Курс валют USD 0 EUR 0

Наше историческое наследие

Комментариев: 0
Просмотров: 587

Увидел свет III том полного собрания сочинений Исмаила Гаспринского, подготовленный и изданный Крымским научным центром Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. В сборник вошли очерки, статьи и редакционные заметки, опубликованные им в 180 номерах газеты «Терджиман» за 1887-1890 гг., а также малоизвестные публикации: труды, впервые транслитерированные и переведенные на русский язык.

В сегодняшней подборке мы предлагаем нашим читателям материалы, крайне актуальные в нынешнее время. Проблемы, стоявшие перед народом 130 лет назад, вновь на горизонте общественно-политической жизни и социально-экономических отношений.

 

Земля – золото

Впервые опубликовано в газете «Переводчик-Терджиман» в 1887 году, 23 ноября, №35, без подписи.

Земля дороже золота; она родит его. Благородное золото извлекается из недр черной земли. Мало того: земля — мать наша. Мы созданы из земли; живем ее плодами, умирая, возвращаемся к ней. Вода, хлеб, жилье — все из земли. Если мы любим матерей, то должны любить и землю; она величайший дар Творца; величайшая книга Его бытия и величия! Смотрите — черная земля дает нам белый хлеб и белоснежное пшено; она же извергает из глубины своей хрустальные струи живительной влаги, растит великолепные дубравы, прелестные плоды и все необходимые для человека растения. Не будь земли — что было бы с нами, людьми?

Каждый из нас понимает великое значение земли для человека. Но я не понимаю следующее: почему многие люди бросают, продают, проматывают свои земли или не стараются приобрести себе кусочек ее, чтобы иметь пристанище среди невзгод житейского моря?

Нельзя не сожалеть, что есть еще миллионы мусульман, кои не знают цены земли и бродят по ней, нигде не осаживаясь прочно, как, например, киргизы, туркмены, или распродают и остаются в положении рыбы без воды, как то делают, например, башкиры и сделали многие крымские мусульмане. Несчастные! Они не понимают, что человек без земли уже почти не человек, ибо и другие животные живут на земле, не имея своей земли и постоянного своего угла.

Вне земли нет жизни. Только на земле создаются прочные жилища, соседства, ремесла, торговля, учение и вообще цивилизация. Как человек, так и народ, не любящий землю, не имеющий ее, не имеет будущности. Только земля и уменье пользоваться ее дарами дают прочную силу и положение человеку и народу. Ни одно богатство так не прочно, как богатство землей; все ученые, все пророки вышли из среды оседлых народов. Все искусства и ремесла созданы и развиваются лишь этими народами. Кочевые племена никогда не могли создать прочного общества или общежития. Вот почему каждый благоразумный человек должен любить землю, начало всех благ, и ставить каждую горсть ее выше всего на свете. Вот почему мы горячо советуем всем, до кого дойдут наши слова: старайтесь осесть на земле и обрабатывать ее, имеете землю — храните ее, как зеницу ока; не имеете — старайтесь приобрести, чтобы у вас был свой угол, свой клочок земли, который при умении и труде даст вам и средства, и жизнь, и уважение других людей. Спаси вас Бог — обольщаться деньгами и продавать земли. Продать легко, но купить, возвратить очень трудно. Имея землю и здоровье — не особенно важно, например, потерять деньги, но потерять землю — значит потерять все, ибо деньги и все прочее родит земля и здоровье человека. Помните, что земля не только золото, но она много дороже золота. Не любить землю — значит не любить мать и благодетеля. Продавать ее — значит изменять кормилице и закрывать глаза перед милостями Творца.

 

Шиизм и суннизм

Впервые опубликовано в газете «Переводчик-Терджиман» в 1889 году, 31 января, №4, без подписи.

 

Взаимная ненависть и борьба шиитов и суннитов нанесли могуществу и развитию ислама больший вред, чем все прочие политические потрясения. Всякая другая борьба ограничивалась базаром или границами племен, борьба же шиизма с суннизмом проникала, кроме того, в семьи, в литературу, училища и колыбельные песни! Какое печальное явление! Известно, что османские турки дрались на берегах Евфрата с большим ожесточением, чем на берегах Дуная; известно, что среднеазиатские тюрки мало помышляли о безверном Китае, мало заботясь о родственных кашгарцах, подчиненных Китаю, вели ожесточенные войны с Персией, желая уничтожить шиизм. Персия ничем не могшая проявить себя в течение пяти, шести столетий, если исключить краткие блестящие периоды Шах Аббаса1 и Шах Надира2, смогла защитить себя против напора суннитов с запада и с востока. Значит, была сила, была крепость, но, увы, она потрачена на бесплодную междоусобицу не только последователей Корана, но людей родных друг другу по крови, языку, обычаям и отечеству! Не печально ли это?

Мрачная история бывших мелких ханств Закавказского края вся исписана кровью суннитов и шиитов, павших в борьбе из-за исторического недоразумения и слепой, беспричинной вражды.

В настоящее время, слава Богу, вражда эта уже не может проявляться в былой дикой и кровавой форме: у Турции и Персии есть заботы и дела более существенные, а закавказские и среднеазиатские ханства превратились в мирные русские области, но, увы, глухая, скрытая вражда и презрение продолжают питать сердца суннитов и шиитов, отравляя и умаляя жизнь и силы сторон. В настоящее время, когда по ходу мировых событий сунниты и шииты находятся в постоянном соприкосновении с различными народами, когда все народы, как твари одного и того же Творца, протягивают друг другу руки, как братья, сунниты и шииты продолжают питать взаимное презрение, предпочитая друг другу чужестранца и иноверца! Спрашиваем каждого благомыслящего шиита и суннита; какая цель, какая польза от этой вражды, если вражда когда-либо приносила пользу? Что выиграли Персия, Турция, Бухара и другие земли, участвовавшие в борьбе шиизма и суннизма, погубив миллионы мусульман и потратив, разорив миллиарды состояний? Мы не видим иного результата, как только общее бессилие, падение материальное и нравственное.

Прошлое — прошло; оно принадлежит истории; надо думать о настоящем и будущем и извлечь из прошлого лишь единственную пользу, которую оно еще может дать, — назидание, назидание целого моря крови и миллионов замученных, загубленных мусульман.

Закавказские татары-азербайджанцы частью сунниты, частью шииты. Земли, прилегающие к границам Персии и когда-то принадлежавшие ей, населены преимущественно татарами-шиитами; земли, прилегающие к Дагестану или находившиеся под влиянием Турции, населены татарами-суннитами. Хотя, слава Богу, под умиротворяющим господством России былая острая вражда уже позабыта, но было бы желательно, чтобы исчезли последние шероховатости и апатии, существующие между закавказскими мусульманами. В деле веры и совести — Аллах судья; к чему людям из-за разности убеждения чуждаться, а тем паче презирать друг друга? Пора понять, что взаимность и доверие дают силу и покой даже совершенно чуждым друг другу народам; тем более было бы обоюдной пользой, если бы сунниты и шииты азербайджанского народа искренне подали друг другу руку братства и искренней взаимности для совместного труда на поприще грядущего просвещения и цивилизации.

Утешаем себя надеждой, что благомыслящие беки и улемы Закавказья будут по мере сил служить распространению мира и любви в сердцах младших, темных братьев; надежда наша тем сильнее, что мы имеем друзей из беков и улемов, разделяющих наше воззрение, и с радостью видим, что прекрасные отношения религиозных глав закавказских мусульман г<оспод> муфтия и шейх-уль-исляма будут сильно способствовать любви и миру, о коем мы беседуем.

 

  1. …блестящие периоды Шах Аббаса… — Аббас I, по прозванию Великий (1571 – 1629) – седьмой повелитель Персии из династии Сефидов. Отвоевал те области, которые в правление его ближайших предшественников были завоеваны на западе турками и на северо-востоке узбеками. Отличался энергичной реформаторской деятельностью, преобразовал устройство страны, превратив ее в абсолютную монархию.
  2. …и Шах Надира… — Надир-шах Афшар (1688 – 1747) – с 1736 г. шах Ирана из племен афшар. Предпринял успешные походы против захвативших ряд областей Ирана турок и афганцев. Его завоевательные войны привели к созданию обширной империи, в которую, кроме Ирана, были включены (в качестве провинций или вассальных территорий) Армения, Азербайджан, Грузия, Дагестан, Афганистан, Белуджистан, Хивинское и Бухарское ханства, Дели.

 

Представьте себе человека, который уснул бы 300-400 лет назад и проснулся теперь <…>

Впервые опубликовано в газете «Переводчик-Терджиман» в 1890 году, 22 января, №3, без подписи.

 

Представьте себе человека, который уснул бы 300-400 лет назад и проснулся теперь: он не узнал бы свет! Он увидел бы пароходы, броненосные суда, телеграф, железные дороги, магазинные ружья, бьющие на 3000 шагов, стальные, нарезные пушки, бьющие на 74 верст, не сотни и тысячи воинов, а миллионы; он увидел бы целые народы, вооруженные с ног до головы; он увидел бы целые народы, день и ночь работающие на чудовищно-больших фабриках при помощи различных машин, приводимых в движение огнем, водой, ветром, электричеством и сжатым воздухом; он увидел бы горы золота и денег, принадлежащих купцам, и такие богатства, о коих не мечтали в древности даже короли! Он увидел бы, что многие великие народы и царства его времени пали и появились новые, неведомые ему; что отношения людей и народов изменились.

Словом, этот человек был бы поражен переменой жизни, труда, производств и распределения мировых сил и отношений. Но что всего хуже, он увидел бы, что на его медные гроши едва-едва можно купить хлеба, что его мастерство и искусство не может дать существования, что он не умеет ни работать, ни примениться к новой жизни и к новым людям: он их, а они его не понимают!

Почти в таком же положении находится ныне не один человек, а сотни миллионов людей Азии и Африки. Теперь они проснулись или, вернее, их разбудили народы Европы, нагрянув в их сонные царства и страны, вооруженные искусством, знанием, богатством, усовершенствованным оружием, чудовищными орудиями, броненосцами, протягивая повсюду, куда сами проникают, железные дороги и телеграф, по которым европейский гул и шум, бьющая ключом жизнь разносится во все сонные царства и страны, пробуждая и пугая заспавшиеся народы. Но пробудители не любят терять время; пока спавшие протирали глаза, не понимая, что творится кругом, англичане, французы, немцы, голландцы и другие захватили в свои руки очень много богатейших земель со всеми спавшими и пробудившимися людьми. И что же мы теперь видим? Все моря и дороги, все базары и рынки, все деньги и богатства перешли в руки френгов! Куда ни посмотришь, повсюду европейские товары и изделия, так что проспавшим народам осталась одна черная, неблагодарная работа!

Иначе и быть не могло: один разбойничий корабль мог захватить громадный спящий остров, равный по величине европейскому государству; одна-две тысячи европейских солдат могли покорить многомиллионное государство, компания купцов захватила всю Индию и 200 миллионов народа и т. д. Точно так же множество мусульманских земель и островов попало в руки френгов. Мусульмане были удивлены всем произошедшим, наивно думая, что они могут спать, лежать, не работать, не учиться, не думать, а ангелы небесные охранят и накормят их! Они упустили из виду, что Аллах приказал работать и домогаться и не отказывает никому из людей, своих тварей, несмотря на его верования, цвет кожи и форму одежды.

Обращаясь к положению русских мусульман, должно сказать, что мы все еще продолжаем сладкую дремоту: князья в гаремах и кунацских, ремесленники и торговцы в своих лавках, проповедники на своих кафедрах, учителя и годжи в мектебах, садоводы под деревом, работники в поле — все дремлют, и я не знаю, когда наконец мы проснемся и бодро пойдем вперед. Я хочу сказать, что мы не знаем думать, работать, производить, торговать, сеять, собирать и учить, как то знают европейцы и русские, научившиеся у них.

Железная дорога, пароход и телеграф проникли во все мусульманские области. Сказав большое спасибо, мы должны взяться за ум и выучиться всему тому, что знают опередившие нас народы, иначе ни наша работа, ни наши товары, ни наши земли и сады не дадут нам достаточных доходов, и мы останемся буквально под ногами. Не хотите этого — проснитесь; посмотрите, что и как делается кругом, и сообразите, что нужно делать.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог