Курс валют USD 0 EUR 0

Время не снимает задач исследования исторических тем

Комментариев: 0
Просмотров: 237

Накануне 9 мая, когда вновь возникают всевозможные споры о войне, о памяти, когда одних превозносят, а других огульно осуждают, хочется обратить внимание соотечественников на некоторые задачи, которые предстоит нам всем совместно решать.

Сегодня уже никто не стесняется говорить об идеологизированности истории, открыто заявляя о том, что она должна базироваться на политической конъюнктуре, а объективность — отталкиваться от позиций правящей элиты. Такая установка в принципе присутствует всегда и везде, другое дело — уровень заполитизированности, ответственности и люфт для разброса мнений.

В советском и российском обществах история являлась проводником идеологии. Неслучайно совсем недавно министр просвещения РФ Сергей Кравцов в ходе всероссийского исторического форума заявил, что российские школьники начнут изучать историю уже с первого класса.

«Мы сделаем все, чтобы сохранялась историческая память», — подчеркнул министр.

Комментируя инициативу, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук, кандидат исторических наук Дмитрий Суржикон сказал, что «история наряду с русским языком и культурой — это то, что объединяет все народы нашей страны».

Безусловно,  школьные учебники проводят одну линию, по сути, они являются источником исторических знаний для значительной части населения. По окончании школы не каждый интересуется историей, тем более продолжает учебу на историческом факультете. Университетский курс значительно разносторонен, даже в советское время в рекомендуемой преподавателями к прочтению литературе точки зрения авторов заметно отличались.

А в России с 1 мая текущего года вступил в силу закон об административной ответственности за публичное отождествление роли СССР и нацистской Германии во Второй мировой войне. Нарушившим закон гражданам грозит штраф от 1 до 2 тыс. руб., для должностных лиц — от 2 тыс. до 4 тыс. руб., а для юрлиц — от 10 тыс. до 50 тыс. руб.  или административный арест на срок до 15 суток.

Имея за спиной уже более полувека жизни, застав и активно общаясь с соотечественниками – ветеранами войны, и вообще свидетелями тех событий, могу отметить, что мир Победы ценился нашим народом, несмотря на нанесенные оскорбления и обиды. Да, насильственное выселение омрачало праздничное настроение бывалых солдат, многие крымские татары не надевали свои боевые ордена в ожидании официальной реабилитации, но осуждение национал-социализма было повсеместным. С детства от родных только и слышал об ужасах оккупации, а старушки всплакивали, вспоминая родных,  не вернувшихся с фронта. Народ, побывавший в оккупации, войну воспринимал в реалиях, а не как те, кому информацию доносили СМИ или книги.

Народу необходима была защита от нападок и огульных обвинений. Идеология национального движения за возвращение на родину базировалась на правах человека, теории самоопределения народов, демократических ценностях и исторической правде.

Сведения об участии крымских татар в войне были своего рода самозащитой народа в условиях изоляции и преследований. У других народов этим занимались государственные структуры и учреждения, у крымских татар — инициативным способом, даже полуподпольно. Будь условия другие — информации, рассказов, свидетельств было бы значительно больше. Как-то в своих материалах я уже отмечал, что нашим общим упущением явился недостаточный сбор сведений о зверствах фашистов в Крыму, сегодня живых свидетелей практически уже не осталось. Дети войны, которым уже за 80 лет, многого не ведают, взрослые не рассказывали. А таких жертв среди нашего народа было немало, и сведения для истории, безусловно, были ценными.

Необходимо сказать и о полном неведении содержания уголовных дел осужденных за измену родине. Если Нюрнбергский процесс был обнародован, и мир узнал о злодеяниях главарей нацистов, то историю расстрелянных или отбывавших свое наказание добровольцев мы до сих пор не знаем. Какой состав преступления ими был совершен? Эти дела исследователям не выдавались.

Архивы многое могут рассказать, но общению с ними необходимо учиться. Поисковик Александр Неменко смог «разговорить» германские документы вермахта, а профессиональный подход исследователя превратил его в защитника нашего народа.

Жизнь требует от крымских татар разносторонней подготовки, в том числе и историков со знанием языков. Готовя кадры в разных странах мира, необходимо решать вопросы их трудоустройства в Крыму. Качественное образование даст качественные труды.

Время не снимает задач исследования исторических тем, наоборот, оно увеличивает к ним интерес и цену каждому новому факту.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог