Курс валют USD 0 EUR 0

Лагерная действительность

Комментариев: 0
Просмотров: 578

Не погибнуть в концлагере ей и остальным помогла судьба, а прежде всего молодость — впереди столько хорошего, и его надо прожить.

Глоба Мария Андреевна, 1921 года рождения, город Керчь

«Эвакуироваться в тыл я не смогла из-за престарелых родственников, не решилась их бросить. На оккупированной немцами территории не работала до августа 1942 года. Биржа труда присылала повестку о явке. Занималась восстановлением местного мола — пристани.

11 сентября 1943 года меня, сестру Евдокию и еще 12 девушек арестовало СД за то, что мы переписывали советские песни и песни против немцев. Предала нас Сушко Валентина. Следствие велось 11 дней. Допрашивал следователь по фамилии Лось. Приговор для всех 14-ти – тюремное заключение до окончания войны.

16 сентября 1943 года нас всех перебросили в город Алешки в штрафлагерь. В ноябре 1943 года — в город Николаев на 15 дней.

15 ноября 1943 года мы были вывезены в Германию, в город Равенсбрюк. В концлагерь «Равенсбрюк» поместили меня, мою сестру Евдокию и Неонилу Чернявскую. Остальных девушек отправили на работу на фабрики.

В Равенсбрюке содержалось 106000 женщин. Когда нас привезли в концлагерь, первым делом отобрали все вещи, потом выбрили нас наголо, каждой дали номер и красный треугольник с буквой «R».

2 месяца мы находились на карантине, то есть в деревянных бараках. Здесь нас знакомили с лагерной жизнью. Утром – подъем по сирене в 4 часа 30 минут, одеваемся, умываемся, убираем нары; завтрак – стакан кофе без хлеба, потом идем на проверку. Простаиваем на проверке часами – пока не насчитают весь лагерь (в каждом ряду стояло 10 человек).

Были случаи, когда на проверку не выходили 1 – 2 человека. Было очень много больных на голову.

После проверки возвращались в барак в ожидании обеда – первые 2 месяца (карантинный период). Обед – пол-литра супа, который невозможно есть, вдобавок без соли, или брюква в полусыром виде, 4 – 5 картошек в мундире.

Многие болели цингой.

4 часа дня – 200 граммов хлеба, и вечером – снова кофе. Вот и все меню.

Главной в бараке была одна женщина, раздававшая еду. За малейшую провинность она имела право бить до тех пор, пока не появится кровь.

На работе нас охраняли немки в военной форме. Работать приходилось в швейных мастерских, где мы шили одежду для заключенных, при кухне…

В конце апреля 1945 года нас – около 5000 заключенных женщин – немцы погнали в сторону Гамбурга. Мы делали небольшие остановки в пути на 10 минут. Потом нас снова поднимали и гнали дальше.

У деревни Вистау нас загнали в обрыв якобы до утра.

Было темно. Группами мы стали убегать в лес. В лесу мы пробыли ночь.

К вечеру следующего дня, то есть 30 апреля 1945 года, мы были освобождены Красной Армией».

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог