Курс валют USD 0 EUR 0

От губернии — к автономной республике

Комментариев: 0
Просмотров: 447

(Окончание. Начало в №№2-3)

21 марта 1918 года на заседании Таврического губернского Центрального Исполнительного комитета был принят декрет о провозглашении Советской Республикой Тавриды. На этом же заседании был утвержден состав республиканского правительства — Совета народных комиссаров.

По инициативе центра

«Решение по этому вопросу было привезено одним из членов Таврического ЦИКа, который ездил в Центр за получением средств», — отмечает советский историк М.Бунегин, в 1920-е годы работавший над написанием истории революции и гражданской войны в Крыму. В свою очередь, один из лидеров крымских большевиков того времени Ю.Гавен указывал в своих воспоминаниях на следующие обстоятельства провозглашения республики: «Вопрос о необходимости образования этой республики был поднят тов. А.Слуцким, который приехал из центра скоро после закрытия съезда; он обсуждался предварительно на заседании Тавгубкома с участием большевистской фракции ТаврЦИКа и после положительного решения был перенесен на заседание ТаврЦИКа».

Республика Тавриды намеревалась распространять свою власть на всю территорию бывшей Таврической губернии, в том числе и на три ее материковых уезда (территории современных Херсонской и Запорожской областей Украины). Решение о создании этого государственного образования, первоначально не входившее в планы большевиков, было принято по настоянию Москвы и обусловлено обстановкой, сложившейся после заключения мирного договора с кайзеровской Германией и ее союзниками в Бресте.

«Чем руководствовалась большевистская организация, выдвигая вопрос об образовании Республики Тавриды? Я должен подчеркнуть, что при решении этого вопроса она не исходила из мотивов, связанных с разрешением национального вопроса. Руководители большевистской организации тогда исходили из мотивов дипломатического порядка», — писал. Ю.Гавен. Идя на провозглашение Крыма самостоятельной республикой, лидеры большевиков надеялись на то, что новое государственное образование сможет стать нейтральной зоной между собственно Советской Россией и территорией Украинской народной республики, занятой германскими войсками.

Председателем совнаркома Республики Тавриды стал Антон Слуцкий (1884 — 1918), активный участник российского революционного движения, член РСДРП с 1905 г. К Крыму Слуцкий не имел до того никакого отношения и был направлен на полуостров с материка в марте 1918 г. Единственным представителем крымскотатарского населения в правительстве республики стал Исмаил Фирдевс, занявший пост наркома по иностранным и национальным делам.

Существование республики не было долгим. Германия по праву сильного толковала положение Брестского мирного договора в свою пользу. Военные силы крымских большевиков и Черноморского флота не смогли противостоять напору немецких войск, и к началу мая 1918 года вся территория полуострова перешла под контроль немцев. Слуцкий и несколько членов его правительства во время отступления были захвачены на Южном берегу восставшим против советской власти местным населением и расстреляны (но эта тема для отдельной публикации).

Краевые правительства

После прихода германских войск, для управления полуостровом создается краевое правительство во главе с литовским татарином генералом Сулейманом Сулькевичем. Краевое правительство взяло курс на самостоятельность Крыма, но с оговоркой, что окончательный политический статус полуострова будет определен на мирной конференции после окончания Первой мировой войны.

В этот период восстанавливают свою работу татарский национальный парламент Курултай и созданное им национальное правительство — Директория. Поскольку первый руководитель Директории Номан Челебиджихан был арестован большевиками и трагически погиб в феврале 1918 г. во время бесчинств, учиненных матросами в Севастополе, а его ближайший соратник Джафер Сейдамет вошел в состав краевого правительства в качестве министра иностранных дел, новым руководителем крымскотатарского национального правительства становится Абдульхаким Хильми (Абляким Ильми).

Директория и Курултай были органами национально-культурной автономии. Но эта автономия была весьма широкой, поскольку под их управлением находились крымскотатарские национальные образовательные и культурные учреждения. Доходы, получаемые от вакуфных земель, позволяли национальному правительству финансировать свою деятельность.

Как и в конце 1917 года, в Курултае считали необходимым провести выборы во Всекрымское учредительное собрание, которое могло бы взять на себя решение вопроса о политическом статусе полуострова, но германское военное командование не позволяло этого сделать.

Поражение Германии в Первой мировой войне обусловило падение кабинета Сулькевича в ноябре 1918 г. Власть перешла ко второму краевому правительству, сформированному лидером крымских кадетов — крупным предпринимателем и землевладельцем Соломоном Крымом. Крымскотатарские политики отказались входить в кадетский кабинет, однако новое правительство было поддержано прибывшими на полуостров войсками Антанты и отрядами белой Добровольческой армии генерала Деникина.

Соломон Крым и его однопартийцы провозглашали Крым составной частью России, к власти в которой кадеты еще надеялись в будущем вернуться. Но вместе с тем кадеты сохранили в составе крымского правительства Министерство иностранных дел. Хотя еще летом 1918 года на переговорах с лидерами Курултая выступали категорически против создания этого ведомства, рассматривая это как сепаратистский шаг. Теперь же, используя свой статус, правительство С.Крыма пыталось установить и поддержать близкие отношения с Францией, войска которой были развернуты на полуострове. Излишняя самостоятельность крымских властей раздражала военного диктатора Юга России Деникина. Ситуацию усугубляло то, что в отличие от крымских правителей, Деникин придерживался проанглийской внешнеполитической ориентации.

К недовольству Деникина, правительство С.Крыма под давлением общественного мнения вынуждено было согласиться на проведение выборов в крымский парламент. К этому моменту эта идея стала поддерживаться не только крымскотатарским населением полуострова. Лидеры Курултая рассчитывали принять в выборах самое активное участие. Партия Милли Фирка выдвинула списки своих кандидатов в избирательных округах.

Но, согласившись на выборы, правительство С.Крыма начинает наступление на позиции Курултая и Директории. В кадетской печати разворчивается кампания, направленная против лидеров Курултая. Их обвиняют в сепаратизме. 23 февраля 1919 года, в годовщину гибели Н.Челебиджихана, полиция и представители Добровольческой армии проводят обыски в здании крымскотатарского парламента. Эти действия были инициированы краевым министром внутренних дел Богдановым (бывший таврический губернский комиссар Временного правительства, по приказу которого в июле 1917 г. была предпринята попытка ареста Н.Челебиджихана) и краевым министром юстиции Набоковым (отец будущего известного писателя).

Газета «Миллет» писала по этому поводу 27 февраля 1919 года (приводим выдержки из перевода, опубликованного в сборнике документов «Гражданская война в России и Мусульмане». М. 2014, составленном С.Исхаковым):

«Обыски бывают при всех правительствах. Это самое важное средство у таких правительств, у которых все действия и мощь направлены против народа. Такое правительство от народа ничего не спрашивает, не обращает внимания на его желания, наоборот — давит народ и заставляет подчиняться своей силе.

Правительство должно действовать всегда на законных основаниях. А правительство Соломона Крыма, которое составлено из 18 назначенных людей, производит обыски высших национальных учреждений, которые созданы большинством нации. Над этим нелепым действием можно только смеяться…

Правительство Соломона Крыма не считается ни с какими правилами и законами. Но такие действия никогда не прощаются, и мы этого не забудем.

Противозаконные действия на достоинство крымских татар вызовут возмущение, и они покажут свой голос. А Крымский сейм, который защищает Татарский парламент, повысит свой голос».

Однако выборы в крымский парламент, на которые так уповали в Курултае, так и не состоялись. Воспользовавшись поражением Германии, власти Советской России объявили об аннулировании Брестского договора. Красная Армия приближалась к Крыму и вскоре овладела полуостровом.

Второй приход советской власти

Еще до своего возвращения в Крым большевики рассматривали вопрос о статусе полуострова и старались провести работу над ошибками, допущенными в первоначальный период своей власти. Находящийся на лечении в Москве Гавен добивался встречи с Лениным, для того чтобы обсудить с главой советского правительства вопрос провозглашения Крымской Советской Республики.

«Через несколько дней в 9 часов вечера Ильич принял меня в Кремле в своем кабинете. «Тов. Абрамович меня уже познакомил с вашим предложением в связи с Крымом, — начал Ильич, — оно не противоречит нашей политической линии и соответствует революционной конъюнктуре данного момента. Но, чтобы по данному вопросу вынести окончательное решение, необходимо познакомиться с положением национально-революционного движения в Крыму. В вашем распоряжении минут тридцать. Сообщите мне вкратце о национальном составе крымского населения, о национально-освободительном движении крымских татар, их стремлениях, о характернейших чертах революционной борьбы в Крыму в 1917 — 1918 годах…». Я вкратце познакомил Ильича с тем, как ход революционных событий в Крыму выдвинул на первый план национальный вопрос, какие ошибки были допущены крымской большевистской организацией (почти полное игнорирование национального вопроса) и какие тяжелые последствия вызвали эти ошибки (восстание татар, гибель целого ряда крупнейших крымских работников, обострение национальной вражды, дошедшей до фактов истребления одной нацией другой, и проч.)… В результате нашей беседы Ильич заявил: «Ваше предложение будет санкционировано. Поговорите с тов.Сталиным в Наркомнаце о вытекающих из него практических вопросах. По всему видно, что в ближайшее время красные части очистят Украину и Крым от белогвардейцев, и вы сможете вернуться в Крым для осуществления наших задач. Старайтесь избегать прежних ошибок. Национальный вопрос требует самого вдумчивого и осторожного отношения», — вспоминал впоследствии Гавен.

После занятия Крыма Красной Армией, 6 мая 1919 года была опубликована декларация, провозглашавшая Крым советской республикой. Ее государственными языками объявлялись русский и крымскотатарский языки. В состав правительства, которое возглавил Дмитрий Ульянов (младший брат Ленина), вошли трое крымских татар — Меметов, Идрисов и Арабский. Однако контрнаступление деникинских войск привело к тому, что уже в конце июня 1919 года вторая советская республика в Крыму пала.

Поражение национального движения

После прихода Добровольческой армии в Крыму началась реставрация дореволюционных порядков. Была восстановлена Таврическая губерния, назначен новый губернатор, подчинявшийся военным властям белых. Реставрация не могла не затронуть и национальной жизни крымских татар.

28 августа 1919 года таврический губернатор Н.Татищев в своем обращении к мусульманскому населению полуострова сообщил о приказе таврического главноначальствующего генерал-лейтенанта Шиллинга. Этим приказом в целях «установления законности в области управления духовными делами таврических магометан и вакуфами Крыма» объявлялось о прекращении деятельности «незаконной организации, именовавшей себя Крымскотатарской национальной директорией». Восстанавливались, конечно же, «временно», Таврическое магометанское духовное правление и Особая комиссия о вакуфах.

Это означало, что положение крымских татар вернулось во времена, предшествовавшие февралю 1917 г. Соответственно руководить восстановленным Таврическим магометанским духовным управлением было поручено Селямету-мурзе Кипчакскому, последнему в истории таврическому кади-аскеру и исполняющему обязанности муфтия, назначенного царским правительством в начале 1917 г. После февральской революции в марте 1917-го Селямет-мурза под давлением общественности вынужден был уйти в отставку, чем открыл дорогу для избрания муфтием Н.Челебиджихана. Впоследствии, уже в конце 1917 года, Курултай упразднил Духовное управление и Вакуфную комиссию, создав вместо них национальное правительство — Директорию. Но теперь практически все итоги деятельности национального движения 1917 – 1918 гг. перечеркивались. Белые власти разве что позволили поставить во главе вакуфной комиссии не чиновника со стороны, как было до революции, а мурзу Мусу Тайганского.

Крымскотатарское население в связи с такой политикой не симпатизировало белому делу и всячески старалось избежать призыва на службу в Добровольческую армию. Это вызывало новые репрессии со стороны властей. Среди крымских татар начинает понемногу расти число сторонников большевиков.

После того как поход Деникина на Москву осенью 1919 года закончился сокрушительным поражением, белые оказались в тяжелом положении. Пришедший на смену Деникину в качестве военного диктатора барон Врангель попытался привлечь симпатии крымских татар, инициировав проведение съезда для обсуждения вопроса предоставления крымским татарам национально-культурной автономии. Разработанный проект реформы предусматривал существование наряду с духовным управлением и Вакуфной комиссией и светского органа — Совета по делам крымских татар, избираемого населением. Однако эта реформа так и не была утверждена властями.

Окончание гражданской войны

В ноябре 1920 года врангелевские войска вынуждены были эвакуироваться из Крыма. Полуостров был окончательно занят Красной Армией. В течение года в коридорах власти в Симферополе и в Москве продолжалось обсуждение вопроса о политическом статусе региона. Крымскотатарская общественность хотела видеть Крым республикой, но были и те, кто выступал против. Так первый секретарь крымского обкома Акулов выступал за статус области. В итоге 18 октября 1921 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили решение о создании Крымской АССР. Начиналась новая эпоха в жизни Крыма…

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог