Статья Исмаила Гаспринского, впервые опубликованная в газете «Переводчик-Терджиман» 9 июня 1889 года, №22
Мусульмане отличаются чрезвычайной преданностью своей старине. Черта эта весьма похвальна, если не переходить границ разумности, ибо правду говорили старики, что не видя реки, не следует засучивать штаны (для перехода вброд), но этим же самым указывается, что увидев реку, надо приготовиться пройти через нее.
Если изменение или улучшение чего-либо из давно установившихся привычек, взглядов и обыкновений ведет к облегчению трудов, к большим успехам в жизни, то понятное дело, что держаться старины во что бы то ни стало будет и глупо, и вредно.
Мусульманин не должен и не может изменять своих чисто религиозных воззрений, ибо вера вечна, но все, что касается жизни, приобретения знаний и средств, подлежит равномерному изменению по ходу и требованию времени.
В старинные времена все люди привыкли есть из деревянной или глиняной посуды, пахать деревянным плугом, ездить на лодках или верблюдах. В наше время существует чугунная и железная посуда, железные и стальные плуги; изобретены пароходы и железные дороги. Какой разумный человек станет осуждать металлическую посуду, более прочную, чем деревянная, потому что в древности ее не было?
Отчего честному работнику не предпочесть деревянному, тяжелому плугу стальной, более легкий и ходкий? Какой мало-мальски разумный мусульманин пожелает плыть на лодке или качаться дни и ночи на верблюде, когда можно проехать на пароходе или машине в сорок раз скорее и безопасней?
Эти вещи очень хорошо понятны всем, и ни один мусульманин не возразит ничего против хороших плугов и улучшенных путей сообщения, но есть еще много вещей, столь же понятных и необходимых, против коих мусульмане еще возражают, ссылаясь на то, что этого прежде не было.
Возражение это доказывает лишь непонимание и незнание, ибо ученые мусульмане или видевшие свет не только ничего не возражают, но и всеми силами стараются, чтобы у нас также было все то, что облегчает и совершенствует труд и жизнь других людей.
Во всем том, что касается религии, должно следовать священному Корану, а во всем том, что касается жизни, труда, коммерции и ремесел, должно брать пример со всех времен и от всех народов, где что есть хорошего и полезного. Иначе, без смысла и основания смотря все назад и не двигаясь вперед, мы отстанем от всех народов и будем потоптаны идущими вперед.
Приведем пример, известный в Крыму и святошам, и взрослым, и женщинам, и детям.
Издавна в Крыму сеяли табак. Рассаду готовили прямо на воздухе. Сбор табака начинался не ранее августа. Так делали все, так делали в старину.
Но вот появились несколько плантаторов из Турции и, обратив внимание на крымский климат, нашли гораздо лучшим для дела приготовлять рассаду парниковым способом. Этим они достигли того, что могли рассадить, собрать и высушить табак на 30—40 дней ранее других, которые работали «по-старому» и говорили «прежде этого не было». Между тем умные пришельцы сушили свой товар в лучшие летние месяцы и продавали много дороже старомодников. Прошло десять лет, пока наши татары оценили выгоды «парников».
Разве было грешно, предосудительно оставить невыгодный, неверный способ для замены парниковым? А мы помним, что многие осмеивали новый способ, который дал Крыму лишние миллионы рублей. Мы помним, что многие наши «святоши» осуждали вообще табаководство, обзывая всех «дангалаками»1, а под конец взяли, да и сами сделались дангалаками.
Чрезвычайно жаль, что подобное отрицательное отношение к тем или другим явлениям жизни наблюдается очень часто. Это было особенно заметно в вопросе обновления и улучшения мусульманского мектеба.
Мы привыкли изучать азбуку год, читать «Эфтиек»2 два года, потом Коран три года, засим учиться писать еще три года – итого девять лет для приобретения простой грамотности!
Далее, чтобы изучить арабский язык (теоретически) и мусульманское богословие, надо учиться еще 10–15 лет! Таким образом, начав учение в семь лет, можно окончить его не ранее тридцати, все-таки недостаточно зная по-татарски и мало зная по-арабски. При этом никто не подозревает, что знания можно одолеть в пять, шесть лет и более основательным образом!
Когда несколько лет назад в Бахчисарае открылся новый мектеб, где преподавание было поставлено на новых началах, его встретили общим недоверием и злословием, но когда все увидели, что в один год дети могут выучиться читать, писать по-татарски, читать по-арабски и усвоить начало веры и арифметики, многие изменили свое мнение, но, однако, до сих пор новый метод имеет значительное число противников. Странное дело! Разве каждый мусульманин не должен искать средств и способов скорее и легче выучиться? Разве не должно стараться учиться поскорей и не больше? С учебным делом повторяется то же, что было с табачными парниками: сначала все относились к ним отрицательно, недоверчиво. То же будет с новыми мектебами, с новым методом преподавания. Время и правда возьмут свое.
Нечто подобное происходит также в Константинополе. Турецкий писатель Хаджи Ибрагим Эфенди3 содержит школу, где обучает юношество арабскому языку в два, три года, между тем как софты проходят тот же язык в «медресе» в течение десяти лет.
Теперь между школой Хаджи Ибрагима и многими медресе возникли серьезные раздоры, так как ученые софты смотрят на Хаджи Ибрагима, как на врага магометанской религии, который ускорением изучения арабского языка будто расшатывает основы традиционных медресе (духовных училищ при мечетях).
Скажите по совести, разве этот Хаджи Ибрагим Эфенди делает дурно, давая ученикам в три года такие знания, кои по старым порядкам достаются не ранее 10 лет? Если он, обучая в три года арабскому языку, делает дурно, то нехорошо делает и тот, кто обучает в 10 лет, и не совсем будет благопорядочен тот, кто обучит в 25 лет, ибо первенство и все достоинства должны принадлежать тому, кто ничему не выучит в 99 лет! Подумайте – примемся дружно за обновления и улучшения; это даст нам силы и знания для успешной жизни.
- Дангалак – в значении «тупица».
- Отдельный сборник, составленный из сур Корана, буквально 1,7 часть.
- Хаджи Ибрагим Эфенди (1826—1888) – османский государственный деятель и педагог. В 1882 г. открыл частную двухгодичную школу Dârütta’lîm, где в краткие сроки обучал учащихся арабскому языку. Хаджи Ибрагим Эфенди утверждал, что распространенное мнение о том, что арабский язык не может быть изучен за короткое время, неверно, и что этому языку можно научиться за два года.
comments powered by HyperComments