Курс валют USD 0 EUR 0

Восстанавливая историю народа

Комментариев: 0
Просмотров: 36

ТАРИХЧИ

(Окончание. Начало в №43)

В этом году исполнилось 10 лет со времени создания Крымского научного центра Института истории им.Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан. Свой юбилей КНЦ отметил проведением 19-20 ок­тября большой научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории крымских татар».

Второй день работы конференции прошел в формате круглых столов, в ходе которых ученые-историки и филологи, а также представители краеведческого сообщества могли обменяться мнениями по вопросам дальнейшей деятельности КНЦ и сохранения исторического и культурного наследия крымских татар.

Крымские татары и ХХ век

Одним из главных проектов Крымского научного центра является подготовка и издание пятитомной академической истории крымскотатарского народа. Как известно, свет уже увидел третий том «Истории крымских татар», посвященный периоду Крымского ханства. Активная работа сейчас идет над томами, описывающими период Золотой Орды и исторические судьбы крымских татар после присоединения Крыма к Российской империи.

Важно понимать, что «­История крымских татар» — это труд не одного человека, а большого научного коллектива. В подготовке каждого тома ­участвуют по нескольку десятков ученых, каждый из которых на сегодняшний день является ведущим специа­листом по тому или иному вопросу, будь то конкретный исторический период или история языка либо культуры.

История целого народа многогранна. И здесь нельзя обойтись без рассмотрения политических, экономических, демографических, языковых, религиозных и правовых вопросов. История народа — это как деятельность выдающихся личностей, так и быт и повседневная жизнь простых людей. Естественно, что сама масштабность поставленной задачи и количество задействованных в ней сил требуют со стороны руководства КНЦ и Института истории больших и напряженных усилий по координации труда большого числа ученых, выработки у них общего понимания целей проводимой работы.

Неудивительно, что работа первого круглого стола в рамках конференции была посвящена обсуждению плана пятого тома «Истории крымских татар», в котором должна быть дана картина жизни крымских татар в ХХ — начале XXI веков.

Модераторы дискуссии — декан филологического факультета КИПУ Алиме Апселямова и заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин того же университета Рефик Куртсеитов — в своих выступлениях постарались указать на наиболее важные проблемы, стоящие перед учеными. Так, А.Апселямова указала на сложность и неоднозначность событий того времени, а также разные подходы и взгляды, существующие в их оценках. В свою очередь, Р.Куртсеитов уделил большое внимание вопросу освещения процесса создания Крымской АССР в 1921 году. Ученый акцентировал внимание коллег на том, что главным фактором, определившим создание на полуострове автономной республики, был вопрос самоопределения народа, а не внешнеполитическая конъюнктура советско-турецких отношений.

Р.Куртсеитов также напомнил участникам собрания о том, как в послевоенные десятилетия крымским татарам приходилось сталкиваться с отрицанием самого факта существования их нации. Советская наука в те годы находилась под жесточайшим идеологическим прессом, что не позволяло объективно описывать историю Крыма и крымских татар. Не публиковалось никаких работ о военных заслугах крымских татар. Политическая обстановка в то время не позволяла правильно освещать историю Крыма и крымских татар. Наоборот, всячески формировались и пестовались мифы о роли крымских татар в годы Великой Отечественной ­войны. Все это нужно принимать во внимание при работе над новой частью «Истории крымских татар».

Директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Радик Салихов в своем выступлении перед учеными отметил, что становление Крымской АССР отражало национальные чаяния крымскотатарского народа, и она имела, безусловно, национальный характер. Вместе с тем он акцентировал внимание участников круглого стола на том факте, что крымскотатарская элита, которая с момента создания автономии сумела возглавить государственные органы власти и выработать собственную идеологию развития национальной культуры в годы коренизации, возникла не на пустом месте. Ее становление началось не в 1920-е годы, а гораздо раньше, еще в начале ХХ века, когда начинала формироваться политическая культура как крымских татар, так и других тюркских народов России. Этому способствовало общественное движение, во главе которого стоял И.Гаспринский. В те годы была проведена большая подготовительная работа. Доктрина большевиков о национальном самоопределении сыграла большую роль, но нужны были кадры и лидеры. По сути, первые лидеры, как Татарской АССР, так и Крымской АССР, были питомцами одного гнезда.

Касаясь периода Великой Оте­чественной войны, Р.Салихов отметил, что важной задачей является показать потери крымскотатарского народа в войне и его вклад в общую победу. Говоря о периоде жизни крымских татар в местах ссылки, он особо отметил прочитанный в первый день конференции доклад исследователя Наримана Решитова о спортивных достижениях крымских татар в Узбекской ССР. Р.Салихов призвал коллег показать вклад крымских татар в развитие среднеазиатских республик, созидательную работу народа и его энергию.

«Вот эта энергия, желание вернуться на родину, сплоченность, единство —  оно тоже ведь существовало и сохранилось благодаря неустанной работе интеллигенции и общественности. И надо, конечно же, показать, как крымскотатарский народ в тяжелых условиях сумел самоорганизоваться, сохранить свою идентичность. И, кстати, этот механизм сохранения идентичности в тяжелейших условиях важен и сейчас, потому что в условиях глобализации ни один народ не защищен от ассимилятивных процессов. Опыт крымских татар в республиках Средней Азии весьма нагляден», — подчеркнул Р.Салихов.

В ходе дальнейшей работы круглого стола ученые обменялись своими точками зрения на план будущей книги.

Национальная элита и ее социальная ответственность

Развитие культуры во все времена невозможно без поддержки со стороны общества и государства. Потому работа второго круглого стола в ходе конференции была посвящена теме истории благотворительности в Крыму.

Кандидат филологических наук Нариман Абдульвапов представил вниманию участников конференции сообщение о традициях благотворительности в Крымском ханстве. Доклад ученого был, прежде всего, посвящен системе вакуфов.

Вакуф — неотчуждаемое имущество, переданное одним человеком или группой лиц на религиозные и благотворительные цели. Доходы от собственности, переданной в вакуф, тем или иным образом идут на нужды мусульманской общины. Получателями дохода от вакуфов могли быть мечети, медресе, мектебы (школы), больницы и т. д. Вакуф нельзя продать, подарить, передать по наследству. Вакуфы были очень значимым явлением, и во времена Крымского ханства содержание социальной инфраструктуры осуществлялось за счет вакуфов.

Например, знаменитое Зынджырлы-медресе, основанное ханом Менгли-Гераем I. Хан не только обеспечил строительство учебного заведения, но и создал вакуф, за счет которого финансировалась его деятельность. Основу вакуфа составили более 4,5 тыс. десятин земли, завещанные Менгли-Гераем. Впоследствии, уже в начале XVII века, хан Гази-Герай II передал в этот вакуф магазин, лавку и кофейню, находившиеся в городе Кезлеве (современная Евпатория).

В качестве другого примера Н.Абдульвапов привел вакуф мечети Девлет-Герая в Кезлеве. В середине XVII века функционирование мечети обеспечивалось за счет прибыли городских магазинов, складских помещений, постоялого двора. Эти финансы расходовались на оплату труда священнослужителей.

В 1688 году хан Селим-Герай I учредил вакуф для нужд построенных по его указанию мечети и медресе в селе Улаклы под Бахчисараем. На их содержание была выделена часть доходов одного из бахчисарайских караван-сараев, четырех складских помещений и 12 магазинов.

Свое имущество в вакуфы жертвовали не только представители ханской семьи, но и представители других знатных родов. Система вакуфов продолжила существование и после падения Крымского ханства и играла значительную роль в жизни крымских татар и в начале ХХ века.

В свою очередь, директор Института ­истории Радик Салихов отметил, что специфика вакуфного имущества у крымских татар существенно отличается от той ситуации, что была у поволжских татар. После присоединения Крымского ханства к России вакуфная система была в целом сохранена и получила законодательное оформление. У поволжских татар же социальные институты, существовавшие во времена Казанского ханства, не сохранились. Поэтому возрождение благотворительности и системы вакуфов в Казани было связано с формированием новой элиты, которой являлся предпринимательский класс. Именно она начала в XIX веке возрождать институт вакуфов.

За счет вакуфных средств содержались казанские мечети и татарские медресе. Поддерживалась учащаяся молодежь, как в духовных, так и в светских учебных заведениях.

Большим меценатом был крупнейший золотопромышленник конца XIX – начала ХХ веков Закир Рамиев (он был также известен как поэт, писавший под псевдонимом Дердменд). Особенностью его благотворительной деятельности была поддержка культурных проектов. На его средства издавались общенациональная газета «Вакт» и литературный журнал «Шура». Вокруг этих изданий группировалась молодая татарская интеллигенция.

Большое влияние на развитие татарской благотворительности оказали идеи Исмаила Гаспринского. Великий просветитель выступил с идеей создания мусульманских благотворительных обществ, которые могли бы концентрировать капитал в рамках единого учреждения, наподобие национального фонда, и которые могли бы финансировать не только культурные и духовные проекты, но и оказывать социальную поддержку населению. Так, по идее И.Гаспринского, в Казани возникло Общество пособия бедным мусульманам, которое было крупнейшим в своем роде и содержало за счет пожертвований и доходов от вакуфа богадельню, амбулаторию, детский приют, родовспомогательное отделение и учебные заведения. Кроме того, общество оказывало помощь нуждающимся. Всего же накануне революции существовало уже около 100 татарских благотворительных обществ. В условиях отсутствия бюджетного финансирования они взяли на себя всю нагрузку по решению культурных и социальных проблем народа.

Подробный доклад о благотворительной деятельности И.Гаспринского представила младший научный сотрудник Крымского научного центра Сельвина Сеитмеметова. В свою­ очередь, руководитель медиаплатформы «Джанлы» Наджие Феми посвятила свое выступление теме развития благотворительности в современном крымскотатарском обществе.

Меценат Р. Велиляев и руководитель КНЦ Э. Сейдаметов

Помимо заслушивания докладов, участники круглого стола отдали должное деятельности одного из наиболее ярких лиц современной крымскотатарской благотворительности — известному предпринимателю и меценату Ресулю Велиляеву. Доктор филологических наук, профессор И.Керимов в своем выступлении подробно рассказал об ­истории деятельности основанного Р.Велиляевым Благотворительного фонда им.Б.Чобан-заде. За время своей работы фонд внес неоценимый вклад в развитие крымскотатарской науки. При поддержке благотворительной организации были осуществлены многие проекты в сфере науки и образования. Оказывалась благотворительная помощь школам, библиотекам и творческим коллективам. В знак признания заслуг мецената заведующий Крымским научным центром Эльдар Сейдаметов торжественно вручил Р.Велиляеву комплект изданий Крымского научного центра.

Наследие предков для будущих поколений

Программа конференции, посвященной истории крымских татар, была бы неполной, если бы не охватывала вопросы сохранения историко-культурного наследия народа.

События ХХ века не пощадили памятники крымскотатарской старины. Многое было разрушено, а то, что осталось, часто пребывает в весьма плачевном состоянии. Для того чтобы сохранить историческое наследие народа для последующих поколений, надо учесть все памятники и их текущее состояние. Одним из главных направлений работы Крымского научного центра является подготовка Свода памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. За прошедшие годы работы центра увидели свет уже четыре тома Свода, посвященные памятникам Бахчисарая и Бахчисарайского района, Симферополя и Старого Крыма.

В ходе работы конференции ученые рассказали о подготовке новых томов, посвященных памятникам Карасубазара (современный г.Белогорск) и Кезлева (современная Евпатория).

Редактор тома, посвященного Карасубазару, старший научный сотрудник Крымского научного центра Рефат Абдужемилев рассказал о древней истории города, первые упоминания о котором относятся к XIII веку. Средневековый Карасубазар играл большую роль в экономической и культурной жизни Крымского ханства. К началу ХХ века Карасубазар наряду с Бахчисараем во многом сохранили крымскотатарский колорит, старую городскую архитектуру. К сожалению, значительная часть исторического наследия города не сохранилась.

Тем не менее исследователи собрали большой объем информации об исторических зданиях Карасубазара, старые фотографии и рисунки, показывающие, как они выглядели в прошлом. Среди них караван-сараи, которых в городе насчитывалось около 20. В их числе и караван-сарай Таш-хан, построенный известным государственным деятелем XVII века — ханским визирем Сефер-Гази агой. Р.Абдужемилев рассказал о мечетях города (Хан-джами, Шор-джами, Биюк-джами, Йылдырым-джами и др), о сохранившихся старых домах, являющихся образцами старой крымскотатарской архитектуры. Исследователь отметил уникальный характер карасубазарской архитектуры, для которой характерны дома с деревянными резными колоннами и балконами, что сильно отличают ее от архитектуры других районов Крыма (Бахчисарая, Южного берега).

В книгу будет включена информация и о памятниках сел Белогорского района, во многих из которых сохранились старые дома, колодцы, чешме (источники), мельницы, мосты. Так, сохранились старинные мечети в селах Кёпюрли-кой (Черемисовка) и Кок-таш (Синекаменка). В деревне Бахчи-Эли (ныне Богатое) находился дворец Кок-сарай ханского времени. Сохранились его фотографии и описания XIX века.

Старший научный сотрудник Крымского научного центра Шукри Сейтумеров рассказал о томе Свода памятников, посвященном городу Евпатории. Исследователь отметил, что только около 100 памятников мусульманской культуры в Крыму сегодня включены в официальные списки объектов культурного наследия. Из них в Евпатории только три объекта — Мечеть Девлет-Герая, теккие дервишей и бани. А ведь Кезлев был одним из главных городов Крымского ханства, большим портовым городом.

Многие ценные исторические памятники, как, например, крепостные стены средневекового Кезлева, не сохранились, но сохранились их фотографии и исторические описания, потому информация о них будет также включена в книгу. В издание вой­дут и объекты, непосредственно выявленные исследователями при подготовке Свода памятников. Например, остатки кладбища, мечети и дюрбе в исчезнувшем селе Чокрак.

Помимо описания памятников Евпатории, в книгу войдет информация и о древностях окружающих ее степных районов. Ш.Сейтумеров отметил недооцененность истории степных районов, которой археологи уделяли гораздо меньше внимания, чем Южному и Горному Крыму.

Но проблема сохранения ­исторического наследия народа не ограничивается только подготовкой новых томов «Свода памятников». Так, кандидат филологических наук Таир Киримов рассказал о своем проекте крымскотатарской электронной библиотеки «Qırım Akademiyası». Этот уникальный проект, включающий в себя телеграм-канал и веб-сайт, ведет активную работу по сбору и ­оцифровке старых книг и газет. Сегодня электронная платформа собрала коллекцию из более 1,5 тысяч наименований книжных и периодических изданий. В свою очередь, Н.Абдульвапов отметил большую значимость проекта Т.Киримова, собравшего большой массив материалов по истории Крыма и крымских татар. Он отметил важность того, чтобы этот проект был поддержан меценатами.

В работу вступает и молодое поколение крымскотатарских исследователей. Сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Лиана Кадырова рассказала о деятельности телеграм-канала «Gayret» — молодежной инициативе по сбору информации и фиксировании памятников крымскотатарской архитектуры. Во многих населенных пунктах еще сохранились старые крымскотатарские дома, которые часто находятся в аварийном состоянии. И работа исследователей заключается в привлечении внимания общественности к этим немым свидетелям прошлых эпох. Нужно успеть, если даже не восстановить, то хотя бы запечатлеть в фото или видео-формате. Независимый исследователь Улькер Сеитбекирова представила собранную ею информацию об объектах крымскотатарского культурного наследия на Южном берегу Крыма. Краеведческая работа должна вестись и с живыми людьми — уходящим поколением крымских татар, родившихся в довоенном Крыму. Молодой исследователь из Бахчисарая Рефат Иззетов рассказал об опросах старожилов, осуществляемых им в рамках проекта «Bilgi Qavesi» (с этими материалами можно ознакомиться на одноименном телеграм-канале).

В этом отношении конференция показала, что у современных исследователей крымскотатарской истории растет достойная смена.

«Пока есть народ, будет продолжаться и его история»

 

В ходе конференции мы, воспользовавшись случаем, попросили директора Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Радика Салихова рассказать об отношении общественности Татарстана к истории крымских татар и о дальнейших перспективах работы Крымского научного центра.

— Есть ли в Татарстане сегодня интерес к истории Крыма и крымских татар?

— Интерес к крымской истории в Татарстане всегда был и остается высоким. И в последнее время он только возрастает, потому что история Крыма и крымскотатарского народа, в общем-то, отражает и основные этапы истории поволжских татар. Это, в принципе, один этнокультурный, этнополитический процесс, который начинался еще в древнее время с общетюркской истории. Потом через историю Золотой Орды и средневековых татарских государств. И даже возникновение автономий — Крымской и Татарской АССР, в принципе, проходило по одним лекалам. Руководители советского Татарстана и Крымской автономии были дружны и помогали друг другу, взаимодействовали. Поэтому интерес к истории крымских татар — это и интерес к истории своего народа.

Радик Салихов

Ну и, конечно же, стимулировало возрастание этого интереса и создание Крымского научного центра. Потому что труды, посвященные истории крымских татар и их культуре, стали распространяться и в Республике Татарстан. Многое и в сети интернет. Третий том Истории крымских татар, посвященный Крымскому ханству, очень популярная книга, все у нас читают с большим удовольствием и интересом. Ну и надо помнить, что крымские ханы — ведь они были ханами и в Казани. Те же Сахиб-Гирей и Сафа-Гирей. То есть исторические судьбы народов переплетены самым непосредственным образом. Это не может не вызывать большого интереса.

— Какие перспективы дальнейшего развития Крымского научного центра вы видите?

— Нам надо продолжать реализацию наших фундаментальных проектов — это пятитомная история крымскотатарского народа, собрание сочинений И.Гаспринского и Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Это то, что мы начали, это надо продолжать. Надо выходить на вопросы сохранения и укрепления иерархии идентичности — это малая родина, региональная и национальная идентичность, и самое главное — общероссийская гражданская идентичность. Это тоже очень актуальный вопрос, потому что мы исходим из того, что история народов многонациональной страны — это кирпичики в основании большой уникальной цивилизации, которая существует с древнейших времен, которая самобытна и сегодня заявляет в мире во весь голос об этой своей уникальности, о своем пути развития. То есть это довольно сложная методологическая задача, научная задача. Но ориентиры уже определены, и мы в этом направлении работаем.

Хотелось бы также сказать, что интеллектуальный потенциал крымскотатарской и вообще крымской интеллигенции очень высокий. Тут хорошие традиции, развитые научные школы, вузы. Поэтому и нам есть чему поучиться у наших коллег. И мы с большой радостью сотрудничаем. И вообще, говоря о перспективах, самое главное нам рука об руку работать, чтобы укреплять межнациональные и межконфессиональные отношения, взаимодействие народов нашей большой страны. И, в общем-то, пока есть народ, будет продолжаться и его история.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог