(Начало в №2)
На протяжении XIX века национальный состав населения Крыма претерпевал значительные изменения. Еще в конце XVIII столетия, непосредственно после падения Крымского ханства, крымские татары составляли подавляющую часть среди жителей полуострова. Но активная эмиграция в пределы Османской империи способствовала существенному сокращению численности татарского населения. Одновременно все Северное Причерноморье активно заселялось переселенцами, стекавшимися в край из различных частей огромной Российской империи и даже из европейских стран. К концу XIX века крымские татары составляли около трети всего населения полуострова.
Когда в 1917 году крымскотатарское национальное движение во главе с Н. Челебиджиханом провозгласило лозунг об автономии Крыма, встал вопрос о том, как выстраивать отношения с представителями других народов, проживающих на полуострове.
«На Крымском полуострове растут разноцветные розы, лилии, тюльпаны. И у каждого из этих изящных цветов есть своя особенная красота, свой особенный нежный аромат. Эти розы, эти цветы — живущие в Крыму народы: татары, русские, армяне, евреи, немцы и другие. Цель Курултая — собрав их вместе, составить из них красивый и изящный букет, основать на прекрасном острове Крым настоящую цивилизованную Швейцарию. Курултай думает не только о крымских татарах, но обо всех народах, на протяжении веков по-братски живущих вместе с ними. Курултай приглашает их работать вместе, и будет идти с ними рука об руку. Крымские татары будут играть в этом деле не роль руководителя, но роль зачинателя, инициатора», — заявлял в одном из своих выступлений Номан Челебиджихан.
Однако устремления крымских татар по созданию на полуострове Крымской демократической республики очень быстро натолкнулись на определенное противодействие как со стороны правых, так и левых политических сил. 24 ноября 1917 года крымские большевики на своем съезде приняли резолюцию по вопросу об автономии Крыма: «Констатируя, что население Крыма состоит из различных национальностей, из которых татары не являются численно преобладающим элементом (только 18% всего населения), съезд считает в силу местных особенностей единственно правильным решением вопроса об автономии Крыма референдум (народное голосование) среди всего населения Крыма; в то же время съезд находит, что все местные организации обязаны вести самую энергичную агитацию против разжигания национальных страстей в местном населении разными националистическими группами и партиями».
В свою очередь, собравшийся в конце 1917 года в Бахчисарае крымскотатарский национальный парламент Курултай видел решение вопроса в созыве Всекрымского учредительного собрания, которое должно было быть избрано всем крымским населением и правомочно решить вопрос о провозглашении республики. Однако ни референдум, ни выборы так и не были организованы. Судьба Крыма решалась совсем другими путями.
Большевики, победившие в вооруженном столкновении с верными Курултаю эскадронами Крымского конного полка, первоначально продолжали рассматривать Крым как часть Таврической губернии. В начале февраля 1918 года в Севастополе проходит чрезвычайный съезд советов губернии, который формирует новый орган власти — Таврический центральный исполнительный комитет под председательством Жана Миллера. Таврический ЦИК принимает решения о роспуске Курултая, городских дум и земств. Для руководства различными сферами жизни при ЦИК создаются 15 комиссариатов, один из которых — по национальным делам — возглавляет Исмаил Фирдевс, первый большевик среди крымских татар.
7 марта 1918 года открывает свою работу новый съезд советов Таврической губернии. Среди 500 его делегатов — 120 крымских татар. Съезд обсуждает ряд животрепещущих вопросов, в том числе и об отношении к Брестскому миру, способах решения аграрного вопроса. Избирается новый состав Таврического ЦИК, состоявший из представителей партий большевиков и левых эсеров (12 большевиков и 8 левых эсеров). Крымскотатарские делегаты, являвшиеся беспартийными, внесли на рассмотрение съезда свое предложение — ввести в состав губернского ЦИК одного или двух своих представителей, но оно было отклонено.
«Идите в партию, и тогда вас будут избирать; если идти туда не хотите, то мы вам места не дадим. Национальным вопросам места быть не может», — заявил в ответ на предложение крымскотатарских делегатов представитель большевистской фракции Пахомов
«Конечно, такая постановка вопроса была неправильна… Большевистская фракция тогда стояла на той точке зрения, что ТаврЦИК должен состоять только из представителей двух партий, т. е. из представителей партии большевиков и шедших тогда в союзе с большевиками левых эсеров. Так как среди представителей от татарского крестьянства на съезде не было партийных татар, то с этой точки зрения они не могли быть введены в ТаврЦИК», — вспоминал впоследствии один из лидеров крымских большевиков Ю.Гавен.
Будучи одним из предводителей большевиков в период захвата ими власти сначала в Севастополе, а затем и в остальном Крыму, Гавен, тем не менее, описывая события 1917 – 1918 гг., признавал ошибки крымских большевиков в национальном вопросе.
«Вообще нужно сказать, что большевистская партия и руководимые ею органы советской власти в Крыму не только на данном съезде, но и после съезда слишком мало внимания обращали на национальный и особенно на татарский вопрос. Правда, в то время был образован комиссариат по национальным делам. Этот Комиссариат должен был руководить делами, связанными с разрешением культурно-бытовых вопросов национальных меньшинств, в том числе татарской национальности. Отнесение татар к национальному меньшинству в Крыму свидетельствует о неправильной постановке вопроса. Татарское население является коренным населением Крыма; история развития Крыма, начиная с XIII века, является по существу историей крымских татар… Татарская национальность была сильно ослаблена, так что она уже не составляет абсолютного большинства крымского населения, но, учитывая историю Крыма, нельзя было на крымских татар смотреть, как на национальное меньшинство в Крыму. Правда, немного позднее был образован специальный комиссариат по татарским делам, но этот Комиссариат в условиях данного времени не мог достаточно широко развернуть работу; к тому же во главе его стоял татарин (Фирдевс), который сам очень плохо знал татарский язык и который предпочитал кабинетную работу работе среди широких масс. Декреты центральной власти, выражавшие основные задачи пролетарской революции, за редкими исключениями не были переведены на татарский язык, и поэтому не были распространены среди татарских трудящихся», — так Ю.Гавен описывал реалии того времени в своей работе «Из истории революционного движения в Крыму», опубликованной в «Известиях Таврического общества истории, археологии и этнографии» в 1930 г. Следует заметить, что к тому времени И.Фирдевс был уже давно репрессирован и находился в заключении на Соловках. Очевидно, этим фактом в значительной степени была обусловлена столь нелестная характеристика, даваемая Гавеном своему близкому соратнику.
Хотя крымские большевики в начале 1918 года еще не собирались организовывать на полуострове никакой республики, однако, быстро меняющиеся реалии гражданской войны заставили их вскоре пересмотреть свое отношение к этому вопросу и руководствоваться исключительно прагматическими соображениями. Хотя описываемый выше губернский съезд советов и близко не обсуждал никаких вопросов о создании республики, уже спустя 12 дней после его закрытия Крым был объявлен Социалистической советской республикой Таврида. Причем инициатива ее создания исходила непосредственно от посланца центрального советского правительства.
(Продолжение следует)
comments powered by HyperComments