Курс валют USD 0 EUR 0

Судьба семьи уроженцев Гаспры характерна для односельчан

Комментариев: 0
Просмотров: 705

Дочь Мемета-ака Аджибиляла — Розалье Усеинова (по деду) родилась в Гаспре в 1931 году. Получить землю в родной Гаспре и обустроиться там не смогла. Им, коренным гаспринцам, объяснили, что для ее семьи и родственников земли свободной нет. Ее отец в период сталинских репрессий в 1937 году был осужден на 10 лет, потому в 1947 году он разыскал свою репрессированную семью в г. Бекабаде Узбекистана. У Мемета-ака и его супруги Асие-апа из Кореиза в семье были: Сабрие Усеинова (по мужу Баканева) (1920 г. р.), Нимет (1924 г. р.), Усеин (1926 г. р.), Розалье (1931 г. р.), Зульфуре (1937 г. р.). Когда-то родители Асие-апа переехали из Симеиза на Асамоти, землю, расположенную выше Кореиза, на которой были сплошные сады хурмы, ореха, фундука, черешни, яблонь. Их родственниками в Гаспре были Юнус Велиев, Асан Ярмошка (прозвище). Сестра Асие-апа Тензиле была замужем за одним из рода Чонтуков, коренных гаспринцев. В 1929 году ту семью раскулачили и выслали в Марийскую АССР, а в их доме открыли колхозный детский сад. Те выселенные люди не вернулись, обрусели и остались в местах ссылки. Их дочь Фазиле вышла замуж и уехала в Харьков, а два брата остались в местах ссылки и затерялись в лесу. После возвращения к своей семье Мемет-ака и Асие-апа поехали из Бекабада и нашли Тензиле в лесу в маленьком домике. Перевезли ее в Бекабад где-то в 1960-х годах. Потом ее отправили к дочери в Харьков, где она и осталась навсегда. Сейчас никакой связи с ее домашними нет. Из родственников в массиве Марьино г.Симферополя живет дочь младшей сестры Алие-апа — Фатмы – Лейля, по мужу Гемиджи. У нее есть два сына и дочь.

Семья Усеина-ака живет в Приятном Свидании. Его дети Хатидже и Мустафа семейные. Жена третьего покойного сына, умершего в Бакабаде, Зейнеб живет в Судаке с детьми, обустроена.

У Розалье-апа по материнской линии были дяди. Один из них, Ибраим Велиев, работал в Симферополе до войны директором молочного завода. Он не был коммунистом, и потому советские органы оставили его одним из организаторов подполья в Симферополе. Здесь он был связан с односельчанином из Гаспры Сервером Сырлы – резидентом военной разведки Красной Армии. Велиев заготавливал продовольствие для жителей общин Гаспры и Кореиза, часть продовольствия по договоренности оставалась в Симферополе и переправлялась партизанам через Кизил-Коба у Ангарского перевала. В подвалах молочного завода размещалась подпольная типография. После прихода Красной Армии Велиева арестовали 15 мая и 9 месяцев держали под следствием. В конце концов его освободили, выяснилось, что он спас многих евреев, записав их украинцами и русскими. Человек разыскал свою семью в Новой Ляле Свердловской области. Но там семейная жизнь не сложилась, и Ибраим-ака женился на русской, работавшей бухгалтером. Впоследствии он стал директором деревообрабатывающего завода, депутатом горсовета. В их семье росли сын и дочь. В наше время где-то в Симферополе живет его дочь от первого брака. Старший дядя по матери, Эмирасан, работал инженером в дорстрое на ЮБК. Третий дядя ушел на фронт и не вернулся. Брата Розалье, Нимета, принудительно записали добровольцем вместе с Мустафой, сыном бывшего председателя сельсовета Гаспры Якуба Адаманова. Больше о том парне ничего не было слышно. Нимет сумел бежать к красным и войну закончил в Венгрии.

Афизе Адаманову, бывшую председателем колхоза, видели, как она вечером поднималась на чердак дома Эмирусеина и Расима Керимовых. Председателя колхоза А. Адаманову вскоре арестовали и увели в Алупку. Ее мужа Якуба Адаманова схватили у кого-то дома в Дерекое (Ущельное) и расстреляли.

Староста Гаспры Матвей Мысков был без одного глаза, работал до войны в санатории рентгенологом. Муж Сабрие-апа Василий Баканев тоже работал рентгенологом в Ялте и как коллега с Матвеем был знаком. Когда Василия призвали в армию, в одном из ожесточенных боев под Сивашем он был контужен, попал в плен и оказался в концлагере «Картофельный городок» близ Симферополя. Он сумел бежать. Вернулся в Гаспру. Надеялся, что Матвей Мысков не сдаст его оккупантам. Ошибся. Немецкие солдаты пришли и забрали его из дома. Василию вновь удалось бежать. Он погиб в боях в Чехословакии и там похоронен в братской могиле. У Сабрие-апа была дочь, 1940 г.р., жила в Симеизе. Она умерла, но в Симеизе сейчас живет уже внучка Сабрие-апа с мужем и двумя детьми. Откровением для меня стало, что отец Розалье, Мемет Аджибилял, и Эсма-енге – жена Сейдамета Толстого, расстрелянного оккупантами в госпитале в Керчи, были родными братом и сестрой.

Моя беседа с Розалье-апа состоялась 15 мая 2008 года в спокойной домашней обстановке. На вопрос «Где же вы, односельчане?» стал вырисовываться объективный ответ.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог