Курс валют USD 0 EUR 0

Не так ли?

Комментариев: 0
Просмотров: 474

Впервые опубликовано в газете «Переводчик-Терджиман» в 1888 году, 25 сентября, №32, без подписи.

 

Ни в одной из татарских орд мурзачество, или татарский аристократизм не достиг столь широкого развития, не приобрел столь большого влияния на судьбы племени, как в Крыму. Крымские мурзы были вожаками, приведшими татар в Крым, были устроителями ханства, были военачальниками, водившими крымцев на Волгу, за Днепр и за Дунай; были противовесом неограниченной, часто дикой ханской власти, корпоративно защищая народ от притеснений внутри и посягательств извне. Это они, собравшись на совете-курултае, властно решали смещение неспособного хана или направляли стремительный поток крымских наездников в набег, одновременно тревоживший властный тогда Стамбул, коварную Вену, веселую Варшаву и дремавшую Москву! Мурзаки составили цемент, укреплявший вольнолюбивых татар воедино; они были душой его воинских подвигов. Власть и влияние мурзы были сильнее влияния улемы. Бей Ширинский значил более, чем ханский или стамбульский муфтий, ибо мурзы были продуктом народной жизни и склада. Они вышли, выдвинулись из среды народа как способнейшие, даровитейшие его представители и предводители. Мурзы не были обязаны своим происхождением и влиянием ханам, как, например, другое сословие «Капу-Халки» (люди дверей, двора). Мурзы имели свое происхождение в отдаленной народной истории, благородство же обрели в своих воинских и гражданских подвигах.

Смуты и бедствия крымцев всегда совпадают с ослаблением силы мурзачества. Они часто охраняли народ от слишком тяжелых притязаний теократии и корыстных притязаний стамбульской интриги или ее ставленников. Сила и могущество мурзачества в истории Крыма означали успокоение умов и охрану интересов крымского племени.

Множество ханских ярлыков и грамот, сохранившихся до нашего времени, говорят о пожаловании тому или другому мурзе пенсии, угодий и прочего, но нет ни одной грамоты, которая жаловала бы кого-либо из простых смертных в «мурзы».

Мурзу, как аристократа, как привилегированное лицо, никто не производил. Он родился вместе с народом; живет и умирает вместе с ним. И народ чтил и чтит мурз как благородных и лучших сынов своих, поставленных выше других всей историей и народной жизнью. Таково происхождение благородного сословия мурз.

(Продолжение будет).

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог