Курс валют USD 0 EUR 0

ЗОВ РОДИНЫ — ОН ОСОБЕННЫЙ

Комментариев: 0
Просмотров: 59
Алие Аметова

Лидия ДЖЕРБИНОВА, специально для «ГК»

Сегодня своими воспоминаниями делится ­Алие Аметова. Родилась она в 1935 году в деревне Шума под Алуштой.
«Давно хотела описать ­историю своего рода, которую знаю по рассказам мамы Сундюс. Ее отец, мой дед, Асан Османович Идрисов, 1873 г.р., уроженец деревни Кучук-Ламбат. Его жену звали Мусемма. Воспитывая четверых детей, они ни в чем не чувствовали недостатка. Большую роль играло полученное от отца — ­Османа — наследство, состоявшее­ из земельных угодий, на которых возделывался виноград, выращивались табак и сельхозпродукция.
Но ­исторические события­ начала прошлого века меняли обычные­ условия­ жизни народа. Со временем появились товарищества. Асан-хартбаба состоял в товариществе «Бирлик». Выращенную продукцию сдавал государству, платил госпошлину. Так как дети были маленькие­ и не могли работать в хозяйстве, а урожай нужно было ­убирать вовремя, он нанимал рабочих и с ними своевременно расплачивался, о чем свидетельствуют архивные расписки рабочих. Он был членом школьного родительского комитета, помогал нуждающимся семьям, о чем также есть свидетельские­ показания директора школа Кучук-Ламбата. Но появляются «доброжелатели» и начинают писать доносы. В органы сообщали, что он сын крупного землевладельца, кулака, хотя по документам считался середняком, что он противник советской власти, в результате чего ­его часто лишали избирательного голоса в товариществе и арестовывали. За недоказанностью освобождали, и так продолжалось неоднократно.
Вскоре умерла его жена Мусемма. Оставшись многодетным вдовцом, он женился на Муслюме-ханум, у них родилось еще трое детей. Вести хозяйство стало еще тяжелее­, ко всему, Муслюме тяжело болела и сильно задыхалась, работать не могла, о чем подтверждают справки от 1927 и 1929 гг. Асан-хартбаба вынужден был продолжать привлекать на сезонную работу посторонних людей, в результате чего было начато дело, проведен ­обыск, который не дал никаких результатов.
И все-таки 1931 год стал роковым для семьи. Согласно постановлению прокурора, следственное дело №16, ст. 58-10, вступило в силу. Асан-хартбаба был ­осужден на 5 лет по особой статье. Было конфисковано все ­имущество: двухэтажный дом из 8 комнат, табачный сарай, пашня, виноградник, ­огород, лошадь и корова. ­Это подтверждает справка из ­управления МВД РФ по Плисецкому району Архангельска. Туда была доставлена вся ­его многодетная семья. Слава Аллаху, его дочь Сундюс (моя мама) была уже замужем и жила в Шуме, высылке не подверглась.
В Архангельской области жизнь не была сладкой. Асан-хартбаба, чтобы спасти двух маленьких сыновей от голода, попросил знакомого, отправляющегося в Крым, отвезти Ризу (10 лет) и Джафера (4 года). Детей тот человек оставил у дверей детского дома Симферополя и строго-настрого наказал им не говорить фамилию­, сидеть на месте.
Когда об ­этом узнал мой ­отец Рамазан, то сразу поехал в детский дом, но детей уже распределили по разным детским домам. Удалось взять Джафера, а Ризу не нашел, как выяснилось позже, ему дали другое ­имя, и он стал Виноградовым Константином Константиновичем. А сам Асан-хартбаба вскоре умер в ссылке. В 1991 году его реабилитировали, но о членах семьи ничего неизвестно. Только дочь Сундюс – моя мама, не подвергшаяся выселению, смогла ­узнать об этом. Умерла ­она в 2012 году.
Мой отец — Рамазан, сын Али ­Аметчика родом из деревни Шума. У Али-хартбаба был двухэтажный каменный дом, внизу подсобное­ хозяйство, наверху жилые­ помещения­. Имел много ­овец, за которыми ухаживали чабаны, радовали душу и глаз собственная­ ореховая роща и фруктовый сад.

Сундюс Идрисова
Когда пришло время жениться, он выбрал Анифе-ханум из Симферополя. Она родила семь детей, из которых в живых остались только двое­ — Эбубекир и Рамазан. Тяжело заболела. Дети были еще очень маленькие, и она не могла за ними ухаживать. Тогда она предложила мужу привести в дом вторую жену, чтобы было кому за детьми смотреть и воспитывать. Вторая жена, Незире-ханум, ­оказалась очень доброй и хорошей, прекрасно относилась к детям. Они ее полюбили всей душой. Через восемь лет Анифе-буюкана выздоровела. Они продолжали жить все вместе в дружбе и согласии, помогая друг другу.
Сыновья росли, и их привлекали разные кружки во вновь открывшихся клубах. Отец не разрешал их посещать, боясь влияния на молодых сыновей чуждого ­уклада, но они бегали туда тайком. Рамазана там привлекало пианино, на котором он ­уже научился хорошо играть. Тогда его отец вместе с ним поехал в Симферополь и купил сыну пианино. Вечерами стали приходить родственники, знакомые­, соседи. Рамазан играл, гости пели, танцевали.
Ему приглянулась девушка из Кучук-Ламбата с красивым ­именем Сундюс Идрисова. В то время люди стремились к грамотности. Так как многие владели арабской графикой, трудно было усвоить введенную новую­ латинскую, и она обучала женщин.
Выйдя замуж в Шуму, моя­ мама Сундюс вынуждена была поменять род деятельности. Теперь она работала на табачных плантациях. Этот труд, начинающийся до восхода солнца, считался очень трудоемким. Он включал в себя все виды обработки табака: от сбора листьев, нанизывания на шпалеры, сушки, до сортировки и отправки по назначению. А папа Рамазан работал там же водителем.
В 1920-е годы в Крыму свирепствовал голод. Трудности выживания описать невозможно. Кровь стынет от воспоминаний очевидцев. И в 1930-е годы трудности не давали забывать о себе, ­они стали источником наживы. Все чаще стали появляться различные­ магазины по приему золотых украшений, золотых монет и других ценных вещей. Назывались ­они «Золотой торг». И люди, чтобы не умереть с голоду, сдавали свои фамильные драгоценности за бесценок. Так продолжалось несколько лет, а потом пошли репрессии. Многих раскулачили, выселили. Бывало, вызовут мужчину в сельсовет, ­якобы по делам, а он оттуда уже не возвращался.

Рамазан Али Аметчик

У моих родителей родились трое детей: Али (1932 г.р.), я — Алие (1935 г.р.) и Худдус (1939 г.р.). В 1939 году началась советско-финская война, на которую был призван мой отец — Рамазан Али Аметчик. Вернулся по ее окончании. Снова был призван в 1941 году на фронт. Теперь уже он воевал против немецко-фашистских захватчиков. Сначала приходили от него письма, в которых он просил маму беречь детей и его маму — Анифе-буюкана. Предполагал, что война будет затяжной. Пропал он без вести в декабре 1941 года. Брат отца — Эбубекир, тоже был призван на фронт, но его вскоре комиссовали.
Война началась с грохотом разрывающихся авиабомб над Севастополем. Потом в наш дом вселились румыны, были и немцы. Дожили до ­освобождения Крыма.

Стоят: Анифе-буюкана, Айше-ала, Незире-буюкана, Али-хартбаба.
Сидят: Сельме Челебиева, Гульсум, Айше Османова и Рамазан, Крым, 1924 г.

18 мая 1944 года, как в каждый крымскотатарский дом, в 4 часа утра вооруженные солдаты постучали и к нам. Мама очень испугалась. Объявили, что нас повезут далеко, и солдаты посоветовали взять с собой как можно больше вещей и продуктов. Один из них резко снял чехол с матраса и предложил сложить туда все. Но взять с собой ничего не удалось. Мама взяла на руки Худдуса, а мы с Али держались за мамин подол. Анифе-буюкана взяла только коран с уверенностью, что Аллах поможет вдали от Родины. Незире-буюкана жила со своей сестрой Ревиде рядом с нами и воспитывала ее дочь Айше. Депортирована она была с ними.
Всех жителей села вывели на площадь. Вокруг творилось что-то жуткое. Тихие­ стоны взрослых, слезы, молитвы, громкий плач детей, лай и вой собак, мычание коров и блеяние овец — все смешалось в один протяжный крик души. Погрузили в грузовики, под охраной вооруженных солдат привезли на железнодорожный вокзал Симферополя, где нас ждали грязные и вонючие вагоны для перевозки скота. На каких-то станциях эшелон ­останавливался, люди выскакивали, пытаясь добыть пропитание, эшелон трогался, люди впопыхах бежали за ним, пытаясь успеть, некоторые отставали. У некоторых женщин в пути начинались роды. Болезни и горе косили людей. Умерших солдаты выбрасывали из вагона или оставляли вдоль железной дороги. Как питались в пути? Да никак. Иногда давали ржаной хлеб и какую-то похлебку.
Ехали очень долго, и прибыли мы вместе с семьей Эбубекира-эмдже. Наши семьи (12 человек) и ­еще несколько семей перевезли в поселок Малая Лата Караульского сельсовета, стали мы жить в бараках. Помещение­ кишело клопами. Взрослых снабдили лаптями без портянок, выдали ватные брюки и фуфайки. На следующий день предстояла работа на лесоповале, куда людей за 15—20 километров возили на открытых грузовиках.
Женский труд нисколько не отличался от мужского. К примеру, две женщины вручную распиливали могучие деревья, рубили сучья, распиливали на бревна по два метра и складывали в штабеля. У всех была своя­ норма. Если кто-то не успевал выполнить норму, следовало наказание — провести в подвале неопределенное время. Однажды всю ночь там провела Эсма-инге, жена Эбубекира-эмдже, а ведь дома оставались маленькие дети и старики. Это никого не волновало.
При тяжелом труде и питание­ должно быть соответствующее, но нет! 400 грамм хлеба взрослым, детям — 200 грамм в день. В месяц ­один раз давали 1 кг манной крупы, 2 кг конины, а соли не было вообще. В поселке жили раскулаченные­ семьи разных национальностей и из разных регионов страны. ­Они уже адаптировались к тем ­условиям и кое-что выращивали. Мама ходила к ним и меняла свой хлебный талон на картофель, чтобы сварить нам суп. Можно сказать, что жили впроголодь. Благо дело, лес рядом, летом он нас кормил. Ели крапиву, разные травы, ягоды. Приходилось есть и гнилую рыбу, старую конину с неприятным запахом.
Семья Эбубекира-эниште жила с нами в бараке. Он возил на лесосплав бревна, которые грузили женщины. Однажды на машине не выдержали подпоры, бревна покатились, он попал под них, получил перелом позвоночника в трех местах и ­умер через два месяца. Осталась жена Эсма с маленькими тремя детьми (10, 6 и 4 года) и старик-отец — Ашир-хартбаба. Теперь ей приходилось работать еще больше, чтобы прокормить семью.
Время шло, впереди школа. Мой брат Али пошел в 3 класс, так как в Крыму до ­вой­ны он уже начинал учиться. Передо мной открылись двери к высокому постижению азов науки. Я пришла в первый класс. В одной комнате размещалось сразу четыре класса по рядам. Учительница сама была с семиклассным образованием, с каждым классом занималась по очереди. Незнание русского языка препятствовало нормальному восприятию­ занятий. Со временем эта трудность была преодолена.
По окончании четвертого класса учебу нужно было продолжать уже в городе Караул, за 16 километров от того места, где мы жили. Поэтому приходилось неделю жить в школе-интернате. Только один день проводили дома. Питались своими продуктами. Мама на неделю давала мне полведра картофеля, один стакан крупы и 10 рублей.
По окончании семи классов учиться продолжила в школе города Новая Ляля. Здесь тоже был интернат. Дисциплина была строгая. Обязательное­ ношение формы и после 9 вечера никаких отношений с внешним миром. Сама школа была образцовая, с занятиями по кабинетам и прекрасными учителями. Часто устраивались тематические вечера, играл школьный духовой оркестр. В воскресенье днем — кино.

Стоят: Хатидже, Худдус, Абляким, Алим.
Сидят: Айдер, Риза, Сундюс, Надя, Мусемма, г. Чкаловск, 1970 г.

Старший брат Али отучился в ФЗУ, освоил специальность по ремонту автомобилей и тракторов, начал работать слесарем. Мама заплакала, когда он домой принес первую зарплату. А мамин брат Джафер, которого мой отец нашел в детдоме, после ремесленного училища работал электриком. В 1948 году, возвращаясь как-то с работы на поезде, остался в тамбуре, простудился, серьезно заболел и умер, ему был 21 год. В память о нем осталась ­изображенная им на бумаге смеющаяся девочка с охапкой цветов.
Известно, что после смерти «вождя народов» наступило какое-то послабление для нас. Мы уже могли перемещаться по стране, так как был отменен комендантский режим. В 1954 году к нам приехал бывший крымский партизан Рамазан Муратов и увез в Бекабад Незире-буюкана к ее племяннице Айше. Умерла ­она в возрасте 84 года. Моей Анифе-буюкана к тому времени тоже уже не было с нами, ­она умерла в 1947 году далеко от родных берегов Черного моря.
В 1956 году вышло Постановление ЦК КПСС от 19 ­апреля «О снятии ограничений по спецпоселению…». После этого Постановления­ мы переехали к родственникам в Таджикистан, город Чкаловск. Здесь Али поступил в Среднеазиатский политехнический техникум, по окончании которого работал мастером на автобазе, позже начальником ремонтных мастерских, пользовался авторитетом и уважением среди коллектива и руководства. У него с женой Эльмирой две дочери: Муслюме и Зелимар. Обе получили желаемые специальности. У Муслюме с Зенуром двое детей. У Зелимар с Игорем в Санкт-Петербурге тоже двое­ детей. У каждого из них на горизонте свое­ светлое будущее. А брат Худдус окончил курсы водителей. На работе пользовался уважением. С женой Шамсие воспитали сына Камиля.
В 1963 году в нашей семье произошло радостное событие. К нам вместе с женой Надей и дочкой Лилей из Лисичанска неожиданно приехал пропавший из детского дома мамин братишка Риза. Как же он смог нас найти? А дело было так. Каждый крымский татарин мечтал вернуться в Крым, но власти не разрешали. Тоска по Родине после снятия ограничений по перемещению спецпереселенцев заставляла многих под разными предлогами ездить туда: кто в санаторий, кто снимал квартиру, а кто-то повидать свой дом. Так и Риза-даи каждый год из Лисичанска приезжал в родную­ Алушту в надежде узнать что-нибудь о своих родственниках. Если случалось встретить крымского татарина, он рассказывал о своей проблеме, обменивался ­адресами. И однажды в кругу крымских татар в Бекабаде прозвучала эта просьба. Нашелся знающий человек. Было сообщено Ризе-даи, и он приехал.
Произошла радостная­, со слезами на глазах, долгожданная­ встреча. Худдус возил его на машине по родственникам, где все с ним заново знакомились. Когда Риза-даи выдавал дочь замуж, то моя мама Сундюс (его сестра) ездила на свадьбу. Потом переписывались. Но радость встречи и общений длилась недолго. Он приезжал к нам почти каждый год. Видно, теребившие душу воспоминания­ прошлых лет откладывали свой отпечаток на истерзанное сердце, которое после последнего посещения в семидесятые годы не выдержало. Инфаркт миокарда сделал свое­ коварное дело. И он покинул этот мир далеко от Родины – в Лисичанске. Алла рахмет эйлесин.
Как сложилась моя жизнь? Я поступила в педучилище, которое окончила с отличием, получила специальность «учитель младших классов» и сразу поступила в Ленинабадский пединститут на физико-математический факультет. Затем много лет проработала в школе Бекабада. С мужем Ридваном у нас родилось двое детей, но личная жизнь не сложилась, и я вернулась в Чкаловск. Работала в АТБ-33 экономистом, после окончания Кокандского автодорожного техникума работала старшим экономистом и часто замещала начальника отдела.
Детям старалась дать хорошее воспитание и образование. Сын Рамазан после учебы в Среднеазиатском техникуме отслужил в армии. По возвращении окончил Ташкентский политехнический институт. В 1990-х годах многие крымские татары направлялись в Крым с надеждой устроиться на Родине, поехали в 1992 году и мои братья Али, Худдус и мой сын Рамазан. Два брата смогли получить участки, построить дома. Рамазан женился на Сусанне. Она инженер-строитель и работала в «СПМК» «Крымстрой». Ей выделили квартиру. Мы все переехали в 1999 году и поселились у них в однокомнатной квартире. Как умещались шесть человек? Сейчас у них свой дом в Симферополе. Воспитали двоих детей. Они тоже с высшим образованием. Дочь моя Лиля окончила Ленинградский финансово-экономический институт, работает в банке. С мужем Сулумбеком Султыговым воспитали троих детей. Все с высшим образованием. Живут в Санкт-Петербурге.
Живя в Таджикистане, мы все мечтали вернуться на свою историческую Родину Крым, которой нас хотели лишить навсегда, но кровоточащую рану сердца можно залечить лишь особой любовью. Мы участвовали во всех акциях, проводимых там, с требованием восстановления­ наших попранных прав. В 1991 году мы подали заявление в горсовет Алушты с просьбой выделить нам жилье. Поставили на льготную­ очередь, и в 2003 году нам была выделена двухкомнатная квартира. Было принято во внимание, что отец ­Аметчик Рамазан Али, призванный 24.06.1941 года из ­Алушты на фронт, пропал без вести в декабре 1941 года. Мама Аметова Сундюс была инвалидом 1 группы. Мама очень радовалась, что вернулась и живет на исконной родной земле. Но возраст есть возраст. Однажды она, ­упав с кровати, сломала шейку бедра, пролежала 38 дней и ­умерла в 2012 году на 99 году жизни. Через три года я потеряла и брата Худдуса. Что делать? Такова жизнь. Человек рождается на Земле с какой-то миссией и умирает после ее исполнения.
Всем землякам желаю­ здоровья и терпения. Пусть развивается наша культура, ­язык, не забываются обычаи. Пусть молодежь развивается на своей Родине — в Крыму, и способствует его процветанию».

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог