Курс валют USD 0 EUR 0

Герой Сейтнафе Сейтвелиев

Комментариев: 0
Просмотров: 1 618

 

«Когда говорят пушки, музы молчат», — гласит известная поговорка. И действительно, когда артиллерия начинает свою речь на поле битвы, ее пугающей мощи мало чем можно возразить. Сокрушая губительным огнем пехоту противника, его укрепления, она прокладывает дорогу наступающим войскам, а обороняющаяся сторона без ее поддержки не может рассчитывать на то, чтобы отстоять свои позиции. Подвиги воинов-артиллеристов сыграли большую роль в годы Великой Отечественной войны. И неудивительно, что среди череды имен крымских татар-героев тех сражений есть и имя славного артиллериста Сейтнафе Сейтвелиева.

В этом году ему исполнилось бы сто лет. Сейтнафе Сейтвелиев появился на свет в 1919 году в селении Тав-Кипчак (ныне не существует) Зуйской волости Симферопольского уезда в крестьянской семье. Сейтнафе был вторым по старшинству среди четырех сыновей Сеитвели-ага и его жены Момине. В сельской школе любимым предметом будущего героя была арифметика, а сам он мечтал стать инженером.

На краю гибели

Свою трудовую деятельность Сейтнафе начал еще в двенадцатилетнем возрасте в колхозе им.Чапаева Зуйского района. Окончив сельскую школу, молодой человек отправился в Симферополь, где обучался на рабфаке (рабочий факультет — учреждение, готовившее рабочих и крестьян к поступлению в высшие учебные заведения). Но в 1939 году Сейтнафе призывают в армию.

Участвовать в боях Великой Отечественной войны Сейтнафе Сейтвелиеву выпало с первых ее дней. Он был среди участников героической обороны Одессы от румынско-германских войск, окруживших город с суши. В октябре 1941-го, ввиду ухудшения обстановки на Южном фронте, части Отдельной Приморской армии оставили Одессу и были эвакуированы кораблями Черноморского флота в Крым, на подступах к которому уже шли кровопролитные бои.

На долю Сейтнафе Сейтвелиева выпало принимать участие и в Керченско-Феодосийском десанте и в обороне Севастополя. Исход тех боев решился в пользу вермахта. Крым был потерян. Транспорт, на котором находился Сейтнафе, был потоплен вражеской авиацией у берегов Кавказа. Но удача пришла на выручку молодому солдату — его, уцепившегося за какой-то обломок, подобрал советский катер. Дальше были бои под Сталинградом, в разгар которых в декабре 1942-го он был тяжело ранен.

Переломный год войны

Летом 1943 года сержант Сейтнафе Сейтвелиев — наводчик батареи 45-миллиметровых пушек 350-го стрелкового полка 96-й стрелковой дивизии 11-й армии Брянского фронта, участвующей в ожесточенных боях на Курской дуге. Здесь следует учесть, что «сорокопятки» — орудия малого калибра, и в отличие от своих более крупных собратьев они зачастую действовали, находясь на переднем крае обороны и в цепях атакующей пехоты, а то и впереди них. 45-миллиметровые орудия поддерживали пехотинцев, ведя огонь по бронетехнике врага и его живой силе. Недостаточная бронебойность этих орудий часто вела к большим потерям среди артиллеристов. Но в руках умелых и тактически грамотных командиров эти пушки, отличавшиеся высокой мобильностью, были грозным оружием…

27 августа 1943 года Сейтнафе Сейтвелиев приказом командира полка был награжден медалью «За боевые заслуги» за мужество и отвагу, проявленные при освобождении населенного пункта Алексеевка. «Внезапной точной наводкой в упор расстреливал контратакующую пехоту противника, в результате чего гитлеровцы повернули обратно, оставив на поле боя 3 пушки, несколько ручных пулеметов и другое военное имущество», — говорится в документе. Наградные листы, размещенные в базе данных Минобороны РФ «Подвиг народа», ярко повествуют о героическом боевом пути С.Сейтвелиева.

Одержав победу в тяжелых боях на северном фасе Курской дуги, войска Брянского фронта перешли в наступление, преследуя отступающего врага. Освободив областные центры Орел и Брянск, советские войска вступили в юго-восточные районы Белоруссии. Гитлеровцы пытались выстроить оборону, опираясь на крупные реки — Десну, Сож и Днепр.

Приказом командира 350-го стрелкового полка от 26 декабря 1943 года командир орудия батареи 45-миллиметровых пушек С.Сейтвелиев награжден медалью «За отвагу». «В боях за расширение плацдарма на правом берегу реки Сож с 11 по 17 ноября 1943 года, под сильным орудийно-минометным и пулеметным огнем противника, прямой наводкой из своей пушки уничтожил 3 станковых и 2 ручных пулемета вместе с расчетами, уничтожил ротный миномет, одного снайпера, расстрелял 28 немцев», — отмечал в документе командир полка подполковник Абрамов.

Успехом наступления советских частей, в составе которых находился и орудийный расчет Сейтнафе, на этом направлении стало освобождение областного центра — Гомеля 26 ноября 1943 года Москва салютовала в честь освобождения первого крупного белорусского города из 224 орудий. Но затем фронт на этом участке надолго стабилизировался.

Скрытый маневр

К лету 1944 года Красная Армия освободила большую часть Украины. Бои шли уже на Западной Украине, в Молдавии и Румынии. Была снята блокада Ленинграда. Но на центральной части обширного советско-германского фронта изменения были незначительными, и большая часть Белоруссии и Прибалтика оставались под властью гитлеровцев.

Для освобождения Белоруссии советским командованием была разработана масштабная наступательная операция под кодовым названием «Багратион». Значительная роль в ней отводилась войскам 48-ой армии 1-го Белорусского фронта, 96-ая дивизия которой должна была прорвать оборону врага в районе города Жлобина. 25 июня войска после мощной артиллерийской подготовки должны были начать наступление.

От действий артиллеристов многое зависело в деле успеха грядущего наступления. Ведь пехотинцам предстояло штурмовать позиции противника, которые тот последовательно укреплял на протяжении долгого времени. Командир орудия старший сержант Сейтнафе Сейтвелиев на своем участке должен был решить трудную и крайне опасную задачу, потребовавшую от него способностей не только командира орудийного расчета, но и смелого, искусного разведчика.

Он лично отправился в разведку. Ползком продвигаясь под огнем у проволочного заграждения противника, наметил будущие цели: вот наблюдательный пункт вражеской артиллерии, вот пушка, а тут две пулеметные точки и ротный миномет.

45-миллиметровые орудия отличались высокой мобильностью и легкостью маскировки, благодаря чему использовались, бывало, даже партизанскими отрядами. Но Сейтнафе и его помощники проявили недюжинную ловкость, скрытно выдвинув накануне боя свою пушку на нейтральную полосу между своими и вражескими позициями. Их огневая точка разместилась всего в каких-то 100 метрах от траншей гитлеровцев.

В урочный час расчет Сейтнафе открыл по врагу огонь, уничтожив все намеченные цели. Лишившись наблюдательного пункта, гитлеровцы не смогли вести прицельный огонь по наступающим советским солдатам. Оборона врага была успешно прорвана. Преследуя отступающего противника и прокладывая путь своей пехоте, расчет Сейтвелиева уничтожил еще 7 пулеметов, две пушки, три автомашины, миномет и около роты немецкой пехоты.

Дорогами Белоруссии и Польши

На других участках наступление так же развивалось успешно. Оборона фашистов рухнула, в считанные дни были освобождены огромные территории, уже 3 июля советские войска вошли в столицу республики — Минск. Крупные группировки гитлеровцев попали в окружение.

Стремительное наступление, однако, создавало свои трудности для тех, кто действовал на его переднем крае. Снабжение не поспевало за ушедшими далеко вперед частями, а окруженные фашисты, не желая сдаваться, отчаянно пытались вырваться из образовавшихся котлов.

В ночь со 2 на 3 июля под селом Марьина Горка (ныне город в Минской области) позицию, которую занимал расчет Сейтвелиева, атаковала крупная группа противников, пытавшихся выйти из окружения. Но артиллеристы не были застигнуты врасплох. Подпустив гитлеровцев почти вплотную, Сейтнафе приказал расчету открыть по вражеским солдатам огонь картечью. К счастью для артиллеристов, им удалось уничтожить пулеметный расчет противника, враг был рассеян, оставив много трупов, причем один из них был обнаружен всего в 15 метрах от пушки.

Перегруппировавшись, враг под прикрытием минометов вновь пошел в атаку на вставший у него на пути расчет. Подавив минометы, расчет Сейтвелива быстро сменил позицию и, как и в первый раз, с предельно близкой дистанции открыл огонь по наступающим. Из показаний пленных позднее выяснится, что в вышедшей в контратаку группе гитлеровцев насчитывалось 250 человек.

Спустя несколько дней, 350-й стрелковый полк, в котором служил Сейтвелиев, вышел к старой советско-польской границе 1939 г. У деревни Старая Мышь (ныне Барановичский район Брестской области), опираясь на старые укрепления, усиленная рота противника пыталась задержать наступающих. Из показаний пленных впоследствии стало известно, что это были солдаты 28-й пехотной дивизии вермахта, участвовавшей в 1942 году в боях на Керченском полуострове и в штурме Севастополя, а теперь брошенные закрывать брешь, образовавшуюся в немецкой обороне. Германское командование дало им приказ держаться до конца. Командир 350 стрелкового полка направил на помощь наступающим резервную роту полка и расчет Сейтвелиева. Совместными усилиями им удалось заставить врага обратиться в бегство.

В боях крепко доставалось не только артиллеристам, но и их пушке. В представлении Сейтнафе Сейтвелиева к высокой награде — званию Героя Советского Союза отмечалось, что она «вся в царапинах, четырежды пробитая», но расчет, не сдавая ее в мастерскую, чинил и вновь обрушивал ее огонь на врага. В представлении описывались все подвиги, совершенные расчетом в период с 25 июня по 14 июля 1944 года, его подписали все вышестоящие начальники, вплоть до командующего артиллерией 1-го Белорусского фронта генерал-полковника Казакова. 25 сентября указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» звание Героя Советского Союза было присвоено Сейтнафе Сейтвелиеву.

У Балтийского моря

Представление о присвоении звания Героя Советского Союза еще находилось на рассмотрении, когда С.Сейтвелиев и его расчет отличились вновь.

«Желая отбросить наши подразделения, вышедшие на линию железной дороги, противник перешел в контратаку при поддержке четырех самоходных орудий. Командир расчета 45-миллиметровой пушки Сейтвелиев, выкатив пушку в передовые боевые порядки, под сильным оружейно-пулеметным и артиллерийским огнем контратакующего противника, открыл огонь прямой наводкой, и в результате первыми двумя выстрелами подбил одно самоходное орудие противника. Остальные три орудия противника, видя гибель направляющего, повернули назад и скрылись за гребнем ближайшей высоты. Перенеся в дальнейшем огонь по контратакующей пехоте противника, заставил ее рассеяться, благодаря чему наши стрелковые подразделения не только сохранили удерживаемый рубеж, но и смогли продвинутся вперед», — говорилось в наградном листе. За этот подвиг Сейтвелиев 28 августа 1944 г. был удостоен ордена Красного Знамени.

Закончить войну С.Сейтвелиеву выпало на берегу Балтийского моря. Весной 1945-го его полк участвовал в боях за город Данциг (ныне Гданьск, Польша). Остатки гитлеровских войск, оборонявших Данциг и Восточную Пруссию, окопались на косе Фрише-Нерунг (ныне по косе проходит граница между Польшей и Калининградской областью РФ). В боях на Фрише-Нерунг Сейтнафе вновь отличился, заметив и уничтожив замаскированный танк противника. За этот подвиг он был удостоен ордена Отечественной войны I степени.

За годы войны Сейтвелиев был трижды тяжело ранен. В войне участвовали и его братья: старший, Сеитасан, был краснофлотцем, служил на Черноморском флоте, младший, сержант Сеитяя, к концу войны занимал должность механика авиаприборов в одной из авиачастей.

В борьбе за родину

Демобилизовавшись с военной службы в 1946 году, герой оказался вместе со своим народом в местах депортации. Проживал в г.Ленинабаде (Худжанд) Таджикистана. Работал слесарем-механиком стеклотарного завода, инструктором в областном отделении ОСОВИАХИМа, преподавателем военной подготовки в ленинабадской средней школе №5. Как и многие фронтовики-крымские татары, принимал активное участие в национальном движении за возвращение на родину. В частности, по сведениям, приводимым И.Асаниным в книге «Адалет куреши сафларында», С.Сейтвелиев в середине 1960-х гг. четыре раза направлялся в Москву в числе представителей национального движения.

И хотя Сейтнафе Сейтвелиеву не суждено было дожить до того момента, когда возвращение в Крым стало возможным (он скончался 13 марта 1983 года), пример таких мужественных, сильных и преданных своему народу людей всегда будет вдохновлять новые поколения.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог