Курс валют USD 0 EUR 0

Новые документы о деятельности учительской семинарии имени И. Гаспринского

Комментариев: 0
Просмотров: 565

Ленара ЧУБУКЧИЕВА, старший научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар ГБУ РК БИКАМЗ (Бахчисарай)

 

Начало XX века в Крыму ознаменовалось реформированием системы национального образования. В это время стали открываться учебные заведения по подготовке преподавательского состава для школ. Так, в ноябре 1917 г. в Бахчисарае была создана дарульмуаллимин — учительская семинария имени И. Гаспринского для юношей, а в январе 1918 г. в Симферополе — дарульмуаллимат для девушек. На сегодняшний день в современных исследованиях почти ничего не сказано об этих семинариях. В работах отечественных и зарубежных ученых вскользь упоминается об открытии и существовании дарульмуаллимата имени И.Гаспринского. Благодаря сохранившемуся Уставу учительских семинарий, официальной переписке и докладным запискам, нам удалось изучить деятельность учебных заведений.

Таким образом, выяснилось, что татарская  учительская семинария (дарульмуаллимин) являлась  средним учебным заведением, целью деятельности которой была подготовка кадров национальных мектебов (школ) начальной и средней ступеней. Курс обучения в семинарии составлял четыре года, два из них  считались подготовительными или начальными. Дарульмуаллиматы находились   в   ведении Национальной Директории, содержались на средства, отпускаемые   Национальной   Директорией, а также на пособия от Краевого Правительства, земских и городских самоуправлений. При семинарии существовал пансион, кроме того, ученики могли посещать занятия, не проживая в нем. Обучение было бесплатным, средства взимались только за проживание. В семинарии имелась библиотека, а также специальные кабинеты для практических занятий по физике, географии и другим предметам.

При дарульмуаллимате состоял Попечительский Совет, курировавший хозяйственную часть. Учебно-воспитательными проблемами занимался Педагогический Совет. В состав Попечительского Совета входили: директор, почетные попечители, избираемые сроком на один год, два представителя Педагогического совета, представители учреждений, оказывавших учебному заведению материальную помощь. Попечительский Совет выбирал из своей среды председателя, товарища председателя, секретаря и казначея. В обязанности Попечительского совета входило обеспечение учащихся и педагогического состава необходимыми учебниками и условиями для обучения (едой, одеждой), организация целевого использования и распределения денежных средств.

Педагогический Совет подчинялся директору семинарии, в его состав входил весь преподавательский персонал. Педагогический Совет утверждал прием и перевод воспитанников из класса в класс или повторное обучение, отчисление за неуспеваемость, плохое поведение, назначение наград, выдачу аттестатов. Кроме этого, Педагогический Совет разрабатывал учебные планы, программы, расписание, выбирал учебники, одобренные Дирекцией Народного просвещения.

Преподавательский состав семинарии состоял из директора, помощника директора, учителей, врача, письмоводителя, эконома и двух надзирателей для пансиона. Директор, помощник директора, преподаватели научных предметов избирались из лиц, имеющих высшее или специально-педагогическое образование.

Учебная программа учительской семинарии охватывала такие дисциплины: вероучение, педагогика, татарский язык, национальная история, всеобщая история, математика, физика, естествоведение, география, гигиена, русский язык, один из иностранных языков, рисование и чистописание, пение, музыка, гимнастика, ручной труд. Овладев знаниями, ученики старших классов под руководством преподавателей вели практические занятия в начальной школе семинарии. Предусматривалось и время для отдыха, выходными днями считались пятница, дни мусульманских праздников, а также летние и зимние каникулы, устанавливаемые Дирекцией Народного Просвещения. В рассматриваемый период вопросы просвещения были актуальны и для женской половины мусульманского общества. Нередко крымские татарки являлись инициаторами создания женских школ. Одним из примеров активной жизненной позиции мусульманок может служить ходатайство, направленное Крымским областным мусульманским женским комитетом 3 декабря 1917 г. в Таврическую губернскую земскую управу. Авторы ходатайства просили для устраиваемой в г.Симферополе татарской женской учительской семинарии-интерната для 40 девиц 40 кроватей с матрацами и полное оборудование для столовой. Председатель Крымского центрального женского комитета И. Токтарова полагала, что ввиду упразднения городских лазаретов, в распоряжении земской управы есть необходимые предметы для оборудования семинарии-интерната. Сведения о данной семинарии отражены в личном архиве Ш.Гаспринской. Она отмечала, что в 1917 году А. Исхакова возглавляла работу в школе-пансионе (интернате) среднего уровня. Подтверждением записей Ш.Гаспринской служат материалы, сохранившиеся в фондах Государственного архива РК. Так, например, в докладной записке дирекции народного просвещения отмечалось, что в 1918 г. в их ведомстве находилась, наряду с другими учебными учреждениями, женская учительская семинария №3 им. И. Гаспринского в Симферополе. Кроме того, при семинарии была открыта школа практики и учрежден пансион с воспитательницами-надзирательницами. Полный учебный курс женской учительской семинарии, кроме подготовительных классов, составлял 4 года. Учебная программа данной семинарии была схожа с программой средних учебных заведений: вероучение, арифметика, татарский язык, природоведение, история, география, русский язык, немецкий язык, рукоделие, музыка, чистописание, рисование. Также в учебную программу входили занятия «с ведением специальных отраслей, имеющих отношение к материнству, и других обязанностей, как в семье, так и в обществе». Анализируя учебные программы семинарий, становится очевидным их сходство и незначительная разница в прикладных дисциплинах.

В личном фонде Ш.Гаспринской сохранилась смета расходов Симферопольской женской татарской учительской семинарии. В ней указан личный преподавательский состав, наличие врача, письмоводителя, классных надзирательниц, а также расписаны хозяйственные нужды.

Содержание преподавательского состава и расходы на хозяйственные нужды так же, как и в мужской семинарии, осуществлялись Дирекцией Народного Просвещения. Плата за обучение составляла 150 руб. в год. Эта сумма использовалась для приобретения оборудования, учебных пособий и принадлежностей.

О популярности данной школы говорит количество учениц, которое увеличивалось с каждым учебным годом. Так, в 1919 г. в обращении попечительного совета в лице И.Токтаровой в губернскую земскую управу говорится о необходимости выделения подходящего здания для татарской женской учительской семинарии. Постоянно увеличивалась численность воспитанниц: так, например, на два класса приходилось 72 ученицы. В будущем планировалось большее число учениц, но отсутствие подходящего здания и материальных средств затрудняли деятельность женской учительской школы. Просьба попечительского совета об отводе в г. Симферополе помещения размером в 18-20 комнат была отклонена из-за отсутствия подходящего здания. Говоря о деятельности данного учебного заведения, невозможно не упомянуть имена женщин, которые организовали и наладили учебный процесс в семинарии. Долгое время в истории бытовало мнение, что руководителем семинарии была Ш.Гаспринская. Подобную версию встречаем в библиографическом словаре профессора Д.Урсу, где сказано: «Крымскотатарской Директорией Шефика Гаспринская была назначена заведующей женской семинарией имени И. Гаспринского». В работе Н.Аблемитоглу говорится о назначении Ш.Гаспринской (9 июня 1918 г.) заведующей симферопольского дарульмуаллимата. В то время как О.Хатиф в своей работе утверждал, что директором семинарии была И.Токтарова. Скорее всего, Ш.Гаспринская непродолжительное время руководила семинарией, затем на посту заведующей ее сменила И.Токтарова. Ее частая переписка с органами власти лишний раз тому подтверждение.

С окончанием Гражданской войны и установлением в Крыму советской власти, произошли перемены и в системе народного образования крымских татар. В этот период была дестабилизирована система начального и среднего образования. С 1920 — 1921 учебного года в Крыму был создан единый тип семилетней школы с двумя ступенями: 1-я ступень — 1 — 4 классы, 2-я ступень – 5 — 7 классы. Общее количество школ первой ступени в 1921 г. достигало 1159, второй — 82. В 1922 г. близ Симферополя, в с. Тотайкой (ныне с. Ферсманово) были открыты Крымские татарские педагогические курсы, которые в 1923 г. были преобразованы  в  Крымский татарский педагогический техникум. В педагогическом техникуме обучались как юноши, так и девушки. При кажущемся благополучии развития системы начального образования, в это же время наблюдался регресс народного образования крымских татар. Так, например, если из общего количества начальных школ в 1914 г. 68 были татарскими, то в первые годы советской власти по 1923 год включительно функционировало всего 20 школ для крымских татар. С приходом советской власти крымскотатарское образование было вверено татарскому подотделу Крымнаробраза. Но несмотря на это, весь учебный процесс контролировался новой властью. Крымское правительство стремилось создавать  всякого  рода  профессиональные технические, медицинские специальные школы, а также развивать внешкольное и дошкольное образование. Появились интернациональные светские школы, в которых, несмотря на применение в учебном процессе родного языка, они все-таки были унифицированы с помощью единых учебных программ и всего учебного процесса в целом, без учета национальности и конфессиональной принадлежности учеников. В итоге со временем национальная система образования была утрачена.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог