Курс валют USD 0 EUR 0

Цивилизация ислама

Комментариев: 0
Просмотров: 387

Статья И. Гаспринского, опубликованная в газете «Терджиман-Переводчик», 1888, 11 октября. — №34

(Окончание. Начало в №28)

 

«Закон и порядок»

Священный Коран вобрал в себя очень много шариатских правил и законов, кроме этого, также существует бесчисленное количество священных хадисов (изречений) пророка Мухаммада, которые с возникновением ислама вошли в составление шариата, таким образом, около ста лет управление осуществлялось на основе аятов из священного Корана и хадисов пророка Мухаммада, а потом на основе коранических аятов и изречений пророка Мухаммада, руководствуясь здравым смыслом и совестью, не отходя от велений Создателя, было приято решение составить совершенный шариат. Реализовать эту необходимость взялись такие великие ученые ислама, как имам Абу Ханифа32, имам Абу Шафий33, имам Малики34, имам Ханбели35, они принесли огромную пользу для ислама и исламской культуры.

Наряду с составлением справедливого закона, мусульмане на востоке и в Андалусии составляли свод правил для государственного управления, а также они строили дороги, выкапывали колодцы, строили фонтаны, проводили воду в засушливые районы, у берегов морей строили гавани и причалы, высаживали сады и огороды, охраняли население от нападений, совершенствовали торговлю.

«История»

Будет оправданным, если мы скажем, что мусульмане в написании истории опережали все другие народы. В книге Джили (скорее всего, имеется в виду Абдул-Карим аль-Джили)36, которая называется «Кешф аль занун фий исми аль китаб ва эль фунун», перечисляются имена тысячи трехсот ученых. Самые знаменитые среди мусульманских историков Абу-ль-Гадар37 и Абу-ль-Фарадж38, а также не отстающие от них Бурханеддин39 и ибн Хальдун — это те, у кого европейцы получили большие знания.

Абу-ль-Гадар, будучи правителем Сирии, участвовал в священных войнах, был очень справедливым правителем, а также все свое свободное время проводил за занятиями наукой и написал книгу по географии и истории народов.

Абу-ль-Гъарадж (Абу-ль-Фарадж бин Харун), будучи христианским священнослужителем в городе Халеб40, написал на языке сюрьяни (старинный сирийский) историю арабов, монголов и других народов, а после принятия им ислама перевел эти произведения на арабский язык.

А ученый по имени Бурхан ад-Дин Багдади39, после того как проработал в медресе в Неджме41 и был директором медресе в Мосуле42, был приглашен правителем Египта Салах ад-Дин Эюбом (Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб)9 на должность кадыаскера — мусульманского судьи.

Как только он ушел с этой должности, им была написана совершенная книга по истории.

Ибн Хальдун стал знаменит тем, что написал историю арабов и их соседей очень правдиво и без преувеличений.

Историк, известный как Тукъиеддин Ахмад Мукризи43, является писателем времен Мурих ибн Мухелидуна.

Через сто лет после ибн Хальдуна появляется Мусаади44, который пишет книгу, состоящую из более чем двадцати томов, называются они «Ахбар аль заман»45 и «Аль китаб аля Расти». А ибн Ясир Багъдади46 после получения образования написал произведение с названием «Кемаль аль Теварих», которое было переведено на персидский язык Мевляна Джалал ад-Дином. Среди мусульман Андалусии, т.е. Испании, стало появляться очень много историков, в третьем веке Хиджры с захватом земель Андалусии мусульманами Ахмед бин Мухаммед47 написал более ста произведений о правителях Андалусии, которые приложили очень много усилий для улучшения культуры этих мест.

От Аль Тимурида до султаната Абу аль Гази Хасана, т.е. до девятого века ислама, Химамадин Мирхунед48 написал большую книгу о населении Азии. Если мы будем писать имена всех ученых ислама, которые внесли определенный вклад в ту или иную науку, то можем заполнить не одну книгу, но наша цель заключается не в том, чтобы показать некоторых из них, а в том, чтобы рассказать, что они существуют. На сегодняшний день все труды по географии, истории, описанию народов, существующие в Европе, были переведены с арабского языка, написаны учеными-мусульманами. Например, книги истории (Китабхане хакема) и то, что написал Ахмад бин Касимм (Табикъат альтаб) или география ибн Халкана (Вафиян альиян)49. В произведениях секретаря Челеби50 были названы восемь тысяч пятьсот книг.

«Литература»

Мусульмане, которые много трудились в изучении различных наук, могут похвастаться и большими достижениями в области литературы. В первую очередь они собрали и сделали толкование книг по красноречию и риторике.

Появились поэты, писавшие на персидском языке (на фарси), это Фирдоуси51, Туси52, Низами53, Анури54, Саади55, Шейбах Утра, Хафиз56, Хусру. Эти мусульманские поэты принесли много пользы в красноречии и в красивом стихосложении. К их числу относятся следующие поэты и их произведения Саад ад-Дин Тафтазини (Тахис аль мефтах)57, Джеляледдин Газави (Хадаике балягъе), Мир Шемсаддин (Эдэб китаб).

Очень много красноречивых рассказов, посвященных нравственности. Это такие рассказы и истории, как Эсфав аль Захи, Лукъманнынъ эшали, Келиле ве демине58, Эльфалиле валиле и написанные на персидском языке Келистан59, Энур сехиль60, Джемсе Низами и другие произведения. А вот стихотворных сборников у мусульманских авторов очень много, и вообще стихосложение мы можем считать мусульманским творчеством. Существует бесчисленное количество сборников стихов на арабском, персидском и турецком языках.

Европейское стихосложение возникло во французской провинции Прованс, объясняется это тем, что этот район находится близко к арабам, жившим в Испании. Таким образом, напрашивается вывод, что учителями французских и других европейских поэтов являются мусульмане Испании.

«Математика»

Итак, выше были описаны достижения мусульман в области изучения звезд и астрономии. Далее же будут описаны достижения мусульман в области математики.

Для исследования, изучения звезд и астрономии требуются знания в области математики. Мусульмане, которые изучали звезды и астрономию, были вынуждены изучать математику. Мусульмане настолько развились в этих науках, что существование их можно считать обязаным мусульманам. Европейцы взяли математические знания у мусульманских ученых, сами же от себя добавили мало чего.

Ученые-мусульмане, изучавшие счет и геометрию, алгебру, сделали большие открытия в области механики и оптики. Хасан ибн Хисам Вельхари написал про эти науки (предметы) очень много произведений.

В Европе считается, что первым написал про эти предметы польский исследователь, но написанное им является ни чем иным, как информацией, взятой у Эльхаза.

Хоть мусульманские ученые и взяли информацию о счете и геометрии из греческих источников, но ученые ислама подняли эти науки до таких сложных степеней, что грекам это даже и не снилось. Алгебра же была изучена с самого начала и была названа «Альджабр Альмакъабле»61. Мусульмане-ученые придумали знаки, которые используются в геометрии и счете, знаки и неизвестные числа, буквенные обозначения в алгебре.

Все изучения и открытия, которые были сделаны мусульманами-учеными в области математики, описаны в книге Битания62. После этого много ученых-математиков служили этому делу, среди них можно назвать такие имена, как Сабит ибн Коре63, Мухаммед бин Муса (аль-Хорезми), Абу-ль-Вафа64, ибн Юнус65, Абу Эльхан Али, ибн Хасим. Но, к сожалению, многое из того, что было написано этими учеными, не сохранилось, а некоторые из них, не будучи известны европейцам, просто перестали их интересовать.

Ученый по имени Мухаммед Багъдади66 мечтал о составлении подробной карты местности, чему посвятил написание совершенной книги, он отмерял и делил расстояния, решил огромное количество вопросов по этой теме.

До сегодняшних дней в Европе используются открытия этого ученого. Те часовые и минутные деления, которые мы используем сегодня в наших часах, были подробно и ясно описаны в книге мусульманского ученого Абу Эльхасан Магъриби67.

Книги всех этих ученых были переведены на европейские языки, и тем самым принесли большую пользу в развитии европейской науки, математики, литературы и т. д. Произведение ибн Юнуса «Азиядж хакимие»68 и другие его рассказы (къшу-кельгъ) были переведены на язык хатаи (возможно, имеется в виду тюркский — азербайджанский), достижения ислама помогли в области образования. Календарный отсчет европейских народов и русских («сене — и шемсие» — год, который был свойственен для Иранского национального календаря) понятен, а год по греческому календарю отстает от европейского на двенадцать дней.

 

Примечания

  1. Абу Ханифа (80/699 – 150/767) – мусульманский мыслитель и правовед, основатель самого распространенного в исламе правоверного суннитского мазхаба Ханафи.
  2. Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (150/767 — 204/820) — исламский богослов, правовед, основатель шафиитского мазхаба.
  3. Малик ибн Анас (713 — 795) — исламский богослов, ученый, основатель маликитского мазхаба.
  4. Ахмад ибн Ханбаль (780 — 855) — мусульманский правовед, богослов, основатель ханбалитского мазхаба.
  5. Абдул-Карим аль-Джили (1077 — 1166) — мусульманский мыслитель, суфийский мистик.
  6. Вероятно, речь идет об Абу-ль-Фида (1273 — 1331) — арабском историке, географе, эмире Хамы (Сирия) в 1310 — 1331 гг.
  7. Абу-ль-Фарадж бин Харун / Григорий Иоанн Бар-Эбрей (1226 — 1286) — сирийский писатель, ученый, церковный деятель.
  8. Абдул-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади (1162 — 1231) — мусульманский ученый, автор трудов по грамматике, риторике, богословию, юриспруденции и медицине.
  9. Халеб – крупнейший город в Сирии, Алеппо.
  10. Неджд — один из районов Саудовской Аравии.
  11. Мосул — город на севере Ирака.
  12. Макризи Таки-ад-дин Ахмед ибн Али / Такиюддин аль-Макризи (1364 — 1442) — представитель египетской историографии периода мамлюков, историк и географ. Некоторое время был кади, мухтасибом, а затем преподавателем медресе в Каире и Дамаске.
  13. Аль-Масуди (ок. 896 — 956) — арабский историк и географ. Вероятно, опечатка, так как Ибн Халдун появился четыре века спустя.
  14. «Ахбар-аз-заман» (Сообщения времени) — историко-географическая энциклопедия Аль-Масуди в 30-ти томах.
  15. Ибн аль-Асир (1160 — 1233/1234) — мусульманский историк, автор труда «Китаб ал-камил фи-т-та’рих» (Полный свод истории), посвященного истории мусульманского мира с доисламского времени до эпохи монгольских завоеваний.
  16. Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари (1578 — 1632) — арабский историк, автор труда «История мусульманских династий в Испании».
  17. Мухаммед ибн Хонд-шах ибн Махмуд / Мирхонд (1433 — 1498) — персидский историк, автор 7-томного труда по всеобщей истории (от сотворения мира до начала XVI в.) «Раузат ас-сафа фи си-рат аль-анбийа ва-ль-мулук ва-ль-хулафа» (Сад чистоты относительно жизни пророков, царей и халифов).
  18. Ибн-Халкан — мусульманский историк, литератор, автор труда «Вафийат ал-айан» (Смерти знатных людей).
  19. Кятиб Челеби / Мустафа Абдуллах, Хаджи Халифе (1609 — 1657) — османский ученый, историк и писатель.
  20. Фирдоуси (935 — 1020) — персидский поэт, автор поэмы «Шахнаме» (Книга царей).
  21. Туси Абу Мансур Али ибн Ахмед (нач. XI в. — кон. 80-х гг. XI в.) — иранский поэт. Автор «Гершасп-наме» — эпико-героической поэмы, написанной в стиле «Шахнаме».
  22. Низами Гянджеви (1141 — ок. 1209) – персидский поэт, крупнейший поэт-романтик в персидской эпической литературе.
  23. Вероятно, Анвари Аухад Ад-дин (1126 — 1189/1191) — классик персидско-таджикской литературы.
  24. Саади / Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах (1203 — 1291) — персидский писатель и мыслитель.
  25. Хафиз Ширази (ок. 1325 — 1389/1390) – персидский поэт и суфийский шейх.
  26. Сад ад-дин ат-Тафтазани (1322 — 1390) — арабский философ.
  27. Знаменитый арабский сборник поучительных рассказов, приписываемый Ибн-аль-Мокаффа. Перевод не дошедшего до нас индийского сборника притч, известного впоследствии (в сильно измененной редакции) под названием «Панчатантры». Перевод на персидский язык был сделан Барзавейхом, придворным врачом сасанидского шаха Хосрова Ануширвана, около 550 г., а в середине VIII в. уже с персидского с изменениями переведен на арабский язык.  Персидский оригинал потерян, арабская же редакция получила необыкновенное распространение.
  28. Гулистан — сборник притчей в прозе и стихах Саади, написанный в 1258 г. Состоит из 8 глав, охватывающих разнообразные стороны действительности и кодекса морали автора и воспевающих душевную красоту человека.
  29. «Анвар-и-Сухейли» (Созвездие Канопуса) — персидская переработка арабского сборника «Калила и Димна», принадлежащая Хусейну Ваиз Кашифи.
  30. «Аль-китаб аль-мухтасар фи хисаб аль-джебр ва-ль-мукабаля» (Книга о восстановлении и противопоставлении) — трактат Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми. Был переведен с арабского на латинский язык; по нему в Европе познакомились с индийской позиционной системой исчисления. В труде аль-Хорезми алгебра впервые рассматривается как самостоятельная отрасль математики.
  31. Аль-Баттани / Албатегниус (858 — 929) — арабский астроном и математик.
  32. Сабит ибн Курра (836 — 901) — багдадский математик, переводчик и комментатор трудов древнегреческих ученых.
  33. Абу-ль-Вафа аль-Бузджани (940 — 998) — персидский ученый, математик и астроном.
  34. Ибн Юнус (950 — 1009) — арабский астроном.
  35. Ахмед ибн Юсуф аль-Багдади / Ахмад аль-Мисри (835 — 912) — арабский математик.
  36. Ибн Сайд аль-Магриби (1213/1217 — 1274/1286) — арабский географ, историк, поэт.
  37. «Зидж ал-Хакими» (Большой Хакимов зидж) — астрономический труд Ибн Юнуса, посвященный наблюдательной астрономии и практической астрологии.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог