Экзамен выдержан – заветная мечта абитуриента, отправившегося покорять мир знаний. Во многих крымскотатарских семьях, в которых дети заканчивают 11 класс, сегодня главенствует тема поступления в учебное заведение и определения дальнейшей судьбы ребенка. Какую профессию избрать, перспектива трудоустройства и карьерного роста, оплата труда – весь спектр возникающих вопросов, как правило, находится в поле зрения родителей и молодежи, делающей первые шаги в предстоящей самостоятельной жизни.
У учащихся времени на подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) остается совсем немного, кто-то усилено занимается с репетиторами, подходя к финишу подготовки. Не всем предоставляется возможность организации дополнительных занятий, ведь дело затратное, и не у всех семей есть такая возможность. В сельской местности, плюс ко всему, наблюдается дефицит педагогических кадров, поэтому найти репетиторов дело проблематичное.
ЕГЭ – безжалостен, но справедлив. Во всяком случае мешает реализоваться многим «договорнякам» и предоставляет возможность одаренным выходцам из глубинки поступать в престижные вузы.
Образование можно получить не только в стране проживания, но и за ее пределами. В советские времена о таком и не мечтали, только избранные в интересах государства могли там определенное время практиковаться. На моей памяти первые наборы молодежи для отправки на учебу в Турцию. Будучи сам студентом пятого курса университета, принимал экзамены по истории у абитуриентов и восторгался предоставленной возможностью пройти обучение в ведущих вузах Турецкой республики. Мы смотрели на них как на «надежду нации», которые, по царящему тогда мнению, вернувшись после обучения, значительно продвинут вперед интересы народа. Но ожидания в полной мере не оправдались. Кто-то действительно вернулся на родину и самоотверженно трудился на благо общества, были и те, кто извне экономически укреплял свои семьи, естественно, оказались и такие, кто навсегда распрощался с Крымом. Большого наплыва ученых с зарубежным образованием не получилось, в публичной плоскости оказались единицы.
Уже в середине 1990-х появилась альтернативная точка зрения, главным образом озвучиваемая ректором КИПУ Февзи Якубовым, что не следует в большом количестве отправлять талантливую молодежь учиться за рубеж, что ее необходимо обучать на родине, создавая для этого всесторонние условия. Обе позиции имели своих сторонников и противников, и аргументов у каждой стороны было предостаточно.
Образовательная сфера среди крымских татар даже в местах депортации имела развитие. Молодежь с удовольствием шла в вузы получать специальность учителя. Неслучайно университет, образованный крымскими татарами после возвращения в Крым, носит название «инженерно-педагогический». Эти два направления были в Азии открыты для поступления представителям репрессированного народа.
В Крыму в 1990-х, в целях лоббирования образовательных процессов, у учителей возникла необходимость объединения в рамках общественных структур. Появление Всекрымской Ассоциации работников образования «Маарифчи», а затем в Бахчисарае «Совета учителей», было обусловлено этими задачами. «Маарифчи» приоритетным направлением для себя определило открытие национальных школ (с крымскотатарским языком обучения), до 2014 года таковых существовало пятнадцать. После свертывания активной общественной деятельности работников просвещения, многие профильные вопросы, требующие внимания и инициативы крымскотатарского общества, остаются «нетронутыми». В настоящее время большое число крымскотатарской молодежи оказалось за пределами Крыма. Безусловно, активистов интересует наличие среди них студентов, получающих образование в университетах различных стран. Теперь это не только Турция. В свое время государственная элита отправляла своих детей для получения европейского образования, многие из которых не спешили возвращаться домой.
Теперь крымские татары, и не обязательно из состоятельных семей, имеют возможность набираться знаний в Европе, и не только. Но что известно о них в Крыму? В публичной плоскости реестра не существует. Отсутствие информации и контактов имеют определенную отрицательную сторону, хотя бы в плане получения студентами советов и консультаций от старших и опытных коллег. Маловероятно, что кто-либо из общественников в Крыму владеет достаточной информацией о наличии всевозможных зарубежных программ для поступления в университеты.
На фоне «за» и «против» перед глазами всплывают исторические личности, получившие образование за пределами Крыма, но возвращавшиеся на родину, отдавая все знания и опыт интересам народа.
Объединение граждан, занимающееся вопросами образования и просвещения крымских татар, просто необходимо. Тем более имеется масса и других проблем, касающихся образования, в частности запуска строящихся школ в массивах компактного проживания крымских татар. Готово ли общество к решению таких задач? Вопрос остается пока открытым. Однако промедление губительно для открывшихся возможностей.
«За» и «против»
Комментариев: 0
Просмотров: 104