Летом 1920 года в подвалах бакинской ЧК, наряду с другими военными и политическими деятелями разгромленной большевиками Азербайджанской демократической республики (АДР), ожидал решения своей участи и генерал-лейтенант Сулькевич. За 55 лет своей жизни он успел сделать блестящую военную карьеру в рядах царской армии, а в 1918 году стать во главе первого Крымского краевого правительства, чтобы затем, вернувшись на стезю военной службы, оказаться в должности начальника Генерального штаба азербайджанской армии.
В Азербайджане Сулькевич был известен как Мамед-бек, в Крыму его прозвали Сулейманом-пашой, а при рождении ему дали польское имя Мацей, что по-русски — Матвей. По своему происхождению он был литовским татарином, потомком древней и славной дворянской фамилии. Весьма вероятно, что по итогам своих жизненных странствий Матвей Сулькевич вернулся бы в родные края. Однако, когда в апреле 1920 года части Красной Армии вторглись в пределы Азербайджана, а в Баку произошел переворот, он в числе других видных генералов был взят под арест.
Благодаря заступничеству главы правительства советского Азербайджана Наримана Нариманова, хлопотавшего по этому поводу перед самим Лениным, начальнику Сулькевича — военному министру АДР Самед-беку Мехмандарову удалось избежать расправы. Но бывшему диктатору Крыма (как сам себя назвал Сулькевич в 1918 году в одном из интервью) не приходилось рассчитывать на снисхождение победителей. 15 июля 1920 года Матвей Сулькевич был расстрелян.
Спустя двенадцать лет известный деятель азербайджанской эмиграции и один из лидеров партии «Мусават» Мамед Эмин Расулзаде опишет некоторые подробности гибели генерала Сулькевича в своем письме, опубликованном в издававшемся в Вильно (современный Вильнюс) под редакцией Леона (Арслана) Кричинского журнале «Rocznik Tatarski» («Татарский ежегодник»). Расулзаде основывался на рассказе своего двоюродного брата, члена парламента АДР Мамеда Али, находившегося в заключении в одной камере с Сулькевичем:
«…Генералу приказали следовать за чекистами. Мы поняли, что пробил последний час его жизни, что его уводят «в расход» — на смерть. Повисла гробовая тишина, и не осмеливаясь взглянуть ему в глаза, мы не могли подобрать слов ободрения и утешения… Генерал сам опередил нас. Спокойным и сдержанным голосом он произнес те памятные слова: «Счастлив, что умираю будучи офицером мусульманской армии. Прощайте!».
Забытые тени прошлого
Личность генерала и премьер-министра Крыма Матвея Сулькевича является, пожалуй, одной из самых недооцененных и малоизвестных среди политических деятелей, вершивших судьбы полуострова в годы революции и гражданской войны (1917 — 1920). По понятным причинам, генерал погиб, не оставив после себя каких-либо воспоминаний, в то время как его политические противники слева — большевики — предпочитали лишний раз не вспоминать об одном из своих врагов, а его противники справа — прежде всего лидеры крымских кадетов — в своих многочисленных мемуарах, написанных в эмиграции, постарались представить деятельность правительства Сулькевича в наихудшем свете.
Память о Сулькевиче пытался сохранить Леон Кричинский — известный историк и деятель национального движения польских татар. В 1918 — 1920 годах Леон и его старший брат Ольгерд (Найман-мирза), вместе с рядом других литовских татар следуя за генералом Сулькевичем, оказались сначала в Крыму, а затем в Азербайджане. Они последовательно работали в правительственных учреждениях Симферополя и Баку, активно участвуя в местной политической жизни.
Начав издавать в 1932 году научный журнал по истории и культуре польских татар «Rocznik Tatarski», Л.Кричинский в первом же номере, наряду с вышеупомянутым письмом Мамеда Эмина Расулзаде, разместил под псевдонимом Арслан-бей собственную биографическую статью о генерале Сулькевиче. Там же была помещена и статья Александра Ахматовича (министр юстиции в Крымском краевом правительстве в 1918 г., сенатор Польши в 1928 – 1930 гг.) «Трагедия крымских татар», в которой описывались некоторые аспекты деятельности правительства Сулькевича.
Приход М.Сулькевича к власти в Крыму произошел в тот период, когда в результате Брестского мирного договора между Германской империей и Советской Россией полуостров, наряду с Прибалтикой, Белоруссией, Украиной и Молдавией, оказался под немецкой оккупацией. На непродолжительное время на этой части территории бывшей Российской империи, уже охваченной пламенем гражданской войны, установилось относительное спокойствие. На территориях, занятых германцами, предпринимались попытки создания государственных образований, независимых от большевистского правительства в Москве. Последнее же, благодаря установлению мира с немцами, получило возможность высвободить военные силы для противостояния Белому движению, набиравшему силу в Поволжье, на Урале и в Сибири.
Попытка Сулькевича и его сторонников, пользуясь моментом, создать из Крыма независимое государство, политическая борьба, шедшая в связи с тем на полуострове, а также попытки гетманской Украины взять Крым под свое управление представляют собой один из интереснейших моментов крымской истории. И хотя правительство Сулькевича не продержалось у власти и пяти месяцев, но это был весьма важный и насыщенный событиями период. Достаточно заметить, что именно во время премьерства Сулькевича полуостров обзавелся собственным университетом.
При этом фигура самого премьера и результаты его деятельности были весьма противоречивы и неоднозначны. Впрочем, неоднозначный характер имела деятельность многих политиков того времени…
Потомки Джалаиров
Мацей Сулькевич появился на свет 20 июля 1865 года (по другим данным будущий генерал родился на месяц раньше — 20 июня) в семье подполковника российской армии Александра Сулькевича и Розалии Соболевской в имении Кемейши Виленской губернии (сегодня село Кемейши находится на территории Гродненской области Белоруссии).
Герб Прасса, к которому принадлежал род Сулькевичей
Сулькевичи являлись ветвью большого рода Джалоиров-Алчинов, поселившегося на землях Великого княжества литовского в XIV — XV веках. Их предок, некий князь Джалоир (очевидно, что это имя указывает на принадлежность этого знатного человека к древнему племени Джалаиров, сыгравшему большую роль в этногенезе целого ряда тюркских народов), осел в районе Вильно.
Массовое переселение татар в Литву было обусловлено большой междоусобной войной, охватившей Золотую Орду в 60-е годы XIV века после смерти хана Джанибека. Ханы сменялись в Сарае один за другим, а тем временем страна распадалась на отдельные враждующие между собой части. Проигравшие в междоусобной борьбе вынуждены были искать пристанища за пределами страны.
Татары, осевшие в Литве, принимались великими князьями на военную службу, за что получали земли и различные привилегии. Когда впоследствии Литва объединилась с Польшей, они продолжали служить уже польским королям. Татары неизменно участвовали в войнах Польши и Литвы с их соседями и заслужили репутацию храбрых и отважных воинов.
В течение нескольких столетий татары основательно укоренились на новых землях. Какая-то их часть, впрочем, с течением времени вернулась в пределы Крымского ханства и Османской империи. В 1672 году, когда османские войска вторглись в пределы польского королевства для защиты казачьего гетмана Дорошенко, объявившего себя вассалом султана, среди польских татар вспыхнуло восстание, которое возглавил один из мурз Кричинских. Восставшие перешли на службу к султану и получили от него во владение город Бар на Подолье (современные Винницкая и Хмельницкая области Украины). Завоеванная турками эта часть Украины на непродолжительное время превратилась в вилайет (область) империи Османов с центром в Каменец-Подольском. Однако в конечном итоге часть литовских татар вернулась на королевскую службу, после того как польские власти подтвердили их прежние социальные и религиозные права, разрешив восстановить мечети. Другая же часть навсегда покинула польские пределы, уйдя во владения Турции.
В конце XVIII века в Восточной Европе произошли радикальные геополитические изменения. Два соседа и извечные противники России — Крымское ханство и Польское королевство — пали один за другим, исчезнув с политической карты мира. В результате трех разделов, последний из которых состоялся в 1795 году, территории Польши и Литвы были поделены между Российской империей, Австрией и Пруссией. Польская армия, во главе с Тадеушем Костюшко, сопротивлявшаяся иностранному вторжению, потерпела поражение и прекратила свое существование.
Татарское дворянство в Литве, получившее от Екатерины II подтверждение своих прежних прав и привилегий, теперь должно было продолжать нести службу в пользу российских царей. Императрица при этом сделала для них даже некоторое исключение из законов империи, разрешив владеть крепостными-христианами в тех имениях, которые были уже в их собственности (законодательство Российской империи строго запрещало помещикам-мусульманам владеть крепостными христианского вероисповедания).
Вместе с тем в Польше сразу же возникло мощное движение за восстановление национальной независимости, участие в котором принимали и татары, в том числе и представители рода Сулькевичей.
(Продолжение следует.)
comments powered by HyperComments