Курс валют USD 0 EUR 0

От губернии — к автономной республике

Комментариев: 0
Просмотров: 613

18 октября 1921 года высшие органы власти Советской России — Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров утвердили декрет, постановлявший: «Образовать Автономную Крымскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР в границах Крымского полуострова». Таким образом, был определен политический статус Крыма в рамках молодого советского государства. Становление Крыма в качестве автономной республики стало итогом сложных политических процессов, протекавших в 1917 – 1921 гг.

Культурная автономия и федеративная республика

Российская империя, в состав которой с 1783 года входил и Крым, была жестким централизованным государством. Территория империи была поделена на губернии, которые были непосредственно подчинены власти центрального правительства. С точки зрения правовой системы того времени, губернатор считался непосредственным начальником вверенной ему территории и первым в ней блюстителем «неприкосновенности прав верховной власти».

Февральская революция 1917 года открыла путь для преобразования России в федеративную республику. Отказ от унитарного устройства государства в пользу федерации (формы устройства государства, при которой его составные части обладают достаточно широкими полномочиями в проведении внутренней политики) виделся людям того времени как способ решения многих проблем, в том числе и национального вопроса. «Вековые конфликты народностей, населяющих Россию, могут быть умиротворены лишь согласно великому началу национального самоопределения, а таковое лучше всего удовлетворяется принципами федерализма», — писал один из видных правоведов того времени С.Корф. Ожидалось, что вопрос нового государственного устройства России будет разрешен демократически избранным парламентом — Учредительным собранием.

Однако переход к федеративному устройству не означал сам по себе решения всех проблем народов, населявших необъятные территории Российской империи. Ведь большинство федераций, существующих в мире, строится по территориальному принципу, не предполагающему разрешения национальных вопросов. Потому было важно, каким содержанием будет наполнено новое законодательство.

При этом в российском обществе отсутствовала единая точка зрения на то, как должны строиться взаимоотношения между центром и регионами в обновленном российском государстве. Новые правила еще только предстояло выработать.

Крымскотатарские общественно-политические силы, сплотившиеся вокруг возглавляемого Н.Челебиджиханом Временного крымского мусульманского исполнительного комитета (ВКМИК), активно поддержали лозунг преобразования России в демократическую федеративную республику. 22 июля 1917 г. печатный орган ВКМИК газета «Голос Татар» в своем первом номере опубликовала политическую программу татарской революционной демократии. «В Учредительном Собрании татарский народ будет добиваться установления Федеративно-Демократической Республики», — гласил один из основополагающих пунктов этого программного документа.

Вместе с тем программа дополнялась и следующим положением: «Татарский народ в единении с другими народностями, населяющими Крым, не требует для себя политической автономии, но не позволит установления в Крыму политической гегемонии какого-нибудь народа, не имеющего ни культурных, ни исторических, ни этнографических прав на таковую». Другой же пункт программы подчеркивал, что «татарский народ требует для себя национально-культурную автономию как необходимый фактор свободного развития национального самосознания».

Для современного читателя требование национально-культурной автономии может показаться непонятным, поскольку сегодня под национально-культурной автономией, как правило, подразумевается общественная организация, занимающаяся преимущественно проведением культурно-развлекательных мероприятий и не претендующая на участие в разрешении каких-то более или менее серьезных социальных вопросов.

В начале же ХХ века национально-культурную автономию понимали гораздо шире. Российская империя была унитарным государством, но в то же время ее общество было сильно разделено по сословным и религиозным признакам. Это особенно сильно сказывалось на сфере образования, которое не было отделено от религии. Так существовавшие в Крыму мектебы и медресе находились в ведении Таврического магометанского духовного правления, деятельность которого находилась под неусыпным контролем Министерства внутренних дел империи.

Проведение в марте 1917 года Всекрымского мусульманского съезда, избрание Номана Челебиджихана новым муфтием с одновременным формированием под его началом Временного крымского мусульманского исполнительного комитета положило начало существованию культурно-национальной автономии. Автономия эта касалась не только мечетей и духовной жизни. Под контролем ВКМИК находились образовательные учреждения (которые им активно реформировались) и вакуфы (за счет доходов с которых финансировалась деятельность комитета и подчиненных ему учреждений). Комитет создавал и новые культурные учреждения, так осенью 1917 года по распоряжению его лидеров во дворце крымских ханов в Бахчисарае был создан музей истории и культуры крымских татар.

Но Н.Челебиджихан и его соратники не собирались ограничиваться рамками культурно-национальной автономии. К тому же события, происходившие в стране, толкали их к новым действиям.

Весьма примечательно выступление Н.Челебиджихана на крымскотатарском делегатском съезде, прошедшем в Симферополе 1-2 октября 1917 г. В своей речи Челебиджихан дает отчет о проделанной за полгода ВКМИКом работе и обозначает новые задачи. «Комитет пока подчинен непосредственно Министерству внутренних дел. В вопросах о вакуфах, военном и политическом свои обращения мы направляем непосредственно в Министерство внутренних дел… Все это нужно понимать как культурно-национальную автономию… Теперь, после того как в течение шести месяцев комитету удавалось осуществлять культурно-национальные идеалы народа, теперь перед комитетом, в связи с новыми политическими обстоятельствами, встает вопрос о дальнейшей судьбе Крыма, которую, по мнению комитета, должен разрешить Курултай (сейм), спешный созыв которого остро чувствуется комитетом. Задачи Курултая определены: обсуждение вопроса о территориальной автономии для Крыма и, в случае его принятия, издание соответствующих основных законов» («Голос Татар», №12 от 14 октября 1917 г.). Речь Челебиджихана была встречена залом продолжительными и бурными аплодисментами и возгласами: «Да здравствует территориальная автономия Крыма!». Таким образом, крымские татары впервые обозначили автономию Крымского полуострова как свою политическую цель.

(Продолжение следует.)

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог