Трудности настоящего момента — в неопределенности. Перед крымскотатарским обществом, у которого сегодня практически нет авторитетов, стоит давно озвученная задача самосохранения. Народ, вплоть до сегодняшнего дня, все делал правильно, стремясь к жизни и развитию.
Авторитеты рождались в недрах народа, они могли быть официально признанными или, наоборот, гонимыми, но то высокое доверие людей они зарабатывали, служа исключительно интересам народа.
Не будем же мы утверждать, что населению приказали поддерживать реформы Исмаила Гаспринского, ему самому пришлось всю жизнь их продвигать, а когда народ почувствовал пользу от знаний и просвещения, он по мере возможностей обеспечивал поддержку и помощь.
Народный учитель Решид Медиев довольно часто испытывал материальную нужду, о чем свидетельствуют архивные документы. Он не мог «скупить» голоса избирателей, но одержал победу на выборах в Государственную Думу. Его позиция по аграрному вопросу, наделение землей тех, кто трудится на ней, отражала настроение значительной части населения.
В местах ссылки, где развернулась борьба за возвращение в Крым, активисты уходили от обозначения лидеров, дабы отвести их от репрессий, но крымские татары прекрасно знали, кто рождает мысль, вершит дела и к кому следует прислушиваться.
Попытки навязать лидеров сверху успехов практически не имели, их влияние было довольно ограниченным в пространстве и времени.
В те моменты истории, когда крымским татарам удавалось создать собственные институты национального самоуправления, на них ложилась ответственность принятия решений и выработка общественно-политического курса. Но им могла прийти замена в лице отатаризированных государственных органов власти. Так, на смену Курултаю 1917 года, его лидерам, после окончания гражданской войны, пришло правительство Крымской АССР. Советская власть укрепила свои позиции в Крыму, в значительной степени доверив власть крымским татарам. Притом к участию в управлении были привлечены и беспартийные деятели, пользующиеся огромным доверием народа.
Сокращение представителей крымских татар во власти вело к ослаблению ее влияния на народ.
В последние годы ситуация сложилась таким образом, что в Крыму среди крымских татар вряд ли кого-то можно назвать лидером, здесь каждый сам себе авторитет.
Взлет и падение с государственных должностей поубавили амбиции госназначенцев.
Заявленные общественно-политические движения практически не состоялись. Их руководители, с изложенными ранее аналитикой и намерениями, смогут ли сегодня дослушать самих себя?
Идущие на стену у кого-то вызывают сочувствие, но не открытую поддержку, ибо путь этот полон опасностей и неопределенности.
Советы же извне ничего не советуют и далеки от реалий.
В настоящее время крымскотатарский народ живет без указаний «больших авторитетов», но руководствуется идеями. Ему близки проекты, которые он по мере возможностей поддерживает.
Может кого-то и устраивает сложившаяся ситуация, но она не вечна, согласно законам общественного развития, лидеры должны появиться. Другое дело, в чем себя они проявят: посеют зло или добро?
comments powered by HyperComments