Курс валют USD 0 EUR 0

Вечная молодость Амди Гирайбая

Комментариев: 0
Просмотров: 441

(Начало в №6)

В 1935 году в крупнейшем городе Добруджи (исторической области, находящейся на современном черноморском побережье Румынии) — Констанце, увидел свет сборник стихов Амди Гирайбая «Къырым шиирлери». В предисловии к этой книге известный крымскотатарский политический и государственный деятель Джафер Сейдамет попытался обрисовать короткий и трагический жизненный путь молодого крымского поэта.

Встреча в Стамбуле

Дж. Сейдамет вспоминал, как в 1923 году в Стамбуле его разыскал один молодой человек, только что приехавший из Крыма. Он рассказывал о положении дел на полуострове, о судьбах общих знакомых, представителей крымскотатарской интеллигенции. Улучив возможность, Дж. Сейдамет поинтересовался у юноши, при каких обстоятельствах они могли видеться в Крыму.

Тот напомнил ему, как в 1917 году во время избирательной кампании группа крымскотатарской учащейся молодежи пришла во Временный крымский мусульманский исполнительный комитет и выразила желание помогать национальному движению. Дж. Сейдамет тогда дал молодым людям наставление, что сейчас они, прежде всего, должны заниматься своим образованием и не пропускать занятий. Тем не менее молодежь помогла распространить программу и списки кандидатов, выставленных комитетом по всему городу, вплоть до самых дальних улиц.

Этот рассказ оживил в памяти Дж. Сейдамета воспоминания о маленьком Амди, одном из тех молодых людей, активно поддержавших комитет в борьбе с оппозиционной группой мурз и религиозных фанатиков.

Эта беседа продолжалась несколько часов. Они говорили о родине, о товарищах, о разлуке с близкими. В дальнейшем Дж.Сейдамет и Амди Гирайбай не раз встречались.

Политическая обстановка

Впрочем, вскоре обстоятельства политической жизни заставили Джафера Сейдамета оставить Стамбул и выехать в Европу. В швейцарской Лозанне в то время проходила международная конференция, посвященная вопросу подготовки нового мирного договора между Турцией и странами Антанты (Францией, Великобританией и их союзниками). Конференция должна была определить и статус черноморских проливов. Естественно, что обсуждение столь важных вопросов международной политики проходило с участием высокопоставленных представителей правительств ведущих держав Европы.

Жизнь политического эмигранта, каковым тогда уже являлся Дж. Сейдамет, свелась к бесконечным переездам из одной страны в другую в попытках поднять крымский вопрос перед международным сообществом в целом и правительствами отдельных государств в частности. Однако международная обстановка нисколько не благоприятствовала его планам. Собственно, до этого Сейдамет приехал в Стамбул из Анкары, где размещалось созванное Мустафой Кемалем Великое национальное собрание Турции.

Кемалисты в то время развивали активное сотрудничество с большевиками. Эти отношения были обусловлены объективными интересами, как новой Турции, так и Советской России. Обе страны имели общих врагов в лице Антанты. В ходе гражданской войны в России французы, англичане и греки выступили на стороне противников красных — белых. И теперь большевики были кровно заинтересованы в том, чтобы Босфор и Дарданеллы находились в руках дружественных сил.

В Анкаре же не желали мириться с губительными для турецкого народа условиями Севрского мирного договора, который Османская империя была вынуждена подписать после поражения в Первой мировой войне. Высадившиеся в Анатолии греческие войска пытались наступать на Анкару, а греческие генералы вынашивали планы о занятии Стамбула, мечтая возродить былое величие Византии. В условиях, когда союзниками греков были французы и англичане, поставки оружия из Советской России имели большое значение для успеха дела турецких патриотов. Все эти обстоятельства толкали Ататюрка и Ленина к взаимовыгодному союзу.

Джафер Сейдамет не мог вписаться в эти расклады. Кровь, пролившаяся во время крымских событий конца 1917-го — начала 1918 гг., навсегда сделала его непримиримым противником большевизма. Дж. Сейдамет, очевидно, хорошо понимал, что красные никогда не забудут о его роли в качестве военного министра Крыма. Тогда находившиеся под его началом эскадроны Крымского конного полка стали главной военной силой, пытавшейся воспрепятствовать утверждению советской власти на Крымском полуострове.

Перебравшись из Анкары в Стамбул, Дж. Сейдамет оказался ближе к европейским столицам, где еще надеялся найти помощь, пытаясь использовать свои связи в правительственных кругах Польши.

Настоящими хозяевами Стамбула в тот момент были англичане, оккупировавшие османскую столицу в ноябре 1918 года после поражения Турции в Первой мировой войне. В городе также были размещены французские и итальянские военные. Формально шестисотлетняя Османская империя еще существовала. Но османский парламент, осмелившийся было протестовать против действий интервентов, был немедленно разогнан оккупационными войсками. Многие его депутаты после этого перебрались в Анкару и приняли сторону Мустафы Кемаля. Султанское правительство, превратившееся в марионетку интервентов, было полностью дискредитировано в глазах турок.

Победа кемалистов в войне с Грецией в 1922 году существенным образом изменила расклад сил. В Лондоне и Париже были готовы воевать руками греков, но не желали брать на себя основную роль в новой кровопролитной войне, поскольку французское и английское общества не могли еще прийти в себя после миллионных жертв, понесенных в ходе Первой мировой войны.

В Лозанне начались переговоры об условиях нового мирного договора, на которых Турцию уже представляло кемалистское правительство. Последний османский султан Мехмед VI на британском военном корабле покинул Стамбул, после того как Великое национальное собрание в Анкаре приняло закон о разделении халифата и султаната и упразднении последнего.

На фоне этих исторических событий и состоялся переезд Амди Гирайбая из Крыма в Стамбул. Его целью было получение высшего образования. И молодому человеку вскоре удалось поступить в Стамбульский университет. С Джафером Сейдаметом, после отъезда последнего, Гирайбай поддерживал активную переписку.

В июле 1923 года в Лозанне был подписан мирный договор, определивший современные границы Турции. В соответствии с условиями соглашения, иностранные войска должны были покинуть Стамбул. 6 октября 1923 года турецкие войска торжественно вошли в Стамбул, приветствуемые населением города. А спустя несколько недель Турция была провозглашена республикой. Вскоре, в марте 1924 года, был упразднен и халифат, а члены династии Османов высланы из страны.

Возрождение турецкой государственности, находившейся, казалось бы, на грани своего полного упадка, установление нового политического строя, с которым современники связывали надежды на более справедливое переустройство общества, не могли не воодушевлять Амди Гирайбая. Тем более что он был человеком прогрессивных взглядов. От последствий гражданской войны и голода тем временем оправлялся и Крым, утверждавшийся теперь в роли автономной республики. Россия и Турция, позабыв вековую вражду, выстраивали межгосударственные отношения с чистого листа. Казалось, что все беды прошлого и настоящего остались позади и впереди только светлые дни…

«История Крыма»

В 1923 – 1926 гг. Амди Гирайбай учился на литературном факультете Стамбульского университета. Этот факультет включал в себя широкий круг научных направлений — турецкий язык и литературу, историю, археологию, географию, западные и восточные языки и т. д. В годы обучения Гирайбая деканом литературного факультета был известный турецкий историк, филолог и государственный деятель, основоположник европейской школы турецкого литературоведения Мехмет Фуат Кёпрюлю, в 1925 году избранный иностранным членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Будучи студентом, Амди Гирайбай стал разрабатывать тему истории крымскотатарской литературы. Его работа «Къырым тарихы» («История Крыма») получила высокие оценки профессоров. Окончив обучение, молодой человек мог продолжать заниматься научной деятельностью в Турции или же переехать в Европу. Но Амди Гирайбай, несмотря на уговоры Джафера Сейдамета, предпочел вернуться на родину. 8 ноября 1926 года, оставив Стамбул, поэт отправился в Крым. Этот поступок определил всю его дальнейшую судьбу…

(Продолжение следует)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог