Курс валют USD 0 EUR 0

Дети о родителях

Комментариев: 0
Просмотров: 722

Родителей не выбирают. Каким (какой) надо быть, чтобы твой ребенок знал тебя не как «злого и сварливого», а как доброго и заботливого, готового жертвовать собой, чтобы защитить свое чадо от всех бед и несчастий?

Героиня одного из этих рассказов-допросов возненавидела своего отца за то, что продал ее, собственную дочь, в немецкое рабство…

Моторная Лидия Константиновна, 1924 года рождения, уроженка деревни Аджи-Кеч Октябрьского района Крыма.

Вопрос: Кого из советских граждан вы знаете как изменников Родины, предателей и пособников?

Ответ: Из изменников могу назвать своего отца Моторного Константина Архиповича. Он работал при немцах старостой. Был впоследствии осужден и умер в заключении.

Из показаний односельчан:

Дорохов Василий Николаевич

«В июне 1942 года Моторная Лидия была вывезена в Германию по желанию ее отца. Выслуживаясь перед немцами, он отправил свою дочь Лидию помимо ее воли. Потом он получал от немцев за дочь по 250 рублей ежемесячно».

 

Старченко Дмитрий Антонович, 1928 года рождения, г. Симферополь

Вопрос: Находились ли вы в лагерях союзных войск?

Ответ: В Германии я находился на нефтяных промыслах в деревне Нингазы близ города Целле с августа 1942 года по май 1945 года. Потом пришли английские войска. По август 1945 года я находился в лагере у англичан, ничем не занимался.

Вопрос: Был ли в городах Англии, Америки, Франции, в каких, чем занимался?

Ответ: Не был.

Вопрос: Кто посещал лагерь из представителей союзного командования или гражданских учреждений? Цель их посещения?

Ответ: Раз в неделю в лагерь приезжали  одни и те же лица – 2 англичанина и 1 военнопленный немец. Это были уполномоченные по доставке продуктов в лагерь. Других лиц мне видеть не приходилось.

Вопрос: Проводилась ли среди репатриантов работа по невозвращению в СССР, и кто проводил эту работу? Где находятся лагеря невозвращенцев?

Ответ: В лагере, где я находился, такая работа не проводилась.

Вопрос: Кого из числа советских граждан вы знаете как ушедших добровольно в РОА (Российскую Освободительную Армию генерала Власова), УПА (Украинскую Повстанческую Армию) и другие антисоветские формирования?

Ответ: Знаю Трещёва Виктора Филипповича, 1922 года рождения, он из города Курска. Трещев предал группу подрывников (13 человек) из нашего лагеря и многих других людей из других 3 лагерей, куда он часто ездил. Сейчас он на территории, оккупированной английскими войсками.

Вопрос: Кто из родственников или близких знакомых остался проживать за границей?

Ответ: Никто не остался.

 

Старченко Виктор Антонович

«В период оккупации Крыма немцами я нигде не работал, жил с отцом и мачехой в Симферополе. В 1942 году я за кусок хлеба работал 2 месяца чернорабочим при кухне немецкой воинской части, которая стояла у нас во дворе. Это была авиачасть. Личный состав этой части размещался в свободных квартирах по улице Калинина. Примерно в середине августа 1942 года я пошел на биржу труда, где мне предложили поехать работать в Сарабуз (Крым) на постройку железной дороги. Я отказался, сказал при этом, чтобы они меня направили работать в Германию. После этого я получил повестку из биржи труда и 30 августа 1942 года выехал в Германию.

Вопрос: Что заставило вас выехать в Германию добровольно?

Ответ: Жизнь в Германии восхвалялась, всюду в городе висели плакаты о том, что жизнь в Германии легкая и хорошая, да и отец мне об этом говорил. Он был в плену в Германии в 1914 году. Перед отправкой отец мне часто говорил: «Поезжай в Германию, научишься жить и будешь человеком!».

Вопрос: Как выехал за границу ваш брат Дмитрий?

Ответ: В 1942 году ему было 14 лет. Для того чтобы его взяли в Германию, мачеха сделала ему фальшивую справку, по которой он стал на 1 год старше. До войны мачеха работала в ЗАГСе. У нее сохранились чистые бланки. В мае 1942 года Дмитрий украл у немцев, которым топил печь, хлеб и папиросы. За кражу его забрали в полицию, избили, потом отпустили. Протоколы не составляли, просто сказали: «если еще раз поймаем за воровство, то посадим в тюрьму».

Отец наш по характеру злой и сварливый. В доме часто происходили ссоры и побои между отцом и мачехой. Отец надоедал с требованиями нашего выезда за границу на работу и не хотел кормить нас».

Из показаний соседки Выборовой Варвары Андреевны:

«Я знаю мачеху Старченко Дмитрия и Виктора по совместной работе в прачечной при немецкой воинской части. В разговоре она упоминала при встрече, что отправила пасынков Виктора и Дмитрия за границу, и теперь нет вестей от них. Мне известно, что она сильно по ним страдала, а когда попала в облаву к немцам ее дочь, она ее куда-то спрятала, чтобы не отправлять в Германию».

 

Ревенко Ирина Васильевна, 1924 года рождения, город Симферополь

«В августе 1941 года я выехала в Бахчисарай к своей бабушке Тимошиной Анастасии Даниловне. Приход немцев застал меня в Бахчисарае. 20 ноября 1941 года я решила перебраться в Симферополь, шла пешком.

До 20 марта 1942 года я нигде не работала. В марте через биржу труда я была послана на работу в лазарет по улице Розы Люксембург, 27. Здесь находились на излечении немецкие военнослужащие. В лазарете я работала в качестве уборщицы до сентября 1942 года, а затем подала заявление с просьбой принять меня в число учащихся зубоврачебной школы. Я была зачислена в октября 1942 года в эту школу. Одновременно я поступила учиться в музыкальное училище на вокальное отделение.

Вопрос: Кто ходатайствовал за вас о приеме в зубоврачебную школу и музыкальное училище?

Ответ: Никто не ходатайствовал. Для этого достаточно было подать заявление о приеме. В музыкальном училище оставались некоторые преподаватели, которые знали меня раньше по моей учебе до войны.

Вопрос: При каких обстоятельствах вы выехали за границу, где находились и что делали?

Ответ: В апреле 1943 года немцы объявили о мобилизации  рабочей силы для отправки в Германию. В это время я жила вместе со своей семьей. По этой мобилизации все граждане 1926 года рождения и старше должны были быть отправлены за границу. Я по этой причине никуда не ходила. За мной 3 раза приходили полицейские среди ночи. Один раз отводили в полицию, 2 раза – в казарму по улице Калинина. Меня никто не допрашивал. Утром снова отпускали. В третий раз у меня был отобран паспорт и заполнен бланк на отправку за границу. Мне велели прийти вечером 3 мая.

3 мая 1943 года, мы, отправляющиеся, пришли в казарму. Ночь вынуждены были провести там. Утром 4 мая нас погрузили в машины и отвезли на станцию в Симферополь.

За границей я находилась в городе Вернигероде, работала домработницей у мельника Кюстера. Потом я ушла работать на фабрику в том же городе.

В апреле 1945 года была освобождена американскими войсками.

Вопрос: Где находится ваш комсомольский билет?

Ответ: В момент прихода немцев в Бахчисарай я его порвала и выбросила в уборную.

Вопрос: Чем занимаются ваши родители?

Ответ: Отец работал бухгалтером в Швейпроме, в Симферополе, мама – секретарь-кассир на учебно-курсовом комбинате.

Родители состоят в разводе с 1931 года. Но отец иногда бывал у нас дома, он помогал нам регулярно. В 1931 году отца арестовали за принадлежность к белым (так говорила мама).

Вопрос: Он арестовывался до расторжения брака?

Ответ: Нет.

Вопрос: На какой срок его осудили?

Ответ: На 5 лет.

Вопрос: Чем занимались ваши родители в период оккупации города Симферополя?

Ответ: Отец работал бухгалтером в мельничном управлении «ВИКО». Мама не работала.

Вопрос: В период оккупации отец и мать проживали вместе?

Ответ: Нет.

Вопрос: При каких обстоятельствах мать и сестра выехали в Германию?

Ответ: В сентябре 1943 года мою сестру немцы мобилизовали в Германию. Мать, не желая отпустить ее одну, выехала вместе с ней.

Вопрос: Где в настоящее время находится ваш отец?

Ответ: Со слов бабушки, в декабре 1943 года он выехал из города Симферополя в сторону Севастополя. Больше мне ничего не известно.

Вопрос: Как фамилии ваших хозяев в Германии?

Ответ: Хозяйка Гизела Кюстер, ее муж – солдат или ефрейтор – находился в армии.

Вопрос: Вы его видели?

Ответ: Да, в сентябре 1944 года он приезжал в отпуск.

Вопрос: Сколько работников было у Кюстера на мельнице?

Ответ: 3 немца, 1 военнопленный француз и иногда хозяйка брала 1 русского военнопленного».

 

Мать Ревенко Ирины Тимошина Матрена Андреевна,  1900 года рождения, уроженка села Ново-Васильевка Бердянского района Запорожской области, беспартийная, русская, образование среднее – гимназия.

Вопрос: Вас посещали шефы мельничного объединения «ВИКО»?

Ответ: Да, Кюстер и еще 1 немец (фамилии его не помню).

Вопрос: Как часто посещал вашу квартиру Кюстер?

Ответ: Не более 5 раз – с начала 1943 года по день моего отъезда в Германию – 18 сентября 1943 года.

Вопрос: Каким образом ваша дочь Ирина оказалась домработницей в доме Кюстера?

Ответ: Когда Ирину мобилизовали в Германию, Кюстер в Симферополе оформил ей документы на право работы в его доме.

Вопрос: А разве Кюстер знал Ирину в Симферополе?

Ответ: Да, знал.

Вопрос: Какие документы он ей оформил?

Ответ: О том, что она выезжает из Симферополя добровольно в Германию к семье военнослужащего Германской Армии – шефа мельничного объединения «ВИКО».

Вопрос: Вы читали этот документ?

Ответ: Нет, мне об этом говорил мой бывший муж Ревенко Василий Кузьмич.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог