Курс валют USD 0 EUR 0

Деятельность  Решида Медиева  в  Карасубазаре

Комментариев: 0
Просмотров: 544

Решид Медиев (стоит справа) с депутатами Государственной Думы

 

Мой отец Ильясов Сеит-Ибраим Эмир-Ильяс ШЕЙХЗАДЕ родился в г. Карасубазаре в 1894 году в семье известных священнослужителей шейхов, имам-хатипов Карасубазарской мечети Хан-Джами. Учился он у Р. Медиева в созданной им школе-рушдие вместе с Бекиром Чобан-заде. В 1978 году отец написал свои воспоминания о Р. Медиеве, но тогда они не были напечатаны. Впервые на крымскотатарском языке они были опубликованы в журнале «Йылдыз» (№2 от 2002 г.) Ризой Фазылом, потому что рукописи были у него.

Дильшад Ильяс Шейхзаде

 

Ильясов Сеит-Ибраим Эмир-Ильяс ШЕЙХЗАДЕ

В Карасубазаре в новом двухэтажном здании, первый этаж которого занимали магазины, на втором этаже, в просторных комнатах с высокими, широкими окнами, городскими властями была открыта специализированная школа-рушдие для обучения крымскотатарских детей на русском языке. Широкие окна просторных классов были занавешены узорчатыми занавесками. На подоконниках в красивых горшках всегда были ухоженные цветы. Учебные пособия были расположены в виде высокой счетной доски с одной стороны класса и гладкой доски черного цвета для написания — с другой. К доске была прикручена коробочка с мелом и рядом предусмотрена подушечка для вытирания. Таблицы, развешанные на стенах, с цветными зарисовками природы, растений, животных и других картин вызывали живой интерес детей и, как магнитом, привлекали к себе.

С началом учебного года (вторая смена), в первый класс этой школы-рушдие были приняты ученики пятых классов семилетней крымскотатарской школы. Учитель рассадил детей по знанию букв русского алфавита и объяснил методику обучения, всем раздал азбуку на русском языке, по одной тетради в линейку и в клетку и металлическую ручку. Он написал на доске прописную и печатную большую и маленькую букву «А» и попросил переписать их в тетрадь, подходя к каждому ученику и вежливо, с любовью объясняя, как нужно держать ручку и как выводить буквы. Таков был учитель Решид Медиев.

Медиев был высокого роста, худощавый, внятно и тихо разговаривающий. Он со всеми общался очень вежливо, с большим почтением и уважением. Все его поступки показывали его воспитанность, культуру, выдержанность и были примером интеллигентности. Особую притягательность и красоту придавали ему национальный калпак ялтинской формы, твердый стоячий воротник, рубашка с манжетами и серый, всегда выглаженный костюм. Очень трудно описать его неутомимую волю, выдержанность, стойкость в нескольких словах. Р. Медиев был не только замечательным преподавателем русского языка, наряду с этим он своей первоочередной задачей считал объединить представителей карасубазарской интеллигенции, что удалось ему сделать за короткое время, завоевав любовь и уважение среди народа. Для достижения своей цели Р.Медиев затратил немало усилий, постоянно встречаясь с интеллигенцией и известными среди населения знатными людьми, проводя с ними беседы, дискуссии и совещания.

В первые годы деятельности в Карасубазаре Р. Медиеву очень помогали приехавший из Перекопска его лучший друг, соратник и единомышленник Абдульхамид-оджа и предприниматель из Петербурга Менсеит (Менли Сеид) Джемилев, Мустафа Куртиев из города Кефе, что вызывало восторг и интерес местной интеллигенции. За короткое время его единомышленниками и сподвижниками стали Сеит-Мемет Шейх-заде и Аблямит Шейх-заде, старший брат и двоюродный брат моего отца, а также видные в Карасубазаре люди: Абдулфетта Абдураман, Бекир Калафат, Абибулла Зиядин, Базиргян Мамут, Ибраим Смольский, Осман Сейфуллаев, Абдулла-бай, Сеид Амет Челеби, Сеид Умер Таракчи Сеид-Али Сарачи и другие.

Р. Медиева очень интересовала жизнь Карасубазара, деятельность властей города по благоустройству, социальное положение и другие вопросы. Проведенный им анализ натолкнул на серьезные размышления. Из всего населения, проживающего в Карасубазаре, 43% составляли крымские татары, 26% — русские и украинцы и 31% — греки, болгары, армяне, поляки, крымчаки и караимы. В то же время в городской думе крымских татар было очень мало и городским головой постоянно избирались караимы или армяне. В годы пребывания Р.Медиева в Карасубазаре началась избирательная кампания в городскую Думу. Главной своей задачей Р. Медиев считал обеспечить избрание как можно большего числа крымских татар. В то время кандидат должен был обладать имущественным цензом. Для участия в избирательной кампании в городскую думу кандидатов от крымских татар были фиктивно нотариально оформлены подставные документы: «Европейская кофейня» Абдуллы-бая «продана» Осману Сейфуллаеву, кофейня и некоторые магазины Аджи Абдураима якобы принадлежат Ибраиму Смольскому, а Решид Медиев стал владельцем двухэтажного дома, ранее принадлежавшего Али Моллаеву. Эти три кандидата были избраны в городскую думу. В то же время Р. Медиев был избран депутатом II Государстенной Думы от Таврической губернии. Первоочередной задачей Р. Медиев считал  обеспечение землей сельских тружеников. В своей речи с трибуны II Государственной Думы его заявление: «Земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает», — было ушатом ледяной воды на головы депутатов Думы. Это заявление, сделанное с высокой трибуны, характеризует Р. Медиева как прогрессивную личность с передовыми идеями. Призыв отдать земли крестьянам был для князей, графов, генералов, крупных помещиков ударом «в сердце» и предупреждением. Во всеуслышание сделать такое заявление было настоящим героизмом и храбростью.

В своей общественно-политической деятельности Медиев наметил мероприятия для улучшения жизни жителей Карасубазара и придания городу современного, цивилизованного вида. В число приоритетных решений включил  освещение кварталов и улиц, строительство фонтанов для водообеспечения  районов, городской электростанции, а также принял меры для развития культуры. Через некоторое время улицы были освещены фонарями, что дало возможность жителям гулять допоздна. Следующим этапом была замена в квартале Хан-Джами керамического водовода на чугунные трубы. Расположенный под горой Таз-Кая в юго-восточной части Карасубазара родник был расчищен, расширен и превращен в озеро, что дало возможность обеспечить водой окраинные кварталы Хан-Джами, Яны-Джами и Токал-Джами. До этого проблему эту решали водовозы, которые, из-за потери заработка, стали выражать свое недовольство деятельностью Р.Медиева.

В красивом городском саду, на небольшой площадке под названием «Сторожевая» была установлена на чугунном столбе карбидная лампа, освещавшая весь городской сад и прилегающие «Сары къавени», кофейню Шаибова и клуб. Жители города специально приходили полюбоваться этой лампой. Впоследствии такие были установлены перед кинотеатром, католической церковью и в сквере на берегу речки Чай.

В 1906 году Р. Медиев начал выпускать газету «Ветан хадими» («Слуга Отчизны»). Печаталась газета в типографии Рогана. Редактором был сам Р. Медиев, а его секретарем — Аблямит Шейх-заде. Газета получила широкое распространение среди народа. (Наиболее полная информацию о газете имеется в книге И.Керимова «Крымскотатарская периодическая печать довоенного времени» – ред.). Но было немало людей, недовольных изданием. Среди них беи, мурзы, владельцы вакуфных земель, работники мечетей, которым не нравились мысли, распространяемые газетой. Даже разбирающийся в обстановке Сейдамет Челеби прекратил общение с газетой, так как у него были крупные земельные угодья. А Абдулла-бай, имевший гораздо больше земли и состояния, остался верным другом Р. Медиева.

В годы издания газеты «Ветан хадими» Р.Медиев напечатал произведение малоизвестного тогда еще поэта Шамиля Тохтаргазы «Нале-и Къырым», благодаря чему Ш. Тохтаргазы получил широкую известность.

Еще одним значительным преобразованием  Р. Медиева в области развития культуры и искусства было создание труппы, которая поставила комедийный спектакль, очень понравившийся населению. Ставились и исторические спектакли. В частности, была поставлена известная пьеса Ахмеда Джавдета «Шейх Санван». В Карасубазаре демонстрировался фильм под названием «Туманная картина», который крымские татары не посещали. Чтобы привить интерес к кино как искусству, Р. Медиев пригласил на этот фильм интеллигенцию с семьями и молодежь за свой счет. Позже картину посмотрели   многие и долгое время делились своими впечатлениями за чашкой кофе. Этот случай побудил учителя рушдие Мустафу-эфенди водить по четвергам учеников в кино.

Надо отметить огромную работу Р. Медиева в создании в Карасубазаре благотворительного общества «Джемиет-и хайрие», членами которого стали жители города и окрестных деревень. В результате своей деятельности «Джемиет-и хайрие стала крупнейшей благотворительной организацией в Крыму. Основной ее задачей было бесплатное обучение детей из малоимущих семей, обеспечение их учебными принадлежностями. Два раза в течение года эти дети снабжались одеждой и обувью. Кроме этого, оказывалась помощь одиноким женщинам, немощным, больным и нуждающимся. Они обеспечивались продуктами питания, одеждой, обувью и топливом. Доходы этой организации складывались из членских взносов и спонсорской помощи. По мнению многих людей, деятельность этой организации была не только благотворительной, она имела и воспитательное значение. Были отдельные люди, которые, не желая понять ее сущности, выступали с критикой деятельности этой организации, называя ее распространителем национализма.

Проницательностью и дальновидностью Р.Медиева было назначение председателем «Джемиет-и хайрие» известного среди торговцев и религиозных деятелей Ахмеда Челеби, который был прекрасным  оратором. Он обладал особой способностью убеждать богачей оказывать материальную помощь.

Я хорошо помню, что 40-45% малоимущих детей обучались в школе рушдие за счет средств «Джемиет-и хайрие», в их числе были я, Бекир Чобан-заде и другие. За средства этой организации многие обучались в Турции и других странах. Из тех, кто уехал учиться в Турцию на средства «Джемиет-и хайрие», я лично знал Бекира Чобан-заде, Асана Сабри Омерова, Абдулгафара Ибраима, Усеина Сеида-Яя, Усеина Амета Фурунджы, Керима Джемалединова.

Считаю нужным отметить еще одно из значительных дел Р.Медиева. Маалле Хан-Джами располагалась на окраине восточной части Крарасубазара. К востоку от этого района были свободные земли – пустыри, на которых мы, дети, играли в различные игры. В один из таких дней на этот пустырь пришел Медиев в сопровождении работников администрации с чертежами в руках. Мы, остановив игру, прислушались к разговору и поняли, что здесь намечается строительство нового района. И действительно, через несколько дней при участии Р. Медиева разметили участки для строительства домов и дорог. За короткое время были возведены дома.

В эти дома заселялись крестьяне, изгнанные из своих деревень помещиками, а также жители деревни Копюрликой, которых из деревни выселил помещик Смаил-ага, и они ютились в подвалах. Таким образом, появился новый, современный, благоустроенный район с ровными, широкими улицами. Эта забота о малоимущих людях принесла славу Р. Медиеву как благородному и великодушному человеку, исполняющему свой человеческий долг перед людьми.

В городе до 1905 года мощенные камнем улицы были только возле Сторожевой площади и кожевенного, овощного и дровяного базаров. Другие улицы города осенью, зимой и в дождливою погоду превращались в непроходимое грязевое месиво. Я хорошо помню, как в городе мостили улицы камнем, сначала от нижнего базара до Сторожевой площади, а затем от городской Думы до шоссейной дороги, ведущей в Симферополь. Также были отремонтированы многие участки центральной улицы города. К этому благородному делу Р. Медиев привлек хозяев кофеен и магазинов, которые покрыли камнем прилегающие к их заведениям участки.

Медиев был женат на сестре Али Моллаева — Ребие. У них была единственная дочь Лейля. Когда я работал учителем в Карасубазаре, она была моей ученицей. Жила она потом в г. Кировобад (Азербайджан).

К великому сожалению, Р. Медиев не смог довести до конца свои идеи и замыслы. Неизлечимая тогда болезнь — туберкулез легких — лишила его жизни в 32-летнем возрасте. Его похороны до сих пор у меня перед глазами. Проводить его в последний путь собралось все население Карасубазара и окрестных сел – крымские татары, русские, греки, армяне, караимы и крымчаки. Все они провожали его со слезами на глазах. Ученики школы-рушдие и других школ строем шли за усопшим, за ними — остальные люди. Народ проводил Р. Медиева до самого кладбища.

Р. Медиев был предан земле на большом кладбище, расположенном на возвышенности недалеко от моста речки Сары-Сув.

(Публикуется в сокращении.)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог