1884 – 25 декабря, №46
Статья И. Гаспринского, опубликованная в газете «Переводчик-Терджиман» за 1884 г.
Нередко приходится слышать мнение, что татары, и вообще тюркские племена, лишены надлежащих способностей для умственного прогресса и обречены судьбой для черной работы и пастушеской, полудикой жизни. В подтверждение этого мнения приводятся кое-какие данные и преимущественно указывается на современный образ жизни тюрко-татар и отсутствие у них великих умов и двигателей науки и знаний вообще.
Не имея места подробно говорить [об этом] и опровергать этот ошибочный взгляд, мы, решительно не соглашаясь с этим воззрением, приведем здесь кое-какие данные, указывающие, что русские мусульмане, принадлежащие в большинстве к тюркскому племени, не лишены способности к умственной деятельности и, следовательно, к прогрессу.
Было бы крайне грустно, если бы целые миллионы нашего населения не могли бы идти далее пастушества в культуре и повторения местных песен и сказок в умственной деятельности! Но, слава Аллаху, это не так.
Правда, мы во многом очень и очень отстали от других народов; несомненно, есть народы более способные, чем мы, но и мы достаточно одарены Богом, чтобы прогрессировать и развиваться умственно. Моральное, нравственное наше развитие стоит достаточно высоко. Честность, гостеприимство и добродушие тюркских народов вошло в пословицу и признается всеми путешественниками. Уважение к чужой собственности и чести развито в высшей степени. В чисто мусульманских городах нет ни воров, нет ни воровства. Известная степень нравственного развития уже показывает, что народ не лишен смысла и способностей.
Каждый народ может указать на своих ученых, гениев, поэтов, писателей и их творения, как на признаки своей умственной деятельности и способности. Кого можем указать мы? Вышел ли из среды нас какой-либо поэт, философ, писатель, ученый, осветивший хоть какую-либо отрасль знания и искусства? Или мы из века в век не пошли далее пастушества, ограбления караванов и производства арбузов и стоим на одной доске с самоедами и другими народами, не проявившими никакой умственной деятельности? Нет и тысячу раз нет, ибо тюркское племя заявило свои умственные силы и на поприще литературы, и на поприще искусств, и [в] практической жизни.
Чтобы показать умственную силу тюркского племени, ограничимся лишь указанием некоторых имен и творений, принадлежащих всецело нам.
Умственное состояние домагометанского периода жизни тюрков очень мало известно, но с принятием ислама способности этого народа выдвинули его на весьма видное место в мировой истории. Из среды тюрко-татар вышло немало знаменитых правителей, ученых и писателей. Укажем лишь на более известных деятелей ума.
Знаменитый ученый мусульманского мира, небезызвестный образованной Европе Эбу-Наср Фараби1 – тюркского происхождения.
Другая мусульманская знаменитость – Ибн Сина Али Хусейн2, известный Европе под именем Авиценны, – тоже тюрок. Древние греки могли гордиться Гиппократом-доктором и Аристотелем-философом. Тюрки еще более могут гордиться Ибн Синой – знаменитейшим врачом и философом в одно и то же время. Хотя Ибн Сина не расходится с принципами аристотелевской философии, но он не его ученик; это самостоятельный ум и ученый, получивший воспитание в Бухаре, где в его время вовсе не было известно учение Аристотеля. Медицинские познания Ибн Сины были столь обширны, что некоторые его рецепты до сих пор употребляются в медицине без изменения.
Династии Газневидов3 и Тимуридов4 всегда были окружены писателями и учеными по всем отраслям знания. Между ними было немало арабов, персов, но это, однако, не исключало чисто тюркских улемов и писателей. Не говоря о том, что один из наиболее воинственных просветителей Азии Тимурленк5, этот тюркский Александр, питал уважение к наукам и ученым; Илег Хан6, внук его, известен как ученый-астроном, написавший большое сочинение по астрономии. Этого ученого тюркского хана окружали не менее ученые тюрки: Хасан Челеби, Кази-Заде7, Али-бен-Мегмед Кушчи8 и другие. Упомянем еще одного, более или менее известного поэта и писателя тюркского племени – Али-Шира9, классика по джагатайскому наречию.
О богатстве народной поэзии и творчества тюрко-татар мы говорить не будем. Укажем лишь, что в числе писателей и поэтов более близкого нам времени, вышедших из среды тюрко-татар, есть ханы и женщины. Это показывает, что умственная литературная деятельность касалась как высших сфер, так и прекрасной половины племени. Османские турки выдвинулись в Малую Азию и Румелию10, несмотря на вечные войны и постоянные победы, все-таки не забывали науки и литературу. Из среды их также мы могли указать много писателей и ученых, но ограничимся лишь несколькими. Шейх-Шемс-Эддин Бухари11, Кара-Дауг12, Молла Хозрев, Шейх Вефа, Кара-Якуб, Тачи-Заде13, Синан-Паша14, Кази-Заде и др. суть имена османских ученых, касавшихся в своих сочинениях различных отраслей знания и наук. Обратитесь к изучению и исследованию тюркских сочинений и библиотек, и вы встретите высокополитические творения, художественные очерки и описания наряду с трудами по политике, богословию, нравственности, математике, физике, астрономии и философии. Некоторые наречия тюркских писателей небезызвестны образованной публике.
Произведения Али-Шира переведены на многие языки. Известное произведение Ак-Гисарского Годжи («Усуль-эль-Гукумфи Низам-эль-Алем») переведено на французский язык; творение Хаджи Кальфа15 («Кешф-эль-Завун»16) переведено на французский и латинский языки; сочинение «Таквим-эль Теварих»17 переведено на итальянский язык, а турецкая география («Джиган-Наме»18) переведена на латинский и позже на немецкий языки.
Сделанных выше указаний достаточно, чтобы опровергнуть мнение об умственной ограниченности и неспособности нашего народа. Мы верим, что населяющие европейскую и азиатскую Россию тюрко-татарские народы способны к умственному пробуждению и прогрессу. Бог не обидел их способностями. Нам придется не раз говорить о том, как начнется наше умственное движение и успокоение новейших наук и искусств. На этот раз закончим речь, заметив, что народ или племя может быть велик численностью, воинскими подвигами, богатством и т. п., но самое прочное благородное величие – это подвиг на поприще знаний, наук, искусств и нравственности. Имена Аристотеля, Ибн Сины, Галилея более священны, чем имена Тимурленка и Наполеона. Человек, выдумавший мельницу в древности и железную дорогу в наше время, много выше величайших завоевателей, известных истории. Итак, учиться способности имеем и будем учиться, чтобы быть полезными людьми.
Исмаил.
1 Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби / аль-Фараби (872–950) – философ, математик, теоретик музыки, ученый Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии, автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почетное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на философию и науку средневековой Западной Европы.
2 Ибн Сина, известный на Западе как Авиценна (980–1037) – средневековый персидский ученый, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Автор более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-ученый средневекового исламского мира.
3 Газневиды – династия эмиров и султанов Газны (Южный Афганистан), правившая в 961–1186 гг. Газневиды – представители тюркского племени кайи (джалаиры) – основали государство, которое занимало территории Хорасана, Афганистана, Хорезма, Бухары, Гурган, северные провинции Индии, Ирак. Основатель династии – саманидский полководец Алп-тегин. Его зять – Себук-тегин – основатель государства Газневидов. Наиболее выдающийся правитель – Махмуд Газневи.
4 Тимуриды – средневековая среднеазиатская династия, правившая на территории Мавераннахра и современных Ирана и Ирака с 1370 по 1507 год (ветвь династии правила в Бадахшане до 1585 г.). Основателем династии был знаменитый полководец Тамерлан, происходивший из тюркизированного монгольского племени барлас. Один из представителей династии Тимуридов, Захир ад-дин Бабур, в 1526 г. основал индийскую династию Великих Моголов.
5 Тамерлан, Тимур, Тимурленг (1336–1405) – среднеазиатский тюркский полководец и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Полководец, основатель империи Тимуридов (1370 г.) со столицей в Самарканде.
6 Улугбек (1394–1449) – среднеазиатский государственный деятель, правитель тюркской державы Тимуридов, сын Шахруха, внук Тамерлана. Известен как выдающийся математик, астроном, просветитель и поэт своего времени. Основал одну из важнейших обсерваторий средневековья.
7 Кази-заде ар-Руми (1364–1437) – среднеазиатский математик и астроном империи Тимуридов.
8 Али аль-Кушчи (1403–1474) – среднеазиатский математик и астроном империи Тимуридов. Ученик Улугбека, ал-Каши и Кази-заде ар-Руми. После смерти последнего руководил Самаркандской обсерваторией.
9 Алишер Навои (1441–1501) – тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана.
10 Историческое название Балкан.
11 Шамсуддин аль-Бухари (конец XIII в.) – персидский математик, астроном и философ.
12 Кара Давуд Мухаммед бин Кемал Измит (? – ум. в 1541) – османский ученый.
13 Таджизаде Джафер Челеби (? – ум. в 1515) – османский государственный деятель, поэт и писатель.
14 Синан / Абдульменнан оглу Синанеддин Юсуф / Ходжа Мимар Синан Ага (1489–1588) – один из самых известных османских архитекторов и инженеров. С 1538 г. на посту главного османского архитектора и инженера проводил строительные работы при султане Сулеймане I и его преемниках Селиме II и Мураде III. Руководил возведением гражданских сооружений – мечетей, мусульманских начальных школ, акведуков, а также укреплений, мостов и переправ в военных походах султанов. Спроектировал знаменитые бани Роксоланы и ее мавзолей.
15 Кятиб Челеби (Мустафа Абдуллах, Хаджи Халифе) (1609–1657) – османский ученый, историк и писатель. Оставил сочинения по различным областям знаний – богословию, правоведению, политике, литературе, географии, истории, библиографии.
16 «Кашф аз-зунун ан ал-асами кутуб ва’л-фунун» (Раскрытие мнений относительно названий книг и отраслей наук) представляет собой написанный на арабском библиографическо-энциклопедический труд, касающийся всей литературы мусульманского мира на арабском, персидском и турецком языках. Литературные сочинения расположены в алфавитном порядке и охватывают 14500 названий и 10000 имен авторов и комментаторов. Материалы для этого труда собирались Мустафой Абдуллахом почти 20 лет. В комментариях к произведениям отдельных авторов даются сведения о времени их написания, содержании и структуре, а также биографические сведения об авторе. «Кашф аз-зунун» высоко оценен как на Востоке, так и на Западе. Впервые это сочинение было издано в 7-ми томах в Лейпциге немецким ориенталистом Г.Флюгелем, в 1941 году переиздано в Анкаре.
17 «Таквим ат-теварих» (Упорядочение истории) – хронологический труд Мустафы Абдуллаха, составленный в 1648 г. в течение двух месяцев, в котором в хронологическом порядке изложены важнейшие события истории от сотворения мира до времени автора; особое внимание уделено истории османов, их военных походов, завоеваний, вступления на престол султанов, даты кончин знаменитых людей и т. д. Будучи представлено великому везирю Коджа Мехмед-паше, это сочинение послужило поводом присвоить Мустафе Абдуллаху звание халифа второго ранга. «Таквим ат-теварих» впервые с некоторыми приложениями был издан в 1733 г.
18 «Джихан-нюма» (Зеркало мира) – крупное географическое произведение Кятиба Челеби, написанное с привлечением работ европейских ученых. Автор произведения пытался примирить достижения европейской науки, в том числе новую систему Коперника, с кораническими представлениями о сотворении мира.
comments powered by HyperComments