Курс валют USD 0 EUR 0

Выжившие в северных лесах

Комментариев: 0
Просмотров: 45

Организатор встречи Надир Бекиров выступает перед собравшимися

 

ТАРИХЧИ

Как в жизни отдельного человека могут сменять друг друга светлые и темные полосы, так и в истории целых народов страницы, описывающие времена их больших достижений и относительного благополучия, соседствуют с теми, что повествуют о пережитых ими сложных испытаниях и трагедиях.

Для правильного восприятия прошлого важны как белые, так и темные страницы истории. Вместе с тем человеческой психике свойственно, как правило, быстро забывать плохое. Без этого людям было бы трудно жить. Но, как гласит известный афоризм: все, что нас не убивает, делает нас сильнее. При правильном подходе память о преодоленных трудностях сплачивает людей, способствуя их созидательной работе во имя будущего.

Сегодня крымскотатарское сообщество по-прежнему нуждается в сохранении и поддержании горизонтальных связей. Недопустимо, чтобы народ распался на отдельные ­атомизированные элементы, поглощенные исключительно собственными бытовыми проблемами. Связи эти могут быть самыми разными — и профессиональными и территориальными (например, встречи бывших односельчан), но не только.

Тяжелая страница истории

В прошлом году минуло уже 80 лет со времени насильственного выселения крымских татар со своей исторической родины. Хорошо известно, что основная часть народа оказалась в Центральной Азии. Этот трагический путь, пролегавший через Волгу и степи Казахстана к рудникам и хлопковым полям Узбекистана, навсегда отпечатался в народной памяти.

В то же время часть крымских татар оказалась заброшенной на суровый север. 21 мая 1944 года, когда эшелоны с крымскими татарами уже удалялись от Крыма, Сталин одобрил просьбу Берии о направлении 10 тысяч крымскотатарских семей для работы на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности и леспромхозах. Так, десятки тысяч крымских татар оказались заброшены в леса Урала и Марийской АССР.

Не то чтобы об этом сегодня не помнили бы, но часто эту страницу национальной истории воспринимают как второстепенную и малозначительную. Непосредственно в Марийскую АССР была выселена 2291 крымскотатарская семья, или 9075 человек. Это были выходцы из разных частей Крыма — Бахчисарайского, Балаклавского, Ялтинского, Карасубазарского и Ичкинского районов. Происходившее разбивало традиционное крымскотатарское общество на множество осколков. Односельчане, соседи, друзья, родственники и даже члены одной семьи теперь оказывались в различных частях Советского Союза, за тысячи километров друг от друга, в тяжелейших условиях, лишенные какой-либо связи между собой. Многие из них в те дни уже даже не надеялись когда-либо увидеть друг друга…

Почему Марийская АССР наряду с Узбекистаном и Уралом стала местом ссылки крымских татар? Марийская АССР (сегодня республика называется Марий Эл) — небольшой по территории регион (немногим уступающий по площади Крыму) в Поволжье, расположенный в подтаежной зоне. Основное население — марийцы (угро-финский народ) и русские. Как и другие северные регионы, эта земля богата лесами. В 1930-е годы там, в городе Волжск, был построен большой целлюлозно-бумажный комбинат, в военные годы работавший на военные нужды. Значительная часть местного населения в годы войны была мобилизована в Красную армию. Неудивительно, что Л.Берия, курировавший в советском правительстве лесную промышленность, решил использовать часть высылаемых из Крыма крымских татар как дешевую и дармовую рабочую силу на наиболее тяжелых и трудных лесозаготовительных работах.

Соединяя ткань времени и пространства

4 января в Симферополе прошла встреча крымских татар, насильственно выселенных в 1944 году в Марийскую АССР, и их потомков. По обычаю в память о жертвах депортации было прочитано дуа (молитва). Участники встречи поделились друг с другом воспоминаниями об истории своих семей. Время не стоит на месте, и многие из тех, кто пережил события тех лет, уже покинули этот мир.

Тем не менее организатор встречи — общественный деятель Надир Бекиров, подчеркнул важность подобных мероприятий, поскольку людям есть о чем рассказать. Он отметил необходимость проводить их в более широком кругу с участием молодого поколения, ведь историю нужно изучать не только по школьным учебникам. Если мы не будем рассказывать своим детям и внукам о прошлом их семьи и рода, то сделать это будет некому. По словам Н.Бекирова, среди переживших выселение в Марийскую АССР и их потомков есть много известных сегодня людей, в том числе участников национального движения.

В свою очередь, известный скульптор Айдер Алиев заметил, что был очень рад, когда узнал о проведении встречи бывших спецпереселенцев из Марийской АССР, и выразил сожаление, что подобное мероприятие не состоялось хотя бы на 10-15 лет раньше.

Сам А.Алиев родился в 1952 году в поселке Козиково Юринского района Марийской АССР. В 1957 году после снятия режима спецпоселения семья будущего деятеля искусства уехала в Узбекистан. Поразительны повороты судьбы. Семья будущей супруги А.Алиева — Алие­, в годы депортации также оказалась заброшена из родного Дуванкоя на территорию­ Марийской АССР. Но их спецпоселение находилось в другом районе автономной республики — Звениговском. О том, что оба они родились на марийской земле, молодожены узнали только в загсе, и были ­очень удивлены.

Спустя много десятилетий, став известным человеком, А.Алиев в 2022 году неожиданно получил письмо от заведующей Ис­торико-художественным музеем Юринского района, которая просила скульптора рассказать о жизни его семьи в спецпоселении. А.Алиеву было всего 4 года, когда его семья уехала из Козиково в Маргилан, но в его памяти навсегда остались колодец с журавлем, лупоглазая коза и длинный, с темными от копоти стенами, коридор барака в котором жили спецпереселенцы.

Многое А. Алиеву о том времени рассказывал отец. Это был очень трудолюбивый человек, многое повидавший в своей жизни. Он успел поработать на заводах в Германии, куда насильственно был угнан в годы оккупации­, а затем и в Москве, куда попал после освобождения. Он освоил работу на различных станках и, будучи хорошим специалистом, мог бы остаться в столице, но стремление вернуться к родным в Крым оказалось сильнее. В конечном итоге он нашел свою мать с сестрами и братьями в спецпоселении.

Чтобы улучшить свое продовольственное положение, спецпереселенцы разбивали у своих бараков небольшие огороды. При этом А. Алиев отмечает, что крымским татарам, привыкшим на родине к мягким климатическим условиям, пришлось трудно в условиях суровой северной погоды. Как и в Средней Азии, многие спецпереселенцы погибли, не перенеся тяжелых условий жизни. Так, в возрасте 3-4 лет умер старший брат Айдера-ага — Ридван. Ребенок простудился в 40-градусный мороз. Уже в Узбекистане умер второй брат — Нариман.

Перед участниками встречи выступила и крымскотатарская журналистка Зера Бекирова, издавшая в 2020 году книгу «Бульбуллер отьмеген дагъларда», посвященную судьбам крымских татар, оказавшихся в Марийской АССР. Она рассказала о своей поездке в республику Марий Эл, предшествовавшей написанию книги. Благодаря помощи татарского общественного деятеля Рамая Юлдашева и проживающего в г.Волжске крымского татарина Джеппара Аблязова ей удалось в течение двух недель посетить многие населенные пункты поволжской республики и побеседовать более чем с 30 соотечественниками, до сих пор проживающими в Марий Эл. Встретилась З.Бекирова и с марийским историком Ксенофонтом Сануковым (ныне уже покойным), изучавшим архивные материалы о крымских татарах-спецпереселенцах в Марийской АССР.

Современные технологии позволяют легко преодолевать пространство. ­Участники встречи по видео­связи связались с Джеппаром Аблязовым и Рамаем Юлдашевым, выразив им свои приветствия и признательность.

Люди и волки

Судьбы спецпереселенцев во многом схожи. Вот, например, историю своей семьи рассказывает Надир Бекиров: «Мой дедушка, Гафар Бекиров, был садовником в селе Аблеш. В 1943 году он был угнан на работу в Германию. Его жену с семью детьми выселили в 1944 году. Вернувшись из Германии, дед начал поиск родных. После долгой переписки ему разрешили приехать к семье, и зимней ночью под новый 1946 год он неожиданно появился на пороге дома. Зарабатывал тем, что клал печи, но через несколько лет простудился и умер».

Искать своих родных в марийских лесах пришлось и отцу Алима Таймазова — Смаилу. Семья Смаила еще до войны переехала из Кутлака в Аблеш (ныне исчезнувшее село на территории Советского района). Мечтая стать трактористом, молодой парень отправился в Саратов, окончил там фабрично-заводское училище и успел вернуться в Аблеш, но провел в родном доме всего сутки. Началась вой­на. Смаил ушел на фронт. Прошел всю ­войну танкистом.

«После войны отец нашел семью. Когда он ехал к ней, была уже зима. Сошел на станции, а уже вечер, темно. Он ищет кого-нибудь, чтобы спросить, как добраться до села. Навстречу ему попался мужчина в тулупе. Отец обратился к нему. Оказалось, что им по пути, и тот пригласил отца сесть в сани. Отец бросил в сани чемодан и вещмешок, сел сам. Едут. В какой-то момент отец увидел, как какие-то собаки появились сбоку от саней и побежали рядом. Отец обрадовался, развязал вещмешок и стал давать им печенье. Но те не берут. Он говорит ямщику, что какие-то странные собаки. Тот обернулся и хлестанул лошадь, чтобы та бежала быстрее. Оказалось, что это волки. Когда показались огни села, волки отстали. Так отец приехал к своим», — рассказывает Алим-ага.

Сам он родился уже после войны в селе Головино Медведевского района Марийской АССР. Как и в других спецпоселениях, практически все крымские татары там работали на лесоповале. Смаил же смог устроиться машинистом на железную дорогу, по которой в Волжск вывозился срубленный лес.

А.Таймазов до сих пор помнит суровые северные зимы, во время которых температура опускалась до минус 43 градусов. А в окружавших Головино лесах водилось много диких зверей, включая не только волков, но и медведей.

«Рядом, от нашей зоны через дремучий лес, шла тропинка до села Красная поляна, где жила семья матери. Там зона была ­еще больше, много бараков было, посредине большая площадь, где военнопленных собирали, делали перекличку. Все работали на лесоповале, было много травм.

У дедушки было много знакомых среди марийцев. Он чем-то им помогал, и они его уважали… Как-то раз я возвращался по тропе с железной дороги. Вижу, маленькие собачки играются, кувыркаются. Смотрю на это и не могу понять, как здесь могли оказаться щенки. Вдруг кусты зашевелились, как будто там было что-то большое. От испуга я рванул с места. Оказывается, это были волчата».

Спецпоселенцы жили в бараках, по 8-10 семей в каждом. Алим-ага рассказывает, что эти бараки первоначально были предназначены для военнопленных.

«Военнопленных мы не застали, что интересно, их кормили устрицами, теперь это большой деликатес, там лежала гора ракушек», — говорит он. Военнопленные и устрицы — сочетание, в которое верится едва. Однако марийские краеведческие ресурсы пишут, что в годы войны в Головино до крымских татар жили эвакуированные поляки. Очевидно, это были интернированные в 1939 году во время похода Красной армии в Западную Украину и Белоруссию военнослужащие польской армии. После 22 июня 1941 года поляки стали союзниками СССР против Германии, и отношение к ним коренным образом изменилось.

Но вернемся в послевоенное время. Среди крымских татар, живших в Головино, как рассказывает А.Таймазов, был и в будущем известный композитор Эдем Налбадов. Уже в 1950-е годы семья Алима-ага покинула Головино и отправилась в Казахстан: «Отец был заводной и многих сагитировал как из нашей деревни, так и из соседней».

С началом хрущевской оттепели и отменой комендантского режима, большинство крымских татар ­оставило Марийскую республику. Не имея возможности вернуться в Крым, ­они отправлялись на юг — в Казахстан, где начиналось освоение целины, и в Узбекистан, где проживала большая часть соотечественников. Конечно, некоторое число спецпереселенцев осталось на новом месте, но такое неизбежно в подобных случаях…

Подводя итог, можно отметить, что история пребывания крымских татар в Марий Эл является примером выживания народа в крайне тяжелых социальных и климатических условиях. Тем не менее оказавшиеся в столь тяжелом положении люди не пропали на чужбине, но и при первой возможности в большинстве своем присоединились к основной массе своих соотечественников, вместе с которой впоследствии возвратились в Крым.

С каждым годом остается все меньше соотечественников, непосредственно переживших депортацию, но задача сохранения памяти о тех событиях и ее передача молодым поколениям не теряет своей актуальности.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог