Курс валют USD 0 EUR 0

Ссылка и сыск стары, как история государств

Комментариев: 0
Просмотров: 706

Эльдар Сеитбекиров, «ГК»

Слова «депортация», «выселение» неразрывно связаны с судьбой каждой крымскотатарской семьи. 1944 год подвел черту под историческим периодом развития нации, который нередко классифицируют, как «до депортации» и после. Однако углубляясь в историю, обнаруживаешь факты более ранних выселений с территории Крыма, как отдельных личностей, так и целых семей.

Еще в студенческие годы в Узбекистане мне пришлось слышать рассказ соотечественника о встрече в депортации односельчан, один из которых, будучи советским активистом, из бедняков выселял в конце 1920-х более зажиточного соседа.

Выселяли за пределы Крыма, очень многих за Урал, но некоторым со временем удавалось вернуться. Другие в целях безопасности на полуостров не возвращались и оседали поблизости, на территории современных Херсонской и Запорожской областей. Те, кто на Урале выживал, вновь тянулись к югу. До сих пор в Крыму живы поколения людей – свидетелей внутренней, вынужденной миграции, чьи семьи заблаговременно бросали свои дома и бежали из родового гнезда в отдаленные населенные пункты полуострова, где их никто не знал и не закладывал органам ГПУ. Вариант «добровольного» выселения был лучше принудительного.

А тогда, на той памятной встрече двух односельчан, по прошествии нескольких десятков лет, бывший советский активист вымаливал прощение у представителя, а точнее, у представительницы соседской семьи за содеянное. Судьба к обоим была неумолима. Классовое различие, социальное положение, материальное благосостояние, право избирать и быть избранным и т. д. все нивелировала депортация, все оказались на равных – бесправными! Помнящих зло было предостаточно, особенно тех, кто, потеряв свои семьи на Урале в 1930-е, лет через десять проникал в оккупированный гитлеровцами Крым и, пользуясь возможностью, отвечал злом на зло, творя не меньшее зло.

Политика — выселять неблагонадежных, отправлять в ссылку противников, отдалять от центра опальных политиков – стара, как и история государств. Разница только в масштабах и последствиях содеянного.

Истории ссылок посвящено немало трудов, в Крыму – это фундаментальные исследования по депортации крымских татар в 1944 году. Однако ощущается нехватка разработок по фактам высылок в XIX — начале XX веков. А они имели место и, по-видимому, в количествах немалых.

В Государственном архиве Крыма нами обнаружены интересные документы, датированные 1925 годом. Как мы уже ранее писали, в Крымской АССР во главе Крым ЦИКа и Совнаркома стояли крымские татары. Обком же партии представители коренного народа никогда не возглавляли. Находясь на верхней ступени иерархической лестницы государственного аппарата, глава ОК РКП(б) фактически обладал правом решающего голоса при вынесении тех или иных решений в автономии. Ему и была адресована секретная оперативная информация.

Секретарю ОК РКП(б) т. Петропавловскому.

Препровождая при сем список помещиков татарской национальности с кратким изложением их преступной деятельности:

— ГПУ Крыма сообщает, что указанные в списке лица подлежат выселению из пределов Крыма по постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от  разных дат, а равно и согласно протокола Заседания Комиссии Крым ЦИКа от 21 апреля 1925 г. №1. Вышеуказанные постановления не были приведены в исполнение до настоящего времени в силу ходатайства как-то: председателя Крым ЦИКа (Вели Ибраимова. — Э.С.), председателя Совнаркома (Османа Дерен-Айерлы. – Э.С.) и Наркомюста о временном оставлении перечисленных в списке лиц в Крыму. В настоящее время, учитывая то обстоятельство, что все эти лица являются злостным контрреволюционным элементов, ведущим разлагающую политику среди беднейшего крестьянства, а равно и то, что они подходят под действия Декрета ВЦИК о выселении помещиков, нам дано соответствующее распоряжение на места о их выселении в 2-х недельный срок. Прилагаем при сем список, копии выписок из протокола Особого совещания при Коллегии ОГПУ, протокол №1 Заседания Комиссии Крым ЦИКа от 21.04.1925 г. и копии служебных записок на Ваше распоряжение. О Вашем решении просьба уведомить.

Председатель ГПУ Крыма Торопкин.

Дальнейшие документы подтверждают слова, сказанные компетентным лицом, что сыск вечен. На смену одному государству приходит другое, правительства сменяют друг друга, а службы безопасности остаются. Органы ГПУ — карающий меч революции — предоставили следующие сведения:

Аджиредин Эмурзак, рождения 1886 г. По национальности татарин, по социальному положению – кулак. До революции имел свыше 500 десятин земли и крупное хозяйство, которое обрабатывал наемным трудом. Властно эксплуатировал бедняков, старался разорить последнее их хозяйство. В 1918 убил революционно-настроенного учителя. При власти белых господствовал по своему, возглавляя группу курултаевцев, которая выдает немецким властям скрывающихся революционеров. При приходе Советской власти он как бывший властелин, не может примириться с последней, ведет злостную агитацию против советских работников в деревне, против комсомола, а также против нарезки земли и т.д. Также и в настоящее время он держится по отношению к Советской власти враждебно, стараясь озлобить своей агитацией против РКП(б) беднейшее население, т.к. среди последних имеет большое влияние.

В настоящее время живет в собственной экономии, каковая состоит из 2-х домов с хозяйственными надстройками, инвентарем и скотом: лошадей — 6, коров – 2, быков – 4, молодняка – 9 и овец – 14.

Крымтаев Селямет, по национальности татарин, 47 лет. Женат, до революции жил от матери при деревне Тахта-Джами Симферопольского района. Имел 130 десятин земли, каковую обрабатывал наемным трудом. До настоящего времени враждебно настроен против Соввласти и являясь активным врагом таковой в смысле буддирования населения, распуская ложные слухи среди крестьянства в 1922 г., что скоро придут французы и власти большевиков будет конец. И даже дети его настроены лично им против Советской власти, которые также запугивают крестьянских детей, что скоро будет война, в которой потерпят поражение большевики и власть опять будет в наших руках и тогда всем поможем и т.д.

Ибраим Абдул Кадыр, рождения 1864 г., мурзак, женат, бывший крупный помещик из деревни Баим Евпаторийского района.  До революции имел 1163 десятины земли, паровую мельницу, 1000 барашек, 20 лошадей. В 1918 г. построил 3 дома, гостиницу. До революции пользовался наемным трудом в большом количестве, в 1919 г. имел рабочих 30 человек, в настоящее время 3-х рабочих. Помимо упомянутой земли (1163 дес.), пользовался вакуфной  в количестве – 2000 дес. в деревне Бутени. Будучи хатипом в 1918 г., как ярый националист выдвигался кандидатом в крымскотатарский Курултай. При власти белых в Крыму, живя в своем имении, призывал граждан идти на борьбу с большевиками. Сам активно помогает белым бороться, снабжает последних деньгами и хлебом, агитируя население следовать его примеру. С занятием Крыма советскими войсками он, учитывая  все контрреволюционные действия, пускается на хитрость, дарит стоящим в его деревне красным частям по несколько пудов муки, взамен выматывая от военкомов и командиров удостоверения, что он чувствительно и добродушно относится к Красной Армии, дабы в будущем эти удостоверения послужили доказательством его лояльности вообще к Советской власти. Надежду, однако, не терял на возврат «старого доброго времени», так как вел осторожно, открыто среди крестьян агитацию, главным образом против нарезки земли, говоря, что скоро Советской власти не станет и пользующиеся его землей крестьяне будут расстреляны.

Мансурский Асан, рождения 1886 г., женат, на иждивении 3 человека. Бывший мурзак, владел недвижимым имуществом 1200 дес. земли в деревне Кантуган Евпаторийского района. На землеустройство реагирует в настоящее время отрицательно, агитирует за неподчинение Советской власти в проводимой ею земельной политике. Ссылаясь на знакомство с Народным комиссаром Крыма, относится к крестьянству вызывающе, говоря , что скоро переворот и тогда я вас всех перевешаю. Мансурский, стремясь на должность Председателя сельсовета, всячески чернил нынешний состав сельсовета, распространяя ничем не обоснованные слухи, и до настоящего времени ведет агитацию среди крестьян, настраивая против Соввласти.

Темиров Абдул Гани Челеби, рождения 1879 г., женат, имеет иждивенцев 4 человека. Из духовного звания, владел недвижимым имуществом 160 дес. земли и сад в деревне Бурнаш Ичкинского сельсовета Феодосийского района. Пользовался наемным трудом рабочих — 30-40 чел., на землеустройство реагирует отрицательно. При власти белых в 1917 г. был организатором татарского эскадрона, который действовал против красных, собирал деньги на покупку винтовок и снабжения эскадрона в период оккупации Крыма немцами. Выдавал им красноармейские семьи и рабочих. Жестоко расправлялся, избивая и эксплуатируя последних, а также эксплуатировал ближайшее бедняцкое население, всех провинившихся в чем-либо избивал палками. В настоящее время взгляды на Советскую власть и РКП(б) крайне отрицательны, враждебные, также и по отношению законов и распоряжений. Отношения бедняков к нему в настоящее время враждебно, т.к. эти бедняки, живя на его земле, до революции беспощадно эксплуатировались им.

Сеит Али Сеит Белял, 52 лет, из духовного звания, крупный кулак. Имел 135 десятин земли, проявил себя с отрицательной стороны по отношению к крестьянству. Принимал активное участие в контрреволюционной деятельности. При немцах также принимал активное участие в свержении Советской власти. В настоящее время ведет агитации, распространяя слухи, что скоро переменится власть. Все бедняки-татары недовольны и настроены против него, за то, что он в 1918 г. некоторых избивал. В настоящее время Сеит Белял среди крестьян не пользуются никаким авторитетом, а наоборот, крестьяне враждебно против него настроены и крайне недовольны с его оставлением в данной местности.

Джемилев Аблямит, 58 лет. До революции имел 150 десятин земли. Бывший помещик, из дворянского сословия. В бытность германцев в Крыму с участием кулачества принимал активное участие в открытом преследовании советских служащих, членов Кольчуринского (так в документе — Э.С.) ревкома, вследствии их выдачи таковые были расстреляны немцами. В настоящее время явно настроен против Советской власти и, пользуясь своим положением, терроризирует население. В данное время среди крестьян популярностью не пользуется, а наоборот, последние крайне недовольны оставлением его в пределах Крыма.

Менгли Азисов, обвиняется в распространении в контрреволюционных целях ложных слухов, возбуждая массы против власти и дискредитировал ее, что предусмотрено 70 ст. УК применительно 48 ст. УК.

Изучение материалов того времени показывает, что многие крымскотатарские национальные деятели пытались смягчить классовую борьбу на местах. Будучи убежденными сторонниками равноправия, как политического, так и социального, они стремились сбавить обороты репрессивной машины. Такой позиции придерживались не только беспартийные деятели, но и отдельные национал-коммунисты. В рассматриваемом нами деле имеются служебные записки председателя Совнаркома Крыма О. Дерен-Айерлы в компетентные органы, где он пытается приостановить выселение соотечественников.

«Направляю Вам гражданина Абдулгани Темирова из дер. Бурнаш Желябовского сельсовета Феодосийского района и считаю, что его также нужно оставить в пределах Крыма. Решение об его высылке было еще в феврале 1924 г., несмотря на то, что он представил бумажку от двух красноармейцев, которые удостоверили, что во время германцев он их спасал от смерти…Кроме того, он в своей деревне еще в 1908 г. строил школу и все время до 1920 г. содержал школу за свой счет. Кроме он говорит, что его отец долго скрывал в своем доме товарища Желябова. Я думаю, что нужно выяснить все это, если все это правильно, безусловно, нужно его оставить. Он сам производит на меня впечатление в высшей степени слабохарактерного человека, потому, наверное, он не смог себя защитить, и будет большой ошибкой после выяснения всех этих фактов выселять его. Нужно выяснить».

Судьба данных лиц, скорее всего, была незавидной, как и других попавших в жернова репрессий. С проведением в жизнь политики коллективизации и раскулачивания тысячи людей с поломанными судьбами оказались за пределами Крыма, так больше и не испив сладкой воды из чистых крымских источников. Уже доподлинно известно, что репрессированному крымскому руководству, будь то Вели Ибраимов, Осман Дерен-Айерлы и другие вменялось в вину укрывательство кулаков, националистов и прочее, а все эти записки в защиту соотечественников подшивались в уголовные дела и служили доказательством их контрреволюционной деятельности.

В заключение хотелось порассуждать вот еще о чем. Еще в студенческие годы, исследуя  документы в архиве (1991-1992 гг.), я пытался понять причины восприятия крымскими татарами левых идей. На обломках советского общества мы в этот период  возрождали капитализм, и все информационное пространство было забито материалами, порицающими «развитой социализм» с его уравниловкой, тормозящей прогресс и т. д. Нам вновь грезилось светлое будущее с развитой рыночной  экономикой, изобилием, отсутствием дефицита, беззаботная жизнь, путешествия на пенсионные средства и многое другое. Существовавшее единение народа автоматически нами переносилось на события 80-летней давности и этим самым мешало всесторонне понимать происходившие процессы. С годами, когда в крымскотатарском сообществе произошло заметное имущественное расслоение, когда остро оголились экономические проблемы довольно больших групп людей, «Голос Крыма» еще несколько лет назад забил тревогу. Расслоение происходило не только в силу способностей индивида, но и безответственности работодателей, пользующихся наемным трудом и уклоняющихся от уплаты налогов за своих работников и выплаты им официальной зарплаты. Следовательно, это неблагоприятный для будущих пенсий режим работы и нищенская жизнь на старости лет. В 2006 году в Нью-Йорке я как-то разговорился с выходцем из постсоветского пространства, который рассказал о системе кредитов в США. По его словам, для капитала пример российских революций начала ХХ века был крайне поучителен. Превращать людей в люмпенов, голытьбу, холопов, батраков опасно для самого существования общества. Поэтому исправно выплачивающий государству налоги работник имеет массу предложений в получении кредитов от банков, например, на покупку дома, с рассрочкой возврата в 30-40 лет. Проживая в комфортабельных условиях, имея заработок и сытый желудок, человек думает не о революциях, а о работе и возврате кредита. Притом каждая сторона остается довольна и при своих интересах.

Историкам предстоит большая работа по исследованию проблемы раскулачивания и высылок из Крыма, а обществу впредь не допускать ошибок прошлого, помня, что ответственность несет каждая из конфликтующих сторон.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог