Статья И. Гаспринского, впервые опубликованная в газете «Переводчик-Терджиман» в 1889 году, 5 ноября, №38.
Лет 15-20 назад профессиональная проститутка была не известна между мусульманами, но в настоящее время, к крайнему сожалению, в некоторых городах мусульманки-проститутки стали заурядным явлением. Это, однако, нисколько не умаляет целомудрия и нравственности мусульман вообще, так как явление это не есть следствие общей деморализации, а особых условий, вызвавших эту язву среди мусульман. В настоящей статье мы не думаем обсуждать причины, вызвавшие мусульманскую проституцию, но желаем лишь сообщить о ней как о факте, дабы каждый мог подумать об этом грустном явлении и о средствах пресечь дальнейшее развитие этого зла.
Мусульманская проституция приютилась главным образом в Казани, Оренбурге, Ташкенте и Баку. В первых трех городах проститутки-мусульманки промышляют как в качестве «одиночек», так и целых артелей в домах терпимости, содержимых татарками же. В Баку «одиночек» не имеется, но зато дома терпимости существуют там на иных основаниях, чем обыкновенно.
Бакинская тетушка дает своим племянницам за известное аккордное вознаграждение комнату и за сим племянница работает от себя и на себя. Сироты-татарки, сартянки и киргизки с одинаковым успехом завлекаются в веретена разврата и служат главным образом спросу татарской молодежи.
Известно, что в Казани и Баку проститутки-мусульманки весьма неохотно принимают мусульман. Одиночки еще более разборчивы. Эти несчастные строго придерживаются национального костюма и условий его туалета… Замечательно, что вне своих притонов они следуют правилам затворничества, и только «хозяйки», дородные татарки и одиночки, с открытым лицом появляются на общественных местах, каковы трактиры, публичные сады и т. п., чтобы рекламироваться и ловить кавалеров.
Казанские проститутки ежегодно перебирались в Нижний Новгород на время ярмарки, но по ходатайству г<осподина> Муфтия Султанова1, с этого года им это запрещено, по крайней мере, официально.
У нас в Симферополе, неявны пока, проститутки-татарки тоже появились, и надо думать, что зло на этом не остановится.
Не то опасно, что из среды мусульман выйдет несколько десятков безнравственных людей, но опасно то, что люди эти вносят нравственную и физическую заразу общества. Поэтому каждый должен подумать о мерах и средствах к предотвращению дальнейшего развития этого зла.
Попечение общества о сиротах и бедных женщинах; увещания нашей молодежи не поощрять развитие национального зла, мы думаем, значительно предотвратило бы дальнейший рост мусульманской проституции, ибо она питается главным образом кровью и деньгами наших же детей.
- Мухамедьяр Султанов (1837 – 1915) – исламский религиозный деятель, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания (1886 – 1915).
comments powered by HyperComments