Курс валют USD 0 EUR 0

Свидетель юбилеев

Комментариев: 0
Просмотров: 516

Владимир ПОЛЯКОВ, доктор исторических наук

 

Поскольку живу я на этой земле «без копеек» уже три четверти века, то повидал много знаковых юбилеев, о которых и хочу рассказать.

 

1947 год. 800 лет Москве.

В памяти, конечно, ничего не осталось, но в моем альбоме есть марка юбилейной серии и медаль бабушкиной сестры, которая в тот год была в Москве школьной учительницей.

1954 год. 300 лет воссоединению Украины и России.

Жил я тогда в туркменском городке Мары, ходил во второй класс. Нас заставили заполнять какую-то анкету, где была глава «национальность». Поскольку моя семья была из Крыма, где жили обе мои бабушки, я подумал, подумал и написал … «украинец».

1961 год. 100 лет отмене крепостного права.

Учился на 1 курсе автотехникума, но абсолютно ничего в связи с этой датой не помню. Как узнал уже впоследствии, идеологический отдел ЦК КПСС, оказывается, принял решение никак не отмечать это событие. Подумаешь — крепостное право отменили!

1962 год. 150 лет победе в Отечественной войне 1812 г.

Вышел замечательный фильм, к тому же кинокомедия, «Гусарская баллада», появились анекдоты о поручике Ржевском. Примечательно, что до сих пор абсолютное большинство людей не знают о том, в какой день в Российской империи праздновали день победы в войне 1812 года.

Не буду вас мучить. Каждое Рождество!

1965 год. 20 лет победе в Великой Отечественной войне.

Дата, в общем-то, не каноническая. По закону о юбилеях следует отмечать юбилеи кратные цифре 25. Тем не менее, обращаюсь к ней потому, что именно 1965 год повернул внимание общества к минувшей войне.

9 мая вдруг стал нерабочим днем. Вероятно, это было нечто вроде «пакетного соглашения», так как выходными стали Новый год и, совершенно неожиданно, 8 марта.

Тема минувшей войны была органично связана с нашей тогдашней жизнью. Помню, как в первом классе на первом родительском собрании наш учитель Тамара Ивановна Слесарева, увидев возле каждого из своих будущих учеников отца и мать, разрыдалась. Оказывается, она в тот год выпустила класс, где был всего один отец, да и тот без руки.

Едва ли не все наши родители были фронтовиками. Отец Наташи Кудряшовой — Герой Советского Союза, летчик; Славы Филюкова – командир корабля, на котором академик Курчатов проводил свои знаменитые опыты по разминированию; Бориса Марусича — командир батареи; Вити Терлецкого — торпедист-подводник с прославленной «Малютки», Юры Козлова — командир авиационного полка… Так можно было рассказывать практически о каждом из отцов моих одноклассников. Примечательно, что никто из них никогда перед нами не выступал, и обо всем этом мы узнавали случайно, бывая у своих одноклассников дома. Несколько по-иному сложилась судьба Володи Чудака — его родители поженились в концлагере. Может быть, поэтому Володя первым из мальчишек нашего класса рано ушел из жизни.

Фронтовиками были многие педагоги. Мне запомнился учитель истории Семен Михайлович Карагоз. Тему войны, какие-то отдельные эпизоды он иногда органично вплетал в канву  своего урока.

В тот год была учреждена юбилейная медаль, которую получили все военнослужащие армии и флота. Именно тогда я был призван на Тихоокеанский флот, но на несколько месяцев позже, чем вручали медали. Так первые два года из-за отсутствия медали на парадной форменке в увольнении патрули и девушки различали в нас «салажат».

1968 год. 50 лет ВЛКСМ.

Поскольку я был секретарем комитета комсомола своей части, то оказался среди делегатов флотской конференции. Вернувшийся с юбилейного съезда в Москве капитан-лейтенант Ставский — главный комсомолец Тихоокеанского флота, рассказал, что на съезд хотели пригласить людей, которые запечатлены на знаменитом фото, где Ленин и еще трое или четверо несут на субботнике бревно. Поскольку, оказалось, что по каждому обкому комсомола таких людей несколько, то от идеи отказались.

1970 год. Сто лет со дня рождения В. Ленина.

Несколько лет спустя мой коллега в автотехникуме Альберт Шиханев как-то признался, что ушел с должности директора школы, так как не смог вынести всего маразма, связанного с этим юбилеем.

Мне же юбилей запомнился анекдотами:

Мебельная фабрика КИМ выпустила новинку — «Трехспальная кровать «Ленин с нами»; Винзавод «Массандра» — Вино «Ленин в Разливе»;

1980 год. 50 лет Симферопольскому автотранспортному  техникуму.

В этом техникуме в 1930 году познакомились мои мама и папа. С 1961 по 1965 годы учился в нем я, с 1977 по 1994 — преподавал. Министерство автомобильного транспорта Украины, непосредственно которому мы подчинялись, потребовало архивную выписку, которой, увы, не было. Вот тогда я, преподаватель «Пассажирских автомобильных перевозок», просидел месяц в архиве и нашел решение Крымского совнаркома об открытии в Крыму 3 институтов и 9 техникумов. В том числе и нашего. Юбилейные торжества сопровождались вручением званий, премий. Я же ничего не получил. Все в соответствии с известной пословицей: «Топор, построивший дом, остается за порогом».

1988 год. Тысячелетие Христианства на Руси.

В тот год я активно сотрудничал с обществом «Знание», выступал с лекциями по краеведческой и атеистической тематике. На одном из инструктивных совещаний наш тогдашний  руководитель с грустью рассказал, что общество «Знание» никак не может дать нам  инструктивные указания в отношении того, как относиться к приближающейся дате тысячелетия христианства на Руси. В ЦК КПСС идет борьба трех мнений: «раздолбать», «не заметить», «отметить, но чрезвычайно сдержанно». Поскольку уже началась «Перестройка», то в конечном итоге победила последняя точка зрения.

2021 год. Сто лет создания Крымской АССР

Подготовка к подобным юбилеям, пышные празднования уже вовсю идут в аналогичных субъектах Российской федерации. Только в Крыму по-прежнему «Режим умолчания». Почему?

Выскажу собственное мнение. С 1921 по 1944 годы совершенно не возникал вопрос о том, какая это республика: территориальная или национальная? Абсолютно для всех было очевидным, что она национальная. После 1944 года об этом вообще говорить было не принято, и только в период «Перестройки» стали появляться публикации о том, что она была территориальной. Что сразу же стало официальной точкой зрения «Партии власти». Создание Крымской автономии сначала в составе Украины, а затем ее трансформация в субъект  Российской федерации ничего не изменили.

Вот откуда такое отношение к юбилею? Невольно приходишь к выводу, что лица, от мнения которых зависит: «праздновать», «раздолбать» или «не заметить», в глубине души понимают, что республика была национальная и потому не хотят «будить зверя». Как там говорят англичане: «Let sleeping dog lie».

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог