Курс валют USD 0 EUR 0

Летчики

Комментариев: 0
Просмотров: 757

Сотня Амет-Хана

(Продолжение. Начало в №№37, 39)

Владимир ПОЛЯКОВ, доктор исторических наук, профессор КИПУ им. Ф. Якубова

Авиация пришла в нашу жизнь довольно поздно, только в самом начале ХХ века. Само слово «авиа» восходит к латыни, где означает «птица», а затем уже через французский пришло в русский язык. Впрочем, первоначально его пробовали заменить нашим «воздухоплаванием», появилось даже производное «воздухоплаватель», но оба термина не закрепились. Если «авиация» осталась без конкурентов, то производную от него «авиатор» немного потеснили. Сегодня авиаторы — это все, кто связан с авиацией, а вот непосредственно поднимался в небо пилот. Это слово, прежде чем стать нашим, прошло еще более сложный путь от греческого «весло», далее «кормчий», через латынь попало во французский и уже оттуда в русский язык, но со временем не выдержало конкуренции с русским аналогом «летчик».

В этой статье мы познакомим вас с крымскими татарами, которые, связав свою судьбу с авиацией, были «кормчими» своих деревянных, железных, алюминиевых птиц.

В предвоенные годы стать военным летчиком можно было двумя путями: самый распространенный — без отрыва от работы или учебы успешно закончить аэроклуб; второй, более трудный, — сразу поступить в военное летное училище.

В теории предполагалось, что все выпускники летного отделения аэроклуба — потенциальные курсанты училищ, но в реальности это оказалось не так. Дело в том, что в аэроклуб принимали практически всех желающих, а в военные училища проходил строжайший отбор по состоянию здоровья и еще больший — мандатной комиссией.

Расскажу на примере моей семьи. Отца в 1931 году сразу же после окончания Симферопольской профтехшколы по комсомольскому набору направили в авиацию. В Севастополь, где он проходил комиссию, сквозь проверочное сито прошло разве что три человека из сотни.

Брат мамы, один из первых крымских планеристов, по окончании аэроклуба собирался поступать в авиационный институт, чтобы стать авиаконструктором. В принудительном порядке его направили в Качу, где он не прошел мандатную комиссию. Всплыло то, что его отец (то есть мой дед) владел в Геническе мельницей.

Я рассказываю об этом для того, чтобы читающий эти строки понимал, какой отбор, и прежде всего на лояльность к режиму, прошли все, кому было доверено стать летчиком.

Если вспомнить фильм «В бой идут одни старики», то все было точно так же. Кто-то к началу войны был уже опытным летчиком, а кто-то пришел в строевой полк только после окончания училища и владел только самыми примитивными навыками: «взлет-посадка».

Знаете ли вы, как по внешнему виду в начале войны безошибочно отличали «стариков» от «молодых»? Дело в том, что «старики» ходили в регланах — кожаных пальто, которые с 1940 года, по приказу нового наркома Тимошенко, перестали выдавать молодым пилотам.

Так получилось, что у крымскотатарской общественности на слуху фактически всего 2-3 имени пилотов: Амет-Хан Султан, Абдураим Решидов и Эмир-Усеин Чалбаш. Мы же познакомим вас еще с другими замечательными нашими земляками.

Али Умеров. В ноябре 1941 года награжден орденом «Красного Знамени» за 47 боевых вылетов. Это очень много! Если бы он не погиб в воздушном бою 27 ноября 1941 года, то, безусловно, стал бы Героем Советского Союза.

Якуб Меметов. Служил в одной эскадрилье с прославленными в будущем советскими асами Александром Покрышкиным и Григорием Речкаловым. Первым в своей эскадрилье уже 5 ноября 1941-го был награжден орденом. Сбил 9 самолетов противника. Погиб в воздушном бою. Напомню, что для присвоения звания героя, как правило, было необходимо 12 сбитых.

Осман Зиядинов. Командовал эскадрильей. Награжден тремя орденами. Погиб на 159 боевом вылете.

Месут Мемедулаев. В действующую армию попал в 1943 году. Вскоре стал командиром эскадрильи. Награжден тремя орденами.

К сожалению, была категория ребят, своего рода «крымских Смуглянок», которые прямо из училища попали на фронт и погибли в первых же боевых вылетах. Мы имеем фотографию лишь одного из них — Мустафы Мустафаева из Дегирменкоя.

Всего же из 21 летчика погибли 12. Это даже больше, чем каждый второй. Вот имена всех. Выделены те, кто погиб: Изет Аблякимов, Меджит Аблякимов, Юсуф Алимов, Али Асанов, Асан Бербер, Осман Зиядинов, Мустафа Каладжиев, Мансур Мазинов, Месут Мемедулаев, Якуб Меметов, Кудус Мензаде, Мустафа Мустафаев, Меджит Облякимов, Хамид Османов, Абдураим Решидов, Рефиджан Сулейманов, Амет-Хан Султан, Али Умеров, Сулейман Устинов, Нурий Халилов, Хайдар Хамидов.

(Продолжение следует.)

Амет-Хан Султан

Абдураим Решидов

Эмир-Усеин Чалбаш

Рефиджан Сулейманов

Мансур Мазинов

Кудус Мензаде

Али Умеров

Якуб Меметов

Шейх-заде

Месут Мемедулаев

Люман Эннанов

Мустафаев

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65