с открытием национальных съездов, с другой стороны, в центр  внимания, естественно,  выдвигается вопрос Национального знамени.

Конечно, татары в этом плане долго не раздумывают: если проводится что-нибудь религиозное или национальное, у них наготове символ полумесяца и зеленый цвет.

Но откуда взялся этот символ полумесяца»? Что это? Над этим никто не задумывается. Что означает зеленый цвет? Почему он считается священным? Об этом тоже много не думают. Раз сказано «мусульманин» —  сразу перед взором встает символ полумесяца и зеленый цвет.

В эти дни Центральный Совет мусульманских военных России, в связи с вопросом учреждения знамени для военных полков, организовал комиссию и в то же время обратился с вопросами к специалистам:

  1. Какого цвета было мусульманское знамя в древности? Какой цвет предпочтительнее сегодня?
  2. Какой формы символ бытовал у татар в древности? Какой символ предпочтительнее сегодня?

 

По поводу этой идеи Мусульманского Военного Совета в 26 номере газеты «Курултай» в своей статье А. Баттал пишет: «То, что мы назовем знаменем, должно стать символом, возрождающим силу и славу полков, знаком татарской военной мощи, переходить от поколения к поколению, быть знаменем, исторически признанным. Недопустимо каждое попавшее полотно поднимать на древке — это противоречит  историческим и национальным устоям, и называть его «Национальным знаменем» — это позор.

В этом году в Казани 22 июля, в дни трех съездов, в зале городского театра двое военных вывесили красный и зеленый флаги и захотели назвать их национальными…

Почему татарский флаг зеленого цвета? Есть этому историческое и научное объяснение? Никто не занимается  исследованиями по этому поводу.

Над дверями клуба «Нур»(?), где собрался съезд мулл, был развернут зеленый флаг. Это цвет флага пророка Мухаммеда!..

На съезде один из видных религиозных улемов, Муса эфенди Бигиев, отметил, что знамя пророка Мухаммеда не зеленого, а черного цвета, зеленый же цвет в исламе — это цвет траура, однако муллы на съезде никак не отреагировали на это».

Пояснив это, А.Баттал далее пишет: «Предполагаю, пусть общемусульманское знамя будет зеленым, однако, какая связь между мусульманской идеей и Волжской тюрко-татарской национально-культурной автономией?»

…Как появилась возможность татарам поднять свое знамя, они сразу подняли бросающееся в глаза зеленое сукно…

У татар было историческое прошлое, государственность, величие, военная сила, законодательство, знамя. А.Баттал оставил открытым этот аспект.

Оставив для другой статьи тему заимствования мусульманами символа полумесяца, согласно преданиям, от древних греков, а переход символа двуглавого орла от хеттских татар (хетского государства) к румам и, наконец, к прусам и русским и другим европейцам, мы хотим представить в данной статье сведения, известные нам и касающиеся проблемы знамени.

У одного из известных османских историков, Джевдета эфенди, в произведении «Санджакълар» («Знамена») упоминается о том, что в первом году хиджрета сахаб пророка Эбу-Мерс получил от пророка белую ткань, и она стала олицетворять первое в исламе Белое знамя (Акъ Байракъ), а Эбу-Мерс стал старейшим знаменосцем времен пророка. Во время битвы при Хайбаре мусульманами было поднято большое знамя черного цвета.

Впоследствии, в период халифата, количество флагов и знамен увеличилось, аббасиды, последователи Хасана и Хюсейна, применяли черный флаг, а также черные одежды в качестве траурного символа. Затем последователи Али, выступая против аббасидов, чтобы не быть схожими с ними, развернули белый флаг. После всего этого халиф Мемун ввел в обычай и в обиход знамя и одежду зеленого цвета.

В государстве Андалусия при Бен-и-Ахмере имело место множество, более ста разновидностей, знамен и флагов, разноцветных, украшенных золотым шитьем, а после западного завоевания появились флаги с различными изображениями.

В восточных государствах и в Дешт-и-Тюркистане, в древних тюркских государствах, в Индии и Китае на знамена вешали украшенный, красиво сплетенный в кисти знак, он сопровождал воина до самой его гибели и назывался «халиш». «Халиш» был характерен для воинов орд Чингизхана и Хулагу. В аюбидском и сельджукском государствах он также имел место. Сплетенный и с кистями этот знак воины надевали на шею. В тюркских государствах он именовался «тугъ».

Известно, что впоследствии этот символ «тугъ» (кисть), сплетенный из конского хвоста, украшал венцы турецких султанов и чалмы турецких пашей. Им украшали головы султанских лошадей, запряженных в султанские кареты.

Этот обычай встречался в Российской империи — лошади запрягались и украшались знаком «тугъ».

Обычай татарского воина украшать лошадь этим знаком был позаимствован и российскими казаками.

Если обратить внимание, то впереди казацких полков в строю с музыкантами несли длинную палку с конским хвостом, увешанную колокольцами.

Возвращаясь к произведению «Тарих-и-Джевдете». Там говорится: …знамена времен халифата, знамена с полумесяцем, черные и  зеленые знамена использовались в мечетях и текие, их разворачивали на похоронах знатных личностей и в дни чествования хазрета Хюсейна.

Таковы некоторые предания исламского вероучения о знаменах, их цвете и величине. Ясно, что использовались белый, черный, зеленый цвета. Никакому одному цвету предпочтения не отдавалось. Как отмечает Муса-эфенди и как говорится в «Тарих-и-Джевдет», зеленый цвет был еще до времен Пророка и использовался в исламе позднее.

Зеленый цвет, возможно, символизировал молодость жертв во имя ислама, а также, вероятно, что зеленый цвет олицетворял возрождение земли (зелень травы) после трагедии.

В Крыму личности, близкие к семье дочери пророка Мухаммеда Фатимы и ее мужа Али, именовались сейидами, отмечали свою одежду зеленым цветом, например, повязывали чалмы зеленого цвета.

В родословной одного из таких сейидов в Крыму от 1136 года, скрепленной подписями влиятельных лиц, подтверждено, что этому представителю, приближенному к роду пророка, дается разрешение отмечать себя одеждой зеленого цвета. Отсюда ясно, что зеленый цвет был специально предназначен для сейидов.

Переходим к голубому цвету. В последнее время вошел в обычай татарский национальный голубой цвет, голубое знамя. Истоки, причины тому нам неизвестны.

Нам известно, однако, что один из французских авторов Ленуан Кахун Дженгиз в своем историческом романе сообщает, что знамя татар голубое. Он даже назвал свое произведение «Кок санджакъ» («Голубое знамя»).

Кстати, скажу, что слово «санджакъ», скорее всего, должно произноситься как «санчакъ». От слова «санчмакъ» (пронзить) или «чанчмакъ» (воткнуть, всадить).

Например, всадить древко знамени в стену крепости.

Роман Ленуана Кахуна «Кок санджакъ» был переведен одним из турецких  авторов Неджимом Асимом эфенди.

Вероятно, истоки голубого цвета флага обоснованы здесь.

Во всяком случае, крымцы сегодня признают голубое знамя своим национальным знаменем.

Очевидно, что голубой цвет — цвет древних монголов. Поскольку в древности тюрко-татары  поклонялись голубому небу, луне, солнцу, считали голубой цвет священным.

В связи с этим хочу еще отметить. В нашем Бахчисарае, как можно заметить, если кто-то строит новый дом, то часто деревянные детали дома окрашивает в голубой цвет. Со словами: «Мавы боячыкъ не гузель яраша!» («Как красива голубая красочка!»), — татары красят окна, балюстрады, двери. Кто-то потолки красит синькой. Очевидно, что в крови татарской с древности осталось что-то, влекущее к голубому цвету.

В тот момент, когда в Крыму решается вопрос, какой символ выбрать для голубого знамени, бесспорно, нужно выбирать тарак тамга. Это родовая тамга правителей Крымского ханства, династии Гираев. В самом ханском дворце, в мечети, на старинных гирайских монетах изображена эта тамга.

Неизвестно, фамильная ли это тамга Гираев или же это тамга татар Крыма. Известно, что у каждого татарского рода имелась собственная тамга. Прежде всего клеймом с изображением тамги клеймились спины лошадей татарских и монгольских табунов, чтобы не спутать с чужими лошадьми.

Впоследствии изображения тамги использовались вместо подписей (и вместе с подписями) на различных документах, и сейчас также используются в некоторых случаях родовые тамги.

Кроме тарак тамги на внешних и внутренних дверях Хан-Сарая есть изображение двух драконов.

Вместе с руководителем Дворца-музея художником Усеином-эфенди Боданинским мы ищем сведения об истории этого изображения драконов. В Бахчисарае бытуют некоторые предания, мы их планируем опубликовать.

Вопрос: эти драконы — произведения исконно татарские или откуда-то скопированы? В истории ханского дворца, написанной русскими и европейскими авторами, об этом нет никаких упоминаний.

Однако, если принять во внимание древнюю религию монголов, изображения драконов могли считаться священными и проистекать из огнепоклоннических верований монголов, оставшихся в наследие и сохранившихся у татар после принятия ими ислама.

В Китае изображение дракона считается официальным и религиозным знаком до сих пор.

Как нам известно, в Китае (Пекин) в мусульманских мечетях встречаются изображения дракона. Мы не знаем, обязывает ли китайское государство мусульман к этому или тамошние мусульмане по своей воле украшают мечети изображениями драконов.

Таким образом, мы представили вам собранные нами сведения о знамени, его цвете и символах.

Данные о символах — двуглавом орле и полумесяце будут представлены в следующей статье.

«Миллет» — 1917. — №1917. — №108. — ноябрь 19.

Перевод с крымскотатарского языка Гульнары УСЕИНОВОЙ.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог