Курс валют USD 0 EUR 0

Этнографическая экспедиция 1925 года

Комментариев: 0
Просмотров: 915

Участники этнографической экспедиции 1925 года. Фото из книги «Собрание сочинений У. Боданинского», т.2

 

К середине 1920-х годов экономическая и социальная ситуация в Крыму только начинала налаживаться после всех потрясений, пережитых полуостровом за годы гражданской войны, и страшного голода, опустошившего край на рубеже 1921 — 1922 гг. Постепенно оживала  и культурная жизнь молодой крымской республики, одним из центров которой стал Государственный дворец-музей татарской культуры в Бахчисарае.

Музей, основанный во дворце крымских ханов в 1917 году по решению Крымского временного мусульманского революционного комитета, в 1920-е годы становится важным научным центром, координирующим археологическое и этнографическое изучение исторического наследия крымских татар, а также развитие краеведческих исследований на полуострове.

Новогодние планы

31 декабря 1924 года основатель и первый директор музея Усеин Боданинский сделал в дневнике дворца запись о научных планах учреждения на новый 1925 год. «Сегодня составил программу съезда по изучению татарской культуры, созываемого в Бахчисарае в конце мая, начале июня 1925 г.», — записал У.Боданинский. После краткого перечисления тем докладов, он перешел к следующей важной части — планируемой на лето того же года научной экспедиции по Крыму.

«В Крыму до сих пор очень мало сделано в отношении изучения материальной культуры татар, — писал Боданинский. — Во времена старого буржуазного режима из центров время от времени посылались экспедиции и отдельные ученые, которые собирали и увозили из пределов Крыма предметы народного творчества и быта. Только с Октябрьской революцией 1917 года в Крыму организовался центр собирания и изучения памятников татарской материальной культуры — Бахчисарайский музей; но здесь исторические и этнографические коллекции не представлены еще в исчерпывающем виде. Необходимо этот пробел пополнить, собрав на всей КрССР историко-этнографический материал, который на наших глазах очень быстро исчезает. Если мы пропустим еще несколько лет, то весь этот богатейший материал погибнет для истории. Наряду с этим нужно собрать и записать памятники татарского народного эпоса и музыки. Старых людей, помнящих по устному преданию народное творчество, осталось очень мало, местами их совсем нет».

По плану, составленному У.Боданинским, работа экспедиции была рассчитана на 45 дней. Выехав из Симферополя, ее участники должны были проехать Евпаторию, целый ряд степных татарских сел, таких как Кырк-Чолпан, Кара-Найман, Ак-Монай и др., посетить Старый Крым, Феодосию, затем такие южнобережные села, как Ай-Серез, Шелен, Арпат, Ускут. После чего через Карасубазар, Аргын, Джафер-Берды, Эски-Сарай, Карач, Улаклы прибыть в Бахчисарай.

План Боданинского предусматривал, что среди членов экспедиции должны быть археолог, историк культуры, языковед, этнограф, музыкант, художник-фотограф, несколько молодых практикантов при музее, а также технический персонал — топограф, чертежник и мастер по раскопкам.

Кружок краеведов

Работа У.Боданинского в начале 1925 года не исчерпывалась только текущими делами музея и подготовкой к масштабным проектам — научному съезду и этнографической экспедиции. Уже 26 января в помещении Бахчисарайского музея состоялось собрание Краеведческого кружка. Усеин Боданинский выступил перед его участниками с программным докладом «Краеведение в Крыму». Участники собрания обсудили программу краеведческой работы и выбрали секции кружка. Было решено проводить собрания кружка еженедельно, по понедельникам в 6 часов вечера, привлекая к работе учащуюся молодежь, женщин и сельских учителей. С этого времени сообщения о собраниях кружка краеведов регулярно появляются в дневниках музея.

Экспедиция

Жизнь вносит в планы людей свои коррективы. Вместо научного съезда в июне 1925 года У. Боданинскому при поддержке КрымЦИКа и СНК КАССР удалось организовать научную экспедицию по изучению золотоордынских археологических памятников в Старом Крыму. Участие в ней приняли такие известные ученые-археологи, как И. Бороздин, А. Башкиров, П. Голландский и соратник У.Боданинского по Бахчисарайскому музею Осман Акчокраклы. Археологические работы в городе продолжились в 1926 году и дали много интересного научного материала.

Что же касается этнографической экспедиции, то она состоялась в период с 25 июля по 10 сентября. Экспедиция объехала весь Крым, за исключением Керченского полуострова и Ялтинского и Алуштинского регионов, посетив на своем пути 55 населенных пунктов. В ее состав вошли известный крымскотатарский историк Осман Акчокраклы (в его задачи входила запись фольклора, сбор рукописных документов, эпиграфических памятников), молодой композитор Асан Рефатов, который вел нотную запись образцов народной музыки, и сам У.Боданинский, занимавшийся зарисовками и осуществлявший общее руководство экспедицией, сбором этнографического материала.

Кроме того, участие в экспедиции принимали практиканты — студент Восточного отделения Крымского университета Аббас Хильми отвечал за фотографирование, другой студент Саффет Абдуль-Рагим помогал О.Акчокраклы в записи памятников народного эпоса. Молодой художник и музыкант Решид Челебиев вместе с Асаном Рефатовым записывал тексты музыкальных образцов и участвовал в работе по графической фиксации выявленных памятников.

В каждом населенном пункте, который посещала экспедиция, ее участники рассказывали местным жителям о своей деятельности, читали импровизированные доклады. «В наиболее глухих и оторванных от культурной жизни деревнях Евпаторийского района экспедиция своим появлением вносила необычное оживление в тихую однообразную жизнь крестьян: вокруг каждой работающей группы образовывалась большая толпа — как бы кружки содействия, причем знатоки народной музыки, народные поэты, певцы собирались вокруг А.Рефатова, народные сказители, старцы, живые историки деревни, сосредотачивались вокруг О.Акчокраклы и т. д. Но особенно кипучая, активная атмосфера для работы создавалась там, где бывали ячейки пионеров или комсомола. Молодежь вносила особую бодрость, энергию и активное веселье в нашу работу, помогая нам во всем: и в работе, и в поисках необходимого материала и людей», — писал У.Боданинский в своем очерке «Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму».

В селах Семен (Евпаторийский район) и Тюп-Кенегез (Джанкойский район) участники экспедиции встретили двух народных поэтов-сказителей — Сеид-Мамбет-Акая и Курт-Мамбет-Акая. Эти глубокие старики с феноменальной памятью знали наизусть такие произведения народного эпоса, как «Эдиге» и «Чора-батыр». Почти во всех деревнях А.Рефатов давал импровизированные концерты. «Часто эти концерты устраивались по предложению самих крестьян. Тогда экспедиция ставила условие: за каждый образец, сыгранный Рефатовым, деревенские певцы обязывались петь для записи по нескольку неизвестных собирателю музыкальных образцов», — вспоминал У.Боданинский.

Описывая  результаты экспедиции, У. Боданинский сообщал о том, что в ее ходе было собрано 400 различных тамг, записано 300 образцов крымскотатарской народной литературы и 200 народных песен, собрано до 150 этнографических предметов и 50 рукописей и рукописных книг. На основании собранного материала А.Рефатовым был подготовлен доклад  «Музыка крымских татар».

Собранные экспедицией тамги были систематизированы и описаны в научном плане О.Акчокраклы. Им же был подготовлен доклад об обнаруженном в ходе экспедиции историко-литературном памятнике — поэме Джан Мухамеда о походе Тугай-бея на помощь Б.Хмельницкому. Впоследствии вместе с А.Рефатовым он подготовил либретто первой крымскотатарской оперы «Чора-батыр».

Результаты работы экспедиции были представлены общественности 24 января 1926 года. В этот день в Рабочем клубе в Бахчисарае состоялось собрание, на котором присутствовало свыше 250 человек. С докладом выступил У.Боданинский, содокладчиком был О.Акчокраклы.

«Доклад был выслушан переполненной аудиторией с большим интересом и длился 4 часа. Было задано множество вопросов. Доклад был иллюстрирован собранными экспедицией образцами татарской народной музыки», — писал У.Боданинский в дневнике музея. Участники собрания приняли резолюцию, в которой выразили надежду на продолжение работы экспедиции и издание собранного ею научного материала.

Преемственность

Этнографическая экспедиция 1925 года внесла большой вклад в развитие изучения культуры и истории крымских татар. Однако у подвижников крымскотатарской научной мысли оставалось не так много времени для развития своей деятельности. В скором времени со своего поста был снят и казнен председатель КрымЦИКа Вели Ибраимов, поддерживавший деятельность ученых (в период руководства В.Ибраимова Бахчисарайский дворец-музей посещал даже председатель Советского правительства А. Рыков). Уже в 1930-е годы, на волне набиравших ход политических репрессий, У. Боданинский и О. Акчокраклы были вынуждены оставить научную деятельность. В апреле 1938 года они оба были расстреляны в симферопольской тюрьме. Осенью того же года от пули палача погиб и А.Рефатов.

Но сделанный ими вклад в науку продолжает сохранять свое значение. Сегодня их работы переиздаются и интерес к их наследию растет. В 2007 — 2008 гг. по инициативе Крымскотатарского музея искусств (нынешний Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия) был предпринят целый ряд экспедиций по изучению памятников крымскотатарской старины в регионах Крыма и записей воспоминаний старожилов. В ходе их,  историки и этнографы, в числе которых были и (к сожалению уже ныне покойные) Ибраим Абдуллаев и Энвер Озенбашлы, опирались на результаты экспедиции 1925 года.

Сегодня продолжаются археологические раскопки в Старом Крыму, в городе организуется археологический музей, Крымским научным центром Института истории АН РТ им.Ш.Марджани издается Свод памятников культуры и архитектуры крымских татар, а значит дело, начало которому положили Усеин Боданинский и Осман Акчокраклы, продолжает жить…

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог