Курс валют USD 0 EUR 0

Амир МЕДЖИТОВ: Чтобы потомки знали, какой ценой доставалась нам каждая пядь родной земли

Комментариев: 0
Просмотров: 522

«Мы возвратились тридцать лет назад» — глянцевый альбом с таким названием был издан в конце минувшего года. На его страницах черно-белые уникальные фотографии рассказывают о далеко не глянцевом периоде возвращения и обустройства на родине после почти полувекового изгнания. Коренной народ Крыма, преодолев массу препятствий на своем пути, сумел вернуться, но как это было — сегодняшнее поколение, выросшее уже на земле своих предков, может услышать, к счастью, лишь со слов своих родителей, бабушек и дедушек, да еще из газет и журналов тех постсоветских лет. Прошли десятилетия, и крымские татары, день ото дня, своим трудом, единством и упорством, непреодолимой верностью своим корням и истокам, строили дома и поселки, добивались гражданства, открытия национальных классов, детских садов и школ. А самое главное — признания их прав. За эти годы отстроились 300 поселков компактного проживания крымских татар. Родились новые мелодии и песни. Изданы книги о городах и селах Крыма, основанные на воспоминаниях их уроженцев, фотографиях и документах: «Къуру-Узень. Заманлар, инсанлар, такъдирлер» Якуба Керима, сборник авторских песен Урьяне Кенжикаевой «Буюк-Ас» и ряд других изданий. Еще одну немаловажную нишу заняла идея издания фотоальбома об истории создания новых крымскотатарских поселков. И вот с одним из авторов такой инициативы — ветераном крымскотатарского национального движения, представителем Совета старейшин Ялты Амиром Меджитовым наша сегодняшняя беседа.

— Амир-бей, расскажите, пожалуйста, о вашем альбоме, идее его издания.

— Прошлый год был знаменателен для многих крымскотатарских поселков, отметивших свое тридцатилетие со дня основания. И наш поселок Чатал-къая — в их числе. Первоначально планировалось отметить эту дату масштабно, и 16 сентября – день, когда был заложен лагерь первопроходцев на так называемом «Кореизском плацдарме» — организовать праздничное мероприятие с участием всех жителей поселка и гостей. Но… противоковидные меры помешали этим планам реализоваться. Издатель Ибраим Чегертма тогда подсказал идею выпустить альбом, который бы проиллюстрировал жизнь возвращающегося народа, и обещал помочь с его изданием. На собранные общественностью средства мы вместе с участником национального движения Решатом Аблаевым подготовили и составили фото- и информационный материал. Благо у многих сохранились снимки тех лет, что-то нам в те годы предоставил фотокорреспондент Рифкат Якупов, что-то было снято участниками самостроя на любительские фотоаппараты. Так появился наш альбом «Мы возвратились тридцать лет назад» (Из истории основания в 1990 году поселка Чатал-къая).

— Как восприняли эту идею жители поселка, и какую цель, на ваш взгляд, преследуют такие проекты?

— Идею поддержали, тем более, что цель у нас одна – оставить детям и внукам память. Мы уйдем, а они будут эту память передавать уже своим детям и внукам. Это память родной земли, которая нам нелегко досталась, мы отстаивали ее в многодневных пикетах, в противостоянии с бюрократической системой, в оцеплении спецназовцев. На заброшенном табачном поле над поселком Кореиз мы разбили лагерь самозастройщиков, укрепили и оградили его колючей проволокой от «недоброжелателей» и под национальным флагом и лозунгом «Родина или Смерть» начали строить первые времянки. Комендантом лагеря мы определили Сервера Межетова. На уникальных снимках, вошедших в альбом, запечатлены факты, которые нельзя забыть. Это и голодовки с требованием выделения земельных участков, и первые публикации в газетах, и оцепленное милицейским кордоном со сверкающими на солнце щитами и спецзаками поле, это и привезенные из Гурзуфа, Кызылташа и Дерменкоя, подогретые спиртным погромщики, разрушающие наши времянки и пляшущие на их руинах… Такие книги и альбомы — свидетельства тех событий, подкрепленные фотофактами, должны быть в каждой крымскотатарской семье. И тому, кто собирается бездумно оставить или продать свой участок земли, следует еще раз почитать нашу историю, посмотреть на эти снимки и взвесить, какой ценой мы вернулись и сумели отстоять каждую пядь родной земли.

— Какой тираж альбома и где читатели смогут с ним ознакомиться?

— Тираж незначительный — 200 экземпляров, и мы планируем раздать их в библиотеки некоторых школ и редакции национальных СМИ.

— Почему ваш поселок назван Чатал-къая?

— Потому что он расположен у подножия горы Чатал-къая (Ай-Петри), неподалеку от двух скал, и его жители-первопроходцы оказались тоже непоколебимы, как скала, в своем решении жить на родной земле. Один из основателей поселка Амет Асанов предложил назвать его именно так.

— Вы рассказали об истории своего поселка, а каково его настоящее?

— Кстати, в альбоме есть также снимок генплана тогда еще будущего поселка Чатал-къая, выполненный Решатом Аблаевым и согласованный с председателем городского совета В.Усачевым 27 ноября 1990 года. Сегодня на бывшем, некогда заброшенном табачном поле вырос один из самых красивых поселков на ЮБК. Здесь вместо времянок 57 добротных домов, в которых проживают 208 крымских татар. В поселке две улицы: одна названа в честь Номана Челебиджихана, вторая – ул. «Шестнадцатое сентября» — день, с которого поселок начал свою жизнь.

— Амир-бей, вы лично прошли этот путь становления со своими земляками и своей семьей с самого начала, вы были непосредственным участником всех акций и пикетов, в числе пяти участников голодовки, среди которых были Хасан Меджитов, Асан Чапух, Решат Аблаев и Рефат Ибрагимов. Исходя из вашего опыта, что можете посоветовать сообществам в местах компактного проживания крымских татар?

— Ничего нового не надо придумывать, народная мудрость гласит: «Под лежачий камень вода не течет». Всего можно добиться сообща. Главное — не утратить национального самосознания. Сплоченностью и единством, упорством и знаниями, сохранением языка и национальных традиций продвигать решение всех насущных проблем и задач. Первоочередной, конечно же, является строительство в местах компактного проживания крымских татар школ и детских садов, коммуникаций и дорог. Это масштабные проекты, а что в силах самих жителей — стараться благоустраивать самостоятельно. Жители Чатал-къая на свои средства газифицировали и телефонизировали поселок, молодежь построила детскую площадку и футбольное поле, провели в каждый дом интернет. Не надо сидеть и ждать, надо действовать. Мы вернулись домой!

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог