Курс валют USD 0 EUR 0

В поисках утраченных связей

Комментариев: 0
Просмотров: 388

События 40-х годов прошлого века самым суровым образом сказались на судьбах многих крымскотатарских семей. Война, оккупация и депортация привели к тому, что связь между многими родственниками оказалась нарушенной, и семьи были разделены и разбросаны по городам и весям Советского Союза. И сегодня, спустя многие десятилетия, соотечественники пытаются восстановить связи, нарушенные войной. Среди них и Решат Ахтемов.

Решату-ага было всего 4 года, когда началась война, но события тех дней до сих пор живы в его памяти.

На долю матери Решата-ага — Шефики Осман (1915 г.р.), выпало тяжелое детство. Это было суровое время Гражданской войны и голода 1921 года. Девочка рано потеряла родителей и росла в доме муллы Шевкета в Бахчисарае.

Когда Шефика выросла, ее выдали замуж за Абдурефи Ахтема (1883 г.р.) из села Улу-Сала, для которого это был уже второй брак. От первой жены, которая тяжело заболела и умерла, у Абдурефи было уже четверо детей: Эмине (1916 г. р.), Сайде (1922 г. р.), Шевкет (1925 г. р.) и Нияра (1928 г. р.). Шефика, познавшая участь сиротства, приложила все усилия для того, чтобы заменить детям мать. В 1937 году у Шефики и Абдурефи родился сын Решат.

Старшая дочь Абдурефи-ага — Эмине к тому времени уже поступила в севастопольское профтехучилище, по окончании которого работала на Севморзаводе. Там она познакомилась с Лятифом Гафуром, окончившим Московское училище имени Н.Баумана и работавшим главным инженером на заводе. Молодые люди поженились и жили в Севастополе по адресу: улица Гоголя, д. 5.

Там же, в Севастополе, жила и младшая сестра Шефики — Эсма, которая вышла замуж за офицера Черноморского флота.

Жизнь в колхозе не была легкой, и Эмине, желая помочь родителям, взяла младшего брата Решата к себе в Севастополь, чтобы устроить мальчика в детский сад. Но тут мирную жизнь прервала война. Севастополь бомбили фашисты, и Решат-ага до сих пор помнит, как во время воздушной тревоги сестра Эмине кричала: «Ложись!», и прикрывала его своим телом.

Линия фронта приближалась к городу, и Лятиф Гафур руководил эвакуацией завода на большую землю. Эмине же с младшим братом остались в Севастополе и в дальнейшем вернулись к родителям в Улу-Сала.

В депортации семья Ахтемовых оказалась в совхозе «Нарпай» Бухарской области Узбекистана. Позже им удалось перебраться в поселок Джума Самаркандской области. Еще в «Нарпае» семилетний Решат тяжело заболел малярией, но чудом выздоровел. В 1945 году тяжело заболел и умер отец Абдурефи.

Материальное положение семьи стало невыносимо тяжелым. Чтобы выжить, сестра Сайде, взяв с собой Решата, уехала в пос. Вревский к родственникам отца. Потом к ним приехали и сестры Эмине и Нияр. Мать вынуждена была перебраться в Самарканд. Там она устроилась работать на завод «Красный двигатель».

Старшая сестра Эмине в эти тяжелые годы заменила Решату мать. Ее личная жизнь сложилась не самым лучшим образом. Лятиф Гафур после войны приехал в Узбекистан и долгое время безуспешно пытался разыскать жену. В конечном итоге у него появилась новая семья, с которой он жил в Коканде, где преподавал в техникуме. Когда Лятиф Гафур спустя годы узнал о том, что Эмине жива, он пытался встретиться с ней. Но она не захотела, чтобы дети, родившиеся в его новой семье, росли без отца.

Решата-ага всегда интересовала судьба Лятифа Гафура, это был незаурядный человек, часто публиковавшийся на страницах газеты «Ленин байрагъы». Предположительно Лятиф Гафур под конец жизни вернулся в Крым. По крайней мере, один из знакомых Решата-ага, утверждал, что видел его в Симферополе. Если кто-нибудь  обладает информацией о судьбе Лятифа Гафура и его потомков или о судьбе младшей сестры Шефики-ханум — Эсме, просим сообщить в редакцию.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог