Организатор встречи Надир Бекиров выступает перед собравшимися
ТАРИХЧИ
Как в жизни отдельного человека могут сменять друг друга светлые и темные полосы, так и в истории целых народов страницы, описывающие времена их больших достижений и относительного благополучия, соседствуют с теми, что повествуют о пережитых ими сложных испытаниях и трагедиях.
Для правильного восприятия прошлого важны как белые, так и темные страницы истории. Вместе с тем человеческой психике свойственно, как правило, быстро забывать плохое. Без этого людям было бы трудно жить. Но, как гласит известный афоризм: все, что нас не убивает, делает нас сильнее. При правильном подходе память о преодоленных трудностях сплачивает людей, способствуя их созидательной работе во имя будущего.
Сегодня крымскотатарское сообщество по-прежнему нуждается в сохранении и поддержании горизонтальных связей. Недопустимо, чтобы народ распался на отдельные атомизированные элементы, поглощенные исключительно собственными бытовыми проблемами. Связи эти могут быть самыми разными — и профессиональными и территориальными (например, встречи бывших односельчан), но не только.
Тяжелая страница истории
В прошлом году минуло уже 80 лет со времени насильственного выселения крымских татар со своей исторической родины. Хорошо известно, что основная часть народа оказалась в Центральной Азии. Этот трагический путь, пролегавший через Волгу и степи Казахстана к рудникам и хлопковым полям Узбекистана, навсегда отпечатался в народной памяти.
В то же время часть крымских татар оказалась заброшенной на суровый север. 21 мая 1944 года, когда эшелоны с крымскими татарами уже удалялись от Крыма, Сталин одобрил просьбу Берии о направлении 10 тысяч крымскотатарских семей для работы на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности и леспромхозах. Так, десятки тысяч крымских татар оказались заброшены в леса Урала и Марийской АССР.
Не то чтобы об этом сегодня не помнили бы, но часто эту страницу национальной истории воспринимают как второстепенную и малозначительную. Непосредственно в Марийскую АССР была выселена 2291 крымскотатарская семья, или 9075 человек. Это были выходцы из разных частей Крыма — Бахчисарайского, Балаклавского, Ялтинского, Карасубазарского и Ичкинского районов. Происходившее разбивало традиционное крымскотатарское общество на множество осколков. Односельчане, соседи, друзья, родственники и даже члены одной семьи теперь оказывались в различных частях Советского Союза, за тысячи километров друг от друга, в тяжелейших условиях, лишенные какой-либо связи между собой. Многие из них в те дни уже даже не надеялись когда-либо увидеть друг друга…
Почему Марийская АССР наряду с Узбекистаном и Уралом стала местом ссылки крымских татар? Марийская АССР (сегодня республика называется Марий Эл) — небольшой по территории регион (немногим уступающий по площади Крыму) в Поволжье, расположенный в подтаежной зоне. Основное население — марийцы (угро-финский народ) и русские. Как и другие северные регионы, эта земля богата лесами. В 1930-е годы там, в городе Волжск, был построен большой целлюлозно-бумажный комбинат, в военные годы работавший на военные нужды. Значительная часть местного населения в годы войны была мобилизована в Красную армию. Неудивительно, что Л.Берия, курировавший в советском правительстве лесную промышленность, решил использовать часть высылаемых из Крыма крымских татар как дешевую и дармовую рабочую силу на наиболее тяжелых и трудных лесозаготовительных работах.
Соединяя ткань времени и пространства
4 января в Симферополе прошла встреча крымских татар, насильственно выселенных в 1944 году в Марийскую АССР, и их потомков. По обычаю в память о жертвах депортации было прочитано дуа (молитва). Участники встречи поделились друг с другом воспоминаниями об истории своих семей. Время не стоит на месте, и многие из тех, кто пережил события тех лет, уже покинули этот мир.
Тем не менее организатор встречи — общественный деятель Надир Бекиров, подчеркнул важность подобных мероприятий, поскольку людям есть о чем рассказать. Он отметил необходимость проводить их в более широком кругу с участием молодого поколения, ведь историю нужно изучать не только по школьным учебникам. Если мы не будем рассказывать своим детям и внукам о прошлом их семьи и рода, то сделать это будет некому. По словам Н.Бекирова, среди переживших выселение в Марийскую АССР и их потомков есть много известных сегодня людей, в том числе участников национального движения.
В свою очередь, известный скульптор Айдер Алиев заметил, что был очень рад, когда узнал о проведении встречи бывших спецпереселенцев из Марийской АССР, и выразил сожаление, что подобное мероприятие не состоялось хотя бы на 10-15 лет раньше.
Сам А.Алиев родился в 1952 году в поселке Козиково Юринского района Марийской АССР. В 1957 году после снятия режима спецпоселения семья будущего деятеля искусства уехала в Узбекистан. Поразительны повороты судьбы. Семья будущей супруги А.Алиева — Алие, в годы депортации также оказалась заброшена из родного Дуванкоя на территорию Марийской АССР. Но их спецпоселение находилось в другом районе автономной республики — Звениговском. О том, что оба они родились на марийской земле, молодожены узнали только в загсе, и были очень удивлены.
Спустя много десятилетий, став известным человеком, А.Алиев в 2022 году неожиданно получил письмо от заведующей Историко-художественным музеем Юринского района, которая просила скульптора рассказать о жизни его семьи в спецпоселении. А.Алиеву было всего 4 года, когда его семья уехала из Козиково в Маргилан, но в его памяти навсегда остались колодец с журавлем, лупоглазая коза и длинный, с темными от копоти стенами, коридор барака в котором жили спецпереселенцы.
Многое А. Алиеву о том времени рассказывал отец. Это был очень трудолюбивый человек, многое повидавший в своей жизни. Он успел поработать на заводах в Германии, куда насильственно был угнан в годы оккупации, а затем и в Москве, куда попал после освобождения. Он освоил работу на различных станках и, будучи хорошим специалистом, мог бы остаться в столице, но стремление вернуться к родным в Крым оказалось сильнее. В конечном итоге он нашел свою мать с сестрами и братьями в спецпоселении.
Чтобы улучшить свое продовольственное положение, спецпереселенцы разбивали у своих бараков небольшие огороды. При этом А. Алиев отмечает, что крымским татарам, привыкшим на родине к мягким климатическим условиям, пришлось трудно в условиях суровой северной погоды. Как и в Средней Азии, многие спецпереселенцы погибли, не перенеся тяжелых условий жизни. Так, в возрасте 3-4 лет умер старший брат Айдера-ага — Ридван. Ребенок простудился в 40-градусный мороз. Уже в Узбекистане умер второй брат — Нариман.
Перед участниками встречи выступила и крымскотатарская журналистка Зера Бекирова, издавшая в 2020 году книгу «Бульбуллер отьмеген дагъларда», посвященную судьбам крымских татар, оказавшихся в Марийской АССР. Она рассказала о своей поездке в республику Марий Эл, предшествовавшей написанию книги. Благодаря помощи татарского общественного деятеля Рамая Юлдашева и проживающего в г.Волжске крымского татарина Джеппара Аблязова ей удалось в течение двух недель посетить многие населенные пункты поволжской республики и побеседовать более чем с 30 соотечественниками, до сих пор проживающими в Марий Эл. Встретилась З.Бекирова и с марийским историком Ксенофонтом Сануковым (ныне уже покойным), изучавшим архивные материалы о крымских татарах-спецпереселенцах в Марийской АССР.
Современные технологии позволяют легко преодолевать пространство. Участники встречи по видеосвязи связались с Джеппаром Аблязовым и Рамаем Юлдашевым, выразив им свои приветствия и признательность.
Люди и волки
Судьбы спецпереселенцев во многом схожи. Вот, например, историю своей семьи рассказывает Надир Бекиров: «Мой дедушка, Гафар Бекиров, был садовником в селе Аблеш. В 1943 году он был угнан на работу в Германию. Его жену с семью детьми выселили в 1944 году. Вернувшись из Германии, дед начал поиск родных. После долгой переписки ему разрешили приехать к семье, и зимней ночью под новый 1946 год он неожиданно появился на пороге дома. Зарабатывал тем, что клал печи, но через несколько лет простудился и умер».
Искать своих родных в марийских лесах пришлось и отцу Алима Таймазова — Смаилу. Семья Смаила еще до войны переехала из Кутлака в Аблеш (ныне исчезнувшее село на территории Советского района). Мечтая стать трактористом, молодой парень отправился в Саратов, окончил там фабрично-заводское училище и успел вернуться в Аблеш, но провел в родном доме всего сутки. Началась война. Смаил ушел на фронт. Прошел всю войну танкистом.
«После войны отец нашел семью. Когда он ехал к ней, была уже зима. Сошел на станции, а уже вечер, темно. Он ищет кого-нибудь, чтобы спросить, как добраться до села. Навстречу ему попался мужчина в тулупе. Отец обратился к нему. Оказалось, что им по пути, и тот пригласил отца сесть в сани. Отец бросил в сани чемодан и вещмешок, сел сам. Едут. В какой-то момент отец увидел, как какие-то собаки появились сбоку от саней и побежали рядом. Отец обрадовался, развязал вещмешок и стал давать им печенье. Но те не берут. Он говорит ямщику, что какие-то странные собаки. Тот обернулся и хлестанул лошадь, чтобы та бежала быстрее. Оказалось, что это волки. Когда показались огни села, волки отстали. Так отец приехал к своим», — рассказывает Алим-ага.
Сам он родился уже после войны в селе Головино Медведевского района Марийской АССР. Как и в других спецпоселениях, практически все крымские татары там работали на лесоповале. Смаил же смог устроиться машинистом на железную дорогу, по которой в Волжск вывозился срубленный лес.
А.Таймазов до сих пор помнит суровые северные зимы, во время которых температура опускалась до минус 43 градусов. А в окружавших Головино лесах водилось много диких зверей, включая не только волков, но и медведей.
«Рядом, от нашей зоны через дремучий лес, шла тропинка до села Красная поляна, где жила семья матери. Там зона была еще больше, много бараков было, посредине большая площадь, где военнопленных собирали, делали перекличку. Все работали на лесоповале, было много травм.
У дедушки было много знакомых среди марийцев. Он чем-то им помогал, и они его уважали… Как-то раз я возвращался по тропе с железной дороги. Вижу, маленькие собачки играются, кувыркаются. Смотрю на это и не могу понять, как здесь могли оказаться щенки. Вдруг кусты зашевелились, как будто там было что-то большое. От испуга я рванул с места. Оказывается, это были волчата».
Спецпоселенцы жили в бараках, по 8-10 семей в каждом. Алим-ага рассказывает, что эти бараки первоначально были предназначены для военнопленных.
«Военнопленных мы не застали, что интересно, их кормили устрицами, теперь это большой деликатес, там лежала гора ракушек», — говорит он. Военнопленные и устрицы — сочетание, в которое верится едва. Однако марийские краеведческие ресурсы пишут, что в годы войны в Головино до крымских татар жили эвакуированные поляки. Очевидно, это были интернированные в 1939 году во время похода Красной армии в Западную Украину и Белоруссию военнослужащие польской армии. После 22 июня 1941 года поляки стали союзниками СССР против Германии, и отношение к ним коренным образом изменилось.
Но вернемся в послевоенное время. Среди крымских татар, живших в Головино, как рассказывает А.Таймазов, был и в будущем известный композитор Эдем Налбадов. Уже в 1950-е годы семья Алима-ага покинула Головино и отправилась в Казахстан: «Отец был заводной и многих сагитировал как из нашей деревни, так и из соседней».
С началом хрущевской оттепели и отменой комендантского режима, большинство крымских татар оставило Марийскую республику. Не имея возможности вернуться в Крым, они отправлялись на юг — в Казахстан, где начиналось освоение целины, и в Узбекистан, где проживала большая часть соотечественников. Конечно, некоторое число спецпереселенцев осталось на новом месте, но такое неизбежно в подобных случаях…
Подводя итог, можно отметить, что история пребывания крымских татар в Марий Эл является примером выживания народа в крайне тяжелых социальных и климатических условиях. Тем не менее оказавшиеся в столь тяжелом положении люди не пропали на чужбине, но и при первой возможности в большинстве своем присоединились к основной массе своих соотечественников, вместе с которой впоследствии возвратились в Крым.
С каждым годом остается все меньше соотечественников, непосредственно переживших депортацию, но задача сохранения памяти о тех событиях и ее передача молодым поколениям не теряет своей актуальности.
comments powered by HyperComments