Курс валют USD 0 EUR 0

За крепкие родственные узы!

Комментариев: 0
Просмотров: 63

 

Недавно, в ходе обсуждения в кругу единомышленников вопроса родственных отношений и просемейной политики, получил предложение высказаться в печати о необходимости консолидации рода для сохранения традиционных крымскотатарских ценностей. К таковым можно отнести укрепление родственных связей и расширение круга общения.

В памяти сохранились многочисленные мероприятия, которые проводились в нашей семье, будь то дни рождения, дуа или свадьбы. До сих пор перед глазами картина разговора между отцом и дедом, бурное обсуждение вопроса количества приглашаемых людей на дуа, которое посвящалось новоселью, вселению в новый построенный дом. Тогда, шел 1983 год, дед настаивал на приглашении не только близких родственников, но и односельчан, с кем поддерживал тесные отношения. Набиралось около 130 человек, но численность его не останавливала. И с какой радостью и гордостью он встречал гостей, которые не скупились на похвалы, осматривая новое жилье.

Сам дед очень дорожил родственными связями. Отец рассказывал, что в Бекабаде они жили в двух километрах от железнодорожного вокзала, и родственники часто останавливались у них дома, чтобы ночью уехать на поезде. Пешком провожать их шел дед, которому самому рано утром необходимо было быть на работе. И он воспринимал все это как должное.

Еще в Узбекистане мне приходилось слышать, как представители старшего поколения сетовали, что родственные связи ослабевают, что люди становятся разобщенными в сравнении с жизнью в додепортационном Крыму. В четвертом поколении фактически прекращалось тесное общение между родственниками, и моему деду трудно было с этим смириться.

Но крымская действительность была совершенно иная, она складывалась веками, и взаимоотношения между людьми были напрямую связаны с укладом всей жизни, с общиной.

Жители горных и южнобережных сел, к которым принадлежала и наша семья, буквально приросли к своим домам и клочкам земли, которые тщательно обрабатывали, обеспечивая себе пропитание. Община регулировала распределение воды и ряд других вопросов, связанных с землепользованием. Браки преимущественно заключались между жителями одного села или близлежащих деревень. Все друг друга знали и тесно общались. Ментальность была такова, что смена места жительства обществом не одобрялась. Еще ранее, до революции, когда земля и недвижимость находились в частной собственности, когда не было развито промышленное производство, они являлись практически единственным источником для жизни человека. Шли «по свету», как правило, безземельные, чей наемный труд, при жесткой эксплуатации, использовали землевладельцы.

Другой пример «жесткой оседлости». Вспомните попытку переселения части крымских татар в 1920-е годы из южных регионов в опустевший степной Крым с наделением их солидными земельными паями. Затея не удалась, в том числе и из-за отсутствия переселенческих настроений среди народа, хотя инициатива исходила от крымскотатарского руководства автономии.

Постепенно, под воздействием жизненных факторов, роль общины ослабевала, а депортация ее уничтожила полностью, оставив лишь родственные отношения и понятие «койдешлер» (односельчане).

Крепкие родственные ­узы в критические моменты истории народа спасли от гибели множество жизней, особенно детских. Сироты вырастали в семьях своих тетей и дядей, оставаясь им благодарными всю свою жизнь. В ссылке мой дед, ставя на ноги троих своих детей, финансово помогал особо нуждающимся родственникам. Дорожу памятью о нем, и до сих пор слышу похвалы в его адрес от разных людей.

Для сохранения родственных связей важным является постоянное общение. В Азии ради этого пренебрегали дальними расстояниями. Семьи выходные дни больше использовали для посещения родственников, чем, скажем, для отдыха на природе или в культурно-развлекательных заведениях. Старики гостили друг у друга неделями. Отсюда молодежь знала, любила и ценила их.

Во взаимоотношениях большую роль играют личностные качества человека, его умение любить и ладить. Случай, произошедший с нашей семьей, в этом вопросе очень поучителен. У моего деда Абкерима был младший двоюродный брат Абдюль. Их семья в депортации оказалась в Самарканде, в более 200 километрах от Бекабада. Расстояние сужало общение, поэтому мой отец практически не имел возможности общаться с детьми Абдюля, своими троюродными братьями и сестрами. Тем более их семья в 1960-х переехала в Сухуми. Во второй половине 1990-х наши семьи встретились в Крыму. Не было в живых уже Абкерима и Абдюля, но его жена, Инает-инге,  стала катализатором теснейших родственных отношений. Вся наша семья ее любила и уважала, и по сложившейся традиции более 10 лет 1 января мы приходили ее проведать, становясь в ее доме первыми гостями в новом году. Окончился земной путь и Инает-инге, и моего отца, но благодаря им, из дальних родственников мы превратились в одних из самых близких.

Для стимулирования родственных связей составляйте родословную. Каждый из нас является носителем семейной информации, и если письменно не зафиксировать ее, она становится недоступной ни вашим детям, ни тем более внукам. Родовая книга дает знания, которые требуют реализации во взаимоотношениях.

В завершение материала хочу обратить внимание на очень существенный момент в воспитании детей и внуков. В моем детстве это было само собой разумеющимся. Принимайте в своем доме с ночевкой, да по нескольку дней, детей своих родственников, и отправляйте к ним гостить также своих. В такие моменты организовывайте поездки на море или по достопримечательностям. Цементирование отношений будет происходить на глазах. Через 10-15 лет дети станут взрослыми людьми, и вы в старости будете пользоваться их заслуженным вниманием, а между двоюродными, троюродными и т.д. братьями и сестрами сложатся самые добрые и крепкие родственные отношения.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог