Курс валют USD 0 EUR 0

Память о Сеитмемете Таирове, я убежден, будет жить!

Комментариев: 0
Просмотров: 649

С. Таиров (справа)  с космонавтом Г. Береговым

 

Февзи АЛИЕВ, композитор

 

5 июня в газете «Голос Крыма new» вышла прекрасная статья Гульнары Чилингировой о судьбе, жизни, взаимоотношениях с разными людьми авторитетного человека, государственного и хозяйственного деятеля в эпоху СССР Сеитмемета Таирова.

Со времени нашего знакомства с ним прошло более полувека, но о многом мне бы хотелось вспомнить и  поделиться с читателями.

С 1961 года проживая и принимая лечение на Кавказских минводах в г. Ессентуки, я в газете «Ленин байрагъы» иногда встречал фамилию Таирова. В 1968-м я с семьей вернулся в Узбекистан (п. Кибрай), включился в национальное движение и занялся развитием крымскотатарской музыкальной культуры.

В ансамбле с Энвером Камбуровым начал играть на крымскотатарских свадьбах по всему Узбекистану. И когда нас приглашали в Аккурганский район, то на каждой свадьбе все гости обязательно ждали момента, когда тамада торжественно объявит от имени хозяина свадьбы и всех гостей, что наступило время пригласить на «Агъыр ава ве хайтарма» всеми уважаемых Сеитмемета-ага с супругой Ленияр-ханум. Танцевали они красиво и легко.

В 1970-е годы я начал работать музыкальным руководителем и дирижером музыкального ансамбля, в дальнейшем оркестра крымскотатарского ансамбля «Хайтарма». Это были тяжелые, кризисные годы. В коллективе шла постоянная борьба, внутренние конфликты, неразбериха. Я не примыкал ни к одной из групп, не подписывал никакие их письма с жалобами друг на друга, адресованные в партийные и государственные органы. Для стабилизации обстановки в коллективе, шефство над ансамблем взял на себя первый секретарь Аккурганского райкома компартии Сеитмемет Таиров. Именно в это время я с ним и познакомился. Потом он несколько раз посещал ансамбль вместе с министром культуры Узбекистана, и работать стало спокойнее и плодотворнее.

Через некоторое время С. Таиров пригласил художественного руководителя ансамбля Февзи Билялова и меня к себе в рабочий кабинет в Аккургане и долго беседовал с нами о развитии нашей музыкальной культуры. Причем слово «развитие» он повторял многократно, так как прекрасно осознавал, что без развития любое дело в мире гибнет. Тогда же Таиров предложил нам с  Биляловым приобрести по своей цене по легковому автомобилю («Москвич» и «Запорожец») и помог их оформить в ГАИ. В то советское время это было большим подарком для нас. Ведь в ту эпоху дефицит был почти во всем.

Вскоре ансамбль «Хайтарма» начал готовить очередную новую программу. Я и балетмейстер Аким Джемилев включились в это ответственное дело и за два месяца полностью подготовили новую концертную программу.  В это время С. Таиров  выделил автобус для артистов ансамбля и грузовую машину для аппаратуры и реквизита. В других коллективах таких условий не было.

Самое удивительное, что после сдачи новой и оригинальной программы, в газете «Ленин байрагъы» не было напечатано ни одного слова об этом мероприятии. Хотя до этого все новые программы газетой очень подробно освещались.

Чтобы сохранить для истории песенный репертуар той программы, я добился разрешения и в Ташкентской студии грамзаписей записал на две долгоиграющие грампластинки исполнение солистов ансамбля. Сеитмемет-ага каким-то образом узнал об этом, искренне поздравил меня и попросил после выхода пластинок не забыть его.

В 1970-е годы мои песни «Эминем», «Эй, огълан», «Кене кельдинъ тюшюме», «Умют ёлу», «Телефоным», «Турналар», кроме вокалистов ансамбля «Хайтарма», стали  также исполнять  ведущие эстрадные узбекские певцы-звезды: Мухаббат Шамаева, Клара Джалилова, Юнус Тураев и другие. Сеитмемет-ага тогда попросил самого популярного узбекского певца Батыра Закирова исполнить какую-нибудь мою эстрадную песню. Мы провели с Закировым несколько репетиций, но, к сожалению, он уехал на гастроли, и на этом все закончилось.

Концертную программу, в подготовке которой активное участие принимали  балетмейстер Аким Джемилев, Диляра Керимова (тогда артистка узбекского ансамбля «Бахор») и я, комиссия высоко оценила, и ансамбль «Хайтарма» начал успешные гастроли.

Время шло быстро, и в 1973 году образовалась Джизакская область, это в 200 км от Ташкента. Первым секретарем Джизакского обкома партии был назначен С. Таиров. Заместителем прокурора области Таиров пригласил моего друга Музеира Керимова, а его жена — Заслуженная артистка УзССР Диляра-ханум, в Джизаке занималась организацией культурных мероприятий.

Запомнился курьезный эпизод из той коммунистической эпохи. Я ехал в очередной раз в Джизак на «Запорожце», который помог мне приобрести Таиров. При въезде в город неожиданно появился на дороге инспектор ГАИ и подал знак остановиться. Попросил мои документы, просмотрел, но обратно не отдает. Молчит. И я молчу. Потом он спрашивает: «Пол-литра есть?». Я отвечаю ему: «Пол-литра нет». Он продолжает: «Ну а минеральная есть?». Я отвечаю: «Тоже нет». Он дальше: «Ну а авторучка, наверное, есть?». Я ему: «Авторучки тоже нет». «Как это так? – возмущается он. —  Я у вас ничего не могу взять! А к кому вы едете?». Я отвечаю: «Садитесь в машину, я отвезу вас к Сеитмемету Таирову». Он мгновенно изменился в лице и, извиняясь, прошептал: «Скажите Сеитмемету Таирову, что я у вас ничего не взял» и тут же вернул мои документы. В те годы авторитет Сеитмемета Таирова в Узбекистане был высок. В обкоме я встретился с С. Таировым и после приветствия спросил: «Мне сообщили, что вы хотите видеть меня. Вот я приехал к вам». Он улыбнулся и произнес: «Ну а грампластинки привез?». Я ответил: «Как только выйдут, сразу привезу лично вам». Потом С. Таиров принял серьезный вид и начал: «Я внимательно слежу за деятелями нашей национальной музыкальной культуры и вижу твои старания, они заметны и перспективны. Учитывая твои выступления по телевидению с разными коллективами, связи с молодежью, студентами консерватории, со звездами узбекской музыкальной культуры, Узгостелерадио, Союзом композиторов Узбекистана, Ташкентской студией грамзаписей, я решил ходатайствовать перед Министерством культуры о присвоении тебе высокого почетного звания «Заслуженный артист Узбекистана».  Готовь документы».

Я вскоре подготовил часть документов, отдал их С. Таирову. Он, очевидно, сдал их по месту назначения. И тут начались звонки, встречи в ЦК КП Узбекистана, Министерстве культуры и т.д. Но вскоре что-то пошло не так, вероятно Сеитмемет Таиров попал в немилость, и никакого результата не последовало.

В 1978 – 1982 годах я работал на Узгостелерадио в крымскотатарской редакции музыкальным редактором. Трубач Рустем Фаизов, музыкант из эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио, как-то при встрече сообщил мне: «Февзи-ага, вы хорошо знаете Сеитмемета Таирова. Сейчас ему очень плохо. Пожалуйста, навестите его дома. Ему будет легче». Я на следующий день взял несколько новых грампластинок с записями крымскотатарских песен и вместе с сыном Эдемом поехали в поселок Гидрогеолог, где вместе с семьей жил С. Таиров.

Он, увидев нас, обрадовался. Мы беседовали о народной музыке, которую он очень любил, обсуждали особенности моих песен, инструментальных произведений, и он охотно делился своими впечатлениями о наших телевизионных концертах. Его жена Ленияр-ханум угостила нас традиционным кофе, чаем, сладостями. Прощаясь, С. Таиров особо поблагодарил за подаренные новые грампластинки.

Его дом всегда был открыт для гостей, к нему обращались при возникновении острых жизненных проблем, консультировались с ним, просили помощи. Он помогал многим.

28 февраля 1987 года в моем доме в п. Кибрай на моем 50-летнем юбилее среди приглашенных гостей были С. Таиров, Музеир Керимов и другие уважаемые люди. В центре внимания был Сеитмемет Таиров.

Время от времени мы с сыном Эдемом посещали Таирова, помогали в его прекрасном дворе в хозяйственных вопросах. На свадьбе своего сына Нури Сеитмемет-ага попросил играть меня, Эдем играл на трубе. Народу было много, свадьба прошла весело, в национальном духе. Сеитмемет-ага был в прекрасном настроении.

Сеитмемет Таиров скончался в октябре 1989 года. Память о нем, я убежден, будет жить. Он был достойным сыном нашего народа!

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог